Поиск авторов по алфавиту

Автор:Трубецкой Сергий Николаевич, князь

О мистериях Самофракии

ПРИЛОЖЕНИЕ.

О мистериях Самофракии (см. Лобека (Lib. III), Преллера (I, 660-73), Мори (II, 308-11) и Отфр. Мюллера (Orchomenos u. die Minyer 450-63 и Prolegomena 146 и пр.). Самое название богов этих мистерий — «Кабиры» κάβειροι — загадочно по своему происхождению. Одни видят в них кабирим, «великих, могучих» богов Финикии, другие стремятся подыскать этому слову греческую этимологию, исходя из предположения о пеласгическом происхождении богов Самофракии. Имена и число кабиров также в точности неизвестны. Весьма вероятно, что сами греки не знали или не понимали имен и существа Кабиров и потому произвольно отождествляли их то с теми, то с другими своими богами, как они это делали обыкновенно со всеми богами иноземного восточного происхождения. Так напр. Геродот отыскал в Египте культ Кабиров и Гефеста. Все, что мы можем знать о Кабирах, сводится поэтому к мнениям отдельных греческих писателей, при чем мы заранее должны ожидать существенных разногласий.

Согласно некоторым показаниям, большую роль в этом мистическом цикле играют, как кажется, Деметра, Гефест и Гермес, итифаллический демон пеласгов, занимающий в древнейших мистериях место Диониса. — По Геродоту (III, 37), Акузилаю и Ферекиду (Lobeck, 1207-10), Гефест есть отец всех кабиров и супруг великой Матери Кабиры (Деметры-Гекаты) — богини очевидно колеблющейся между теллурическим и лунным типом.

Гефест занимает здесь, по-видимому, место верховного бога: это как бы одна из древних форм небесного божества (Müller, Orch. 458), жгучего Зевса-Солнца. Родина Гефеста, его царский удел, есть Лемнос, где он был супругом местной Геры-Кабейры (как некогда эолийский Гелиос-Иксион). В Сицилии Ге-

465

 

 

фест имеет супругою Этну — мать паликов1), в других местностях с ним сочетается Афродита, которую иные хотят видеть в лице богини Кабиры2). В Аттике, другом важном центре своего культа, Гефест преследует своею страстью афинскую Деву, которая спасается из его объятий; плодом этой страсти является однако исчадье Земли, хтонический змеевидный демон Эрихтоний3), чтимый особым мистическим культом в храме Афины.

Другой бог, имеющий большое значение в цикле кабиров, есть, по-видимому, пеласгический Гермес, хтонический демон производительных оплодотворяющих сил природы, демон, имеющий тысячи имен, но всюду верный себе: его естественные символы суть фаллос и змея. Таковы Триптолем, Язион, Трофоний, Эрихтоний, бэотийский Эрос, Имброс и другие. Боги ветров издревле являются богами сева и оплодотворения; хтонические боги в силу естественной ассоциации сближаются с богами производительных сил земли (Аидоней=Плутону).

Таким образом мы имеем одного верховного бога — Кабира, одну великую матерь — Кабиру (иногда раздвояющуюся на мать и дочь)4) и сына их — бога-посредника — фаллического демона. Но существуют и другие комбинации, в которых мы не находим следов Гефеста.

Так мистические имена Кабиров, дошедшие до нас чрез посредство ученых александрийцев, суть Аксиэрос, Аксиокерсос и Аксиокерса, причем Аксиэрос отождествляется с Деметрой, а два остальных с Аидом и Персефоной. Четвертым богом является их сын, итифаллический Гермес-Кадмилл5). Мы склонны предполагать в этой четверице несколько иное значение. Аксиокерса-Персефона есть несомненно богиня мистического типа; Керсос, сближаемый с Аидом, очевидно хтонический бог (может быть карийский Гермес-Имброс, ἵμερος ср. Preller I, 126, 2. Gerhard, Gr. Μ. 5270, 2). Что же касается до Эроса, то хотя этот демон

___________________________

1) Палики — ἀπὸ τοῦ πάλιν ἱκέσθαι — боги, то поглощаемые землею, то снова восстающие из нее, чтимые человеческими жертвами близ Этны, см. Gerhard, Gr. Mythol. § 164, 1.

2) Plin. XXXVI, 4, 7: Scopas ferit Venerem et Pothon et Phaetontem (солнечный бог) qui Samothrace vetustissimis caerimoniis coluntur. Cp. Paus. I, 43, 6.

3) Apollod. 3, 14, 6: когда богиня вырвалась из объятий Гефеста ὁ δὲ ἀπεσπέρμηνεν εἰς τὸ σκέλος τῆς θεᾶς, ἐκείνη δὲ μνσαχθεῖσα ἐρίῳ ἀπομάξασα τὸν γόνον εἰς γῆν ἔρριψέν.

4) Напр. Paus. IX, 25, δ.

5) Schol. Paris, ad Apollon. I c. (Lobeck, 1221).

466

 

 

и соединяется с матерью-землею и оплодотворяет ее, но имеет самостоятельное значение на ряду с нею. В бэотийской Феспии Эрос чтился более всех богов, изображаемый неотесанным камнем (Paus. IX, 27); Гезиод, сам бэотиец, видит в Эросе первого и древнейшего из богов наряду с Землею1). Таким образом эти три бога — Эрос, Гермес-Аид (Керсос) и Гермес-Кадмилл суть три типа одного и того же фаллического демона, скотья бога пеласгов, а богиня Аксиокерса неопределенная форма древней нимфы. Эрос — теогоническая сила, Эрос малютка, сын Гермеса и Афродиты (гермафродит) и Имброс (Кернос) супруг Афродиты (ἔρως, πόθος, ἵμερος Paus. I, 43, 6) — в сущности одно и то же божество2). По всей вероятности, кроме этих кабиров, были однако еще и другие демоны и нимфы того же названия и того же древнего типа — магических производительных сил природы. Некоторые подробности культа и саги Кабиров в Лемносе указывают на общую всем мистериям идею периодического умирания и обновления жизненных сил в годовом процессе (Preller II, 326). Отсюда же объясняется и то обстоятельство, что Кабиры постоянно именуются Диоскурами. Все указывает нам в этом культе Кабиров на глубокую пеласгическую древность; представления его так смутны и неопределенны, что они легко и весьма рано могли слиться с сродными им мистическими идеями. Первоначальный культ Кабиров нельзя уподоблять никакому определенному культу позднейшего времени; ибо он и до позднейшего времени отражал собою, невидимому, ту первоначальную хаотическую неопределенность религиозного сознания, о которой свидетельствует Геродот.

_________________________

1) Мы находим в Бэотии многочисленные следы культа Кабиров. Таков напр. древний храм Деметры Кабиры и ее дочери, который Павсаний видел близ Фив: храм этот был открыт лишь посвященным в таинства Кабиров. О древности этого культа свидетельствует вся местная сага. Фивы основаны Кадмом, героем, тождественным с Гермесом-Кадмиллом Самофракии (О. Müller 1. с.). Супруга этого героя, Гармония, сочеталась с ним в Самофракии; в мистериях этого острова Гармония есть богиня, исчезающая и искомая, подобно Персефоне. Наконец, самые Фивы подарены Персефоне Зевсом в день ее обручения.

2) Эрос, как бог ветров, orph. fr. 22 (Schol. Apoll. Rhod. III, 26): Ἔρωτα Κρόνος καὶ πνεύματα πάντ᾽ ἐτέκνωσε. Как скотий бог — Sophocl. Antig. 783, ὃς ἐν κτήμασι πίπτεις, cp. Gerhard. über d. Gott. Eros, пр. 17; как бог сева и оплодотворения вообще σπέρμα φέρων κατὰ γῆς (Theognis) — окрыленный фаллос, см. там же.

467


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.