Поиск авторов по алфавиту

Автор:Антоний (Храповицкий), митрополит

Влияние исповеди

Вот кающийся, смиренно исповедав свои грехи, слышит крот­кий, любви и благоговения исполненный голос духовника: «Гос­подь прощает кающемуся; Он близок к твоей душе и желает тебе победы над грехом больше, чем ты сам, как и ты своим детям желаешь укрепления в добре больше, чем они сами. Ко­гда нач­нется борьба в твоем сердце, вспомни о Всеведущем и сострада­ющем Искупителе, вспомни, что Ангел хранитель с заботливой скорбью следит за колебанием твоей души; пожалей сам свою душу. Видишь, и мне тебя жалко, а Бог нас любит во много раз больше, чем мы друг друга. Если сам же не оттолкнешь Его помо­щи, Он не предаст тебя в раб-

18

 

 

ство твоим прежним страстям. При­зывай Его во время искушений, осеняй тогда себя знамением Креста, отвращай взор твой от соблазнов, удаляйся от людей, склоняющих тебя на злое или раздражающих тебя, и будешь тог­да победителем невидимых врагов». Такими, хотя и коротки­ми словами духовник глубоко растрогает и без того взволнован­ную душу кающегося. Обновленный духом, возвратится он к своим делам по причащении Святых Таин, и все домашние заме­тят, что с ним произошло не­что особенное, изменившее его на­строение, а то и самую его жизнь.

Вероятно, он и сам поделится теми святыми чувствами, какие навеяны на него сердечными увещаниями пастыря. Самую сердечную благодарность и любовь к последнему будет он носить в своем сердце и начнет всем советовать идти на исповедь имен­но к этому священнику. Впрочем, свой святой долг мы обязаны выполнять независимо от успеха или неуспеха увещаний, как сказал Господь пророку Иезекиилю (гл. 2), но здесь успех бывает благословенный. Раз или два ты совершишь исповедь людей или даже одного человека, как к тебе потянутся новые и новые духов­ные чада. Один придет к тебе в дом и будет плакаться на свои духовные язвы или просить утешения в горестях своей души; другой в церкви, даже не в обычное время, будет просить у тебя исповеди. Слух о сердечном, любящем людей и благоговейном пастыре быстро разнесется не только по селу, но и по городу, и дай тебе Боже только успевать, чтобы отозваться на все прости­раемые к тебе мольбы о духовном врачевании.

19

 

 

«Как? Это в наше-то большевистское время, когда усердных пастырей поносят, изгоняют и убивают?» Да, и в наше время убийцы – убийцами, безбожники – безбожниками, но верую­щих и молящихся все-таки несравненно больше, чем безбож­ных; и, пожалуй, горячее, чем прежде, приникнут они к такому пастырю, ко­торый отнесется к их исповеди не равнодушно, а как любящий и сострадающий отец, – к такому пастырю, какими обязаны быть мы все, принявшие благодать хиротонии и долженствующие иметь то же чувство, как святой Иоанн апостол: Для меня нет бТльшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3 Ин. 1, 4). Конечно, от столк­новения с чадами недостойными, с сынами противления пас­тырь не будет свободен, даже при совершении Таинства испове­ди. Но душа твоя должна быть исполнена радостью о чадах послушания и повторять слова псалма: Научу беззаконныя пу­тем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся (Пс. 50, 15). Всех нечестивых ты не обратишь, ибо и кровь Господня излилась за многия, а не всех привлекла к Распятому, и апостол Павел го­ворил: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9, 22). Это так, но все же помеха для до­стойного исполнения духовнического призвания не в людях, не вне тебя, а в тебе самом, если ты не хочешь взяться за это святое дело, как велит Господь.

«Конечно, ты прав, – ответят мне многие духовники, – конеч­но, если б я был святой, если б мог озарять сердце свое таким участием к людям и такой верой, я бы, вероятно,

20

 

 

достигал при благодати Божией всего, о чем ты мне толкуешь. Но нас этому не учили; ду­ша моя черства, я и молиться-то почти нико­гда не умел с теплотою и умилением, а стяжать такую евангельскую любовь к людям, от которых постоянно терпишь оскорбления и оби­ды, – это выше моих сил, и об обязательности для себя такого настроения я даже и не думал, а мои собратья и родственники тоже о том никогда не говорят».

Ожидаю таких ответов от многих, пожалуй, от большинства искренних пастырей, но не в этом еще их беда, и не в этом – горе паствы. Если такое признание исходит от тебя с духом самоукорения, если с сокрушенным сердцем сказал ты такие слова, то это еще полбеды (Мк. 9, 24). Ужасно другое; ужасно, если с гор­деливым пренебрежением и насмешкой над человеческим покая­нием, над душою ближнего скажешь ты такие слова; если же со смиренной скорбью о себе, то сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс. 50, 19), ибо близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Чем глубже ты проникнешься сознанием своей далекости от того духа всеобъем­лющей любви и сострадания, коим должен быть исполнен Хрис­тов пастырь, чем больше ты оплакиваешь свое очерствение, тем ближе к тебе Божественная благодать, тем доступнее твоя душа для светлых озарений. Помысл будет тебе внушать глаголы уны­ния: «Ну где тебе, черствому, раздражительному и себялюбивому человеку, принимать к сердцу чужие грехи как свои собственные и распинаться пред Богом вместе со вся-

21

 

 

ким исповедующимся среди утомления цело­дневного труда исповеди? Выслушай грех, да прочитай отпущение, а сверх того тебе все равно ничего не сделать». Ты же отвечай помыслу: «Пусть я таков на самом деле, пусть я не способен правильно отнестись к исполнению это­го высокого долга пастыря, и для большинства духовных чад ока­жусь только формальным свидетелем их покаяния. Но все же буду делать столько, сколько смогу, то есть сколько поможет мне Господь. И вот начну с того, что буду смиренно умолять Его о вразумлении меня и научении, о смягчении моего сердца и даро­вании мне духа сострадательной любви и руководственной муд­рости, чтобы научать своих духовных чад, как им бороться с гре­хом, а сверх того заблаговременно постараюсь и внеш­ний порядок исповеди устроить так, чтобы возможно больше времени можно было уделить каждому верующему, и самому мне понаучиться у Святых Отцов руководству душою человека в ее борьбе между добром и злом».

Если твердо установишься в таком решении, то рано или по­здно станешь прекрасным духовным врачом верующих. Только держись такого решения и не поддавайся унынию, когда подни­мающееся в душе нетерпение, раздражение и усталость начнут искушать тебя против дела Божия. Если на первое время хоть с некоторыми из многих поговоришь по душам, отечески и братс­ки, а затем принесешь Бо­гу искреннее покаяние в том, что не ко всем явил­ся ты духовным отцом, то к следующей исповеди при­дешь уже более созревшим духовно, с более смягченной душой, с более яс-

22

 

 

ною верою в благодатную силу Божию, и так будешь постепенно возрастать в мужа совершенного ты сам, а твои ду­ховные чада – в пол­ноту возраста Христова.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.