Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Беседа первая на Благовещение Пресвятой Девы Марии

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 9

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

перевод. проф. Н. И. Сагарды

 

св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.

 

На Благовещение Пресвятой Девы Марии,

беседа первая.

Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссиявает верным. Днесь радостная для нас весна, Христос—Солнце правды осиял нас ясным светом и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на небо ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неиссякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднества, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников, и горнее царство поспешает призвать мудрствующих небесное, чтобы приобщить их к божественному служению бесплотных ликов. Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: да веселятся небеса и да торжествует земля: да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет 1). Давид говорит [просто] деревья, а предтеча Господень называл деревья, приносящие плоды достойные покаяния, скорее же—пришествия Господня. Господь же наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас 2).

Днесь ясно возвещается нам преславное и неизреченное таинство христиан, добровольно запечатлевших свою надежду на Христа. Днесь Гавриил, предстоящий Богу, приходит к

1) Пс. ХСV, 11 — 13. 2) Иоан. XVI, 22.

1039

 

 

1040

Деве непорочной благовествуй ей: радуйся благодатная 1). Она же помышляла в себе, что бы это было за приветствие. Ангел без замедления присовокупил, говоря: Господь с Тобою; не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Итак Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и нарекут имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется. И даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет со Мною, когда Я мужа не знаю? Останусь ли я и далее девой? Не будет ли нарушено достоинство девства? Когда Святая Дева недоумевала о сем, ангел возвещает ей сущность своей речи, говоря: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим 2). Ибо что оно есть, тем действительно и наречется.

Итак, достойно из всех родов благодать избрала одну только Святую Деву. Ибо она истинно была мудрее всех, и никогда во всех родах не было подобного ей. Она [поступила] не так, как прежде дева Ева, которая, ликуя в раю; своим слабым умом неосторожно вняла речи виновника зла змия, и таким образом извратила благородство своего помышления, и чрез нее коварный, излив свой яд и примешав смерть, ввел во весь мир, и вследствие этого произошла всякая пагуба святых; и только одною святой Девой восстановлено ее [т. е. Евы] падение. Напротив, святая [Дева] имела твердость принять дар не прежде, чем узнала, кто посылает его, и что это за дар и кто его приносит. Говоря это сама в себе, святая недоумевала и обращается к ангелу, говоря: откуда ты принес мне такое благословение? Из каких сокровищ послана мне эта жемчужина слова? В чем этот дар мне имеет свое основание? Ты пришел с неба и шествуешь по земле. Ты показываешь все характерные черты человека, и осияваешь блистанием света.

Святая в Себе размышляла об этом; ангел же разрешил ее сомнение, так вещая к ней: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; по-

1) Лук. I, 8. 2) Лук. I, 35.

 

 

1041

сему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим. И: не бойся, Мария, ибо я пришел не для того, чтобы поражать тебя страхом, но чтобы отогнать причину страха. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не исследуй благодати по законам естества; ибо благодать не терпит подчинения законам естества. Ты познала, Мария, то, что было сокрыто от патриархов и пророков. Ты, Дево, научилась тому, что доселе было утаено от ангелов. Ты услышала. Всесвятая, то, чего еще не удостоился [слышать] лик богоносных мужей. Моисей и Давид, Исаия и Даниил и все пророки предвозвещали о нем, но как [это будет], не знали. Ты же одна только,” Всесвятая Дево, ныне воспринимаешь неведомые всем им тайны и уразумеваешь, как это возможно. Ибо где Дух Святый, там все легко совершается. Где божественная благодать, [там] все возможно для Бога. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим. Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он—начертание в лице и чрез отражение [в Нем] воссиявает Его слава. И как из неиссякаемого источника проистекают реки, так и из сего неиссякаемого и всегда живого источника проистекает неиссякаемый и истинный Свет мира—Христос Бог наш. Об этом источнике пророки восклицали: речные потоки веселят град Божий 1),—не один только град, но все, ибо подобно тому, как один град, он веселит и всю вселенную. Посему прилично Ангел возгласил Святой Деве Марии, первой из всех: радуйся, благодатная, Господь с Тобою, так как с нею сохранено было все сокровище благодати. Ибо из всех родов одна только сия Дева явилась святою и по телу и по духу, и она одна только носит Того, Кто глаголом носит всяческая 2). И должно изумляться не только телесной красоте своей, но и добродетельному направлению ее души. Посему-то к ней первой из всех Ангел обращается с приветствием: радуйся, благодатная, Господь с Тобою; и не земной жених, но Сам Господь освящения, Отец непорочности,

1) Псал. XLV, 5. 2) Евр. I, 3.

 

 

1042

Зиждитель нетления и Податель свободы. Ходатай спасения Распорядитель и Раздаятель истинного мира, из девственной земли создавший человека и из ребра его взявший Еву,— Сей Господь с Тобою и опять из Тебя.

Посему приидите, возлюбленные, и мы, последуя ангельскому хвалению, благомысленно воздадим по силам говоря: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Ибо Тебе надлежит поистине радоваться, так как с Тобою божественная благодать, как [она одна] ведает, вселилась; с рабою—Царь славы, с прекрасною—Тот, Кто красен добротой паче сынов человеческих 1), с нескверною— освящающий всяческая. С Тобою Бог и совершенный человек, в котором обитает вся полнота Божества 2). Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленного солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или лучше выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве воссоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из ее тела. И как жемчужина образуется из двух естеств, из молнии и воды, сокровенных явлений моря, так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из чистой и непорочной, нескверной и святой Девы Марии, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве, по всему подобный Отцу и единосущный нам во всем кроме греха.

Весьма многие из святых отцов, патриархов и пророков хотели видеть Его и сделаться самовидцами Его и не сделались. И одни из них созерцали Его посредством видений образно в гаданиях, другие слышали божественный глас [Его] в столпе облачном и удостоились явления святых ангелов. И только к одной Марии, Святой Деве, светозарно пришел архангел Гавриил, благовествуя Ей:

1) Псал. XLIV, 3. 2) Кол. II, 2.

 

 

1043

радуйся, благодатная. И таким образом, она восприняла Слово и по времени телесного исполнения принесла многоценную жемчужину.

Посему приидите и вы, возлюбленные, воспоем представленное нам богодухновенным Давидом на гуслях: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоей 1). Ибо воистину Святая Дева—кивот, внутри и вне позлащенный, воспринявший в себя целое сокровище освящения. Воскресни, Господи, в покой Твой. Восстании, Господи, из лона Отца, чтобы восставить падший род первозданного. Прославляя это, Давид пророчески говорит к лозе, имеющей произрастить из него прекрасноплодный цвет: слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего, и возжелает царь красоты твоей, и поклонишься ему 2). Слыши, дщерь, пророчествуемое о тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующего тебе, и архангела, ясно возвещающего тебе совершенное таинство.

Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прелсде бывшее и прославим лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самого родства Давидова: пошел также,— говорит он,—и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна, потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего, перворожденного всей твари, и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостиннице 3). Спеленала одевающего светом, как одеждою 4). Спеленала создавшего всю тварь. Положила в яслях седящего на херувимах и воспеваемого тмами ангелов. В яслях бессловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по

1) Пс. 131, 8. 2) Пс. 44, 11, 12. 3) Лук. II, 4-7. 4) Пс. 103, 2.

 

 

1044

собственному произволению сделавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать причастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостинице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, будучи богат, Он обнищал ради нас 1), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных тайн домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца воссел, и в яслях, как на херувимах, почил. Поистине [это] престол и именно херувимский, престол царский, святый из святых, единый, славный на земле святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.