Поиск авторов по алфавиту

Автор:Антоний (Храповицкий), митрополит

Зависть

Мы упомянули о Сауле, все душевное настроение которого поглощено было завистью к Давиду и погубило в нем и государ­ственный ум и, затем, самую его жизнь. По зависти предали суду и казни Господа Иисуса Христа Его враги. Скверное и греховное чувство, но если кающийся не желает сознательно лгать на испо­веди, то эта страсть едва ли может скрыться от его собственной совести, и он на вопрос священника признается в одолева­ющем его искушении зависти. Духовник укажет ему на два вышеприве­денных гибельных примера, скажет, что завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 24), как пояснено в книге Премуд­рости Соломоновой; предо­стережет его, что зависть соединяется с еще более отвратительным чувством злорадства и связана еще с какой-либо греховной страстью – тщеславия, или корыстолю­бия, или честолюбия, и направлена бывает против своего соперника в соответствующих этим страстям стремлениях. Что­бы преодолеть зависть, должно противиться не только ей самой, но прежде всего тем себялюбивым основным страстям своей души, из коих она рождается. Если подавишь в себе честолюбие, то не будешь завидовать товарищу или сослуживцу, который преуспел больше тебя; если ты не сребролюбив, то не будешь завидовать разбогатевшему соседу.

105

 

 

При сем указывай кающемуся на бессмысленность злобной зависти, ибо если ты думаешь, что начальник не по правде, а по неразумию или пристрастию возвысил недостойного, то не сей, а сам начальник заслуживает негодования. Если же ты думаешь, что твой товарищ нечестными путями и обманом привлек к себе расположение начальника или толпы, то почему ты не негодовал на него раньше, и почему твое негодование и гнев усилились то­гда только, когда он не по справедливости был возвышен? Ведь лесть или притворство, в коем он виновен, одинаково по­стыдны и при успехе, и при неуспехе. Посему не оправдывай своей зависти якобы справедливым негодованием. Наверно, ты не питал бы такого чувства, если бы тот человек не был как бы твоим соперником. Ты сам хочешь, но пока не можешь освобо­диться от томящей те­бя зависти? Начни с того, чтобы перестать самого себя обманывать, и всмотрись искренно в источник этого чувства: он в себялюбии, в желании богатства и славы, и все это весьма греховно: должно желать себе только спасения на небе, а на земле терпения и чистой совести. Допущенная в душе страсть, если и станет сама предметом святого гнева и борьбы с нею, все-таки будет вновь просыпаться в виде досадного, недоброжелательного чувства и даже повлияет на мысль человека, понуждая его толковать в недобрую сторону все поступки и сло­ва своего недоброжелателя или же того ближнего, которому он завидует. С развитием у нас парламентаризма и партий и с упад­ком правдивости в людях почти все от-

106

 

 

зывы друг о друге, и доб­рые и порицательные, люди дают не по действительным впечат­лениям, а по тому, как относится их партия к той, куда принадлежит ближний. Такая неправда, такая нечестность мыс­ли должна быть признана явлением постыдным, и всякий хрис­тианин должен себя останавливать на любом искушении дать пристрастный отзыв о ближнем по зависти или по злобе, а не по истинной правде. В этой предосторожности и должна заключать­ся первая ступень борьбы против страсти зависти, которая пита­ется злоб­ными выходками завидующего против его соперника; не получая такой пищи, самая зависть постепенно замирает, осо­бенно, если у искушаемого ею вырастет решимость непременно проверять беспристрастно все свои отзывы о ближнем, сдержи­вая всякое недоброжелательное чувство.

И еще увещевай твоих пасомых, отец духовник, чтобы они не упускали случая всегда признать или заявить о своем сопернике все доброе, что могут о нем сказать по правде. Следуя таким путем, они и из собственного сердца изгонят всякую зависть, и придут к тому, что никого не будут считать ни своим соперником, ни врагом.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.