13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Задачи Церкви в медиапространстве
ЗАДАЧИ ЦЕРКВИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Присутствие Церкви в медийном пространстве —это большая тема, которая имеет отношение не только к жизни Церкви, но и к жизни страны, к жизни современного человека. Она приобретает особую важность в наши дни, когда информация имеет очень большое значение для формирования общественного мнения. То, как факты интерпретируются, какими эмоциями сопровождаются, оказывает влияние на сознание людей, на их психику, понимание проблем.
Нам важно понять, что составляет сердцевину послания, с которым Церковь обращается к людям,
72
обществу, миру. Эта сердцевина не может не соотноситься с главным посланием Церкви — вестью о спасении. Все иное вторично, третично. Самое главное, что Церковь должна передавать людям, — весть о спасении, о таком устроении человеческой личности и человеческих отношений, которое и формирует полноту бытия...
Глубоко убежден, что слово Церкви даже в условиях конфликта должно нести примиряющую силу. Оно никак не должно ассоциироваться в сознании людей с агрессивностью и жесткостью. Оно никак не может порывать с главной миссией Церкви — нести свидетельство о мире Христовом.
Слово на заседании Высшего Церковного Совета, г. Москва, 3 апреля 2012 года
Современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах, но вообще о людях, представляющих Церковь в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем. Потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей складываются представления о всей Церкви.
Это, конечно, неверное представление. Но сегодня по закону жанра получается так, что какие-то погрешности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви. Нужно постоянно помнить
73
об ответственности, которую налагает на христианина, особенно на священнослужителя, присутствие в публичном пространстве.
Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», г. Москва, 31 октября 2012 года
Наше время нередко именуется эпохой информационного общества. И мы действительно наблюдаем, как информация приобретает все большее значение в жизни современных людей. Средства массовой коммуникации подчас из способов получения информации превращаются в орудие воздействия на формирование мировоззрения.
В этих условиях наш ответ на информационные вызовы современности должен основываться на двух
74
главных принципах. Во-первых, это стремление молитвой, словом и делом свидетельствовать об Истине в любых условиях, в каких бы мы ни оказывались. Во-вторых, это профессионализм, умение использовать инструменты массмедиа в церковном делании.
Доклад на Архиерейском Соборе 2013 года, г. Москва, 2 февраля 2013 года
Потоки данных из различных источников претендуют на то, чтобы влиять на принятие решений. Именно этим обусловлена турбуленция в информационном пространстве. Информационное пространство — это всегда пересечение интересов, стремление повлиять на другого, сформировать его позицию так, чтобы она была приемлема для группы влияния.
75
Церковь не является исключением. Конечно, есть круги, которые пытаются влиять на принимаемые нами решения, скорректировать наше мировоззрение, направить наши усилия в направлении, которое соответствовало бы интересам этих кругов. В этом нет ничего удивительного — по такому закону сегодня работает всемирное информационное пространство. Но в таких условиях Церковь не может себе позволить игнорировать эти факторы, связанные с информационным воздействием на нее как на институцию и на каждого верующего человека.
Церковный корабль должен уверенно преодолевать волны информационного моря и направлять свой путь в соответствии с правильным курсом. Как для корабля важно уметь различать створные знаки, чтобы правильно пройти фарватер, так и для нас с вами — для Церкви, народа Божия — важно уметь различать «створные знаки» в информационном пространстве и не потерять ту систему координат, с помощью которой только и возможно провести церковный корабль по очень сложному фарватеру, в условиях воздействия мощных информационных волн.
...Единое информационное пространство Церкви — это наша общая зона ответственности, это предмет заботы не только центральных церковных структур, но и каждой епархии. Каждый архиерей должен осознать личную ответственность за эту область. Неосмотрительность, проявленная в любой епархии, способна привести к последствиям такого масштаба, что вред будет нанесен всему церковному организму. Поэтому здесь крайне востребованы профессионализм и осознание опасности непродуманных шагов и действий.
76
Мнение Священноначалия, церковной Полноты, выражаемое через документы и заявления официальных лиц Церкви, должно быть известно на уровне каждой епархии, каждого прихода и каждого прихожанина. Вот наша задача. Все, о чем мы будем говорить, должно быть направлено на это. Все, что происходит в Церкви, особенно то, что касается принятия важных, судьбоносных решений, должно быть доведено до сознания каждого верующего человека. Активное участие в этом должны принимать ответственные лица на всех уровнях церковной жизни.
Выступление на заседании Высшего Церковного Совета 12 апреля 2013 года, г. Москва, Храм Христа Спасителя
Не следует смешивать церковную миссию в информационном пространстве с мгновенной реакцией на малозначительные поводы, к которой очень часто подталкивает нас мир, живущий «в режиме твиттера». На что-то надо реагировать немедленно, но нужно действовать осмотрительно. Патриарх должен реагировать только на то, что действительно имеет отношение к спасению людей. Поэтому мой масштаб реакции на события — несколько иной, чем у руководителей синодальных учреждений. Им, может быть, нужно реагировать на более конкретные поводы и более оперативно — но, опять-таки, соблюдая соответствующие пропорции и выдержку.
Нам не следует говорить языком «твиттера», когда речь идет о спасении человеческой души. Даже живя в условиях постоянного информационного шума, Церковь призвана быть верной своей цели попечения о душах людей. И эта самая главная цель
77
никогда не должна уходить из виду, скрываться за другими целями, которые естественно возникают из исторического контекста, из событий, которые вокруг нас с вами происходят.
Информационное пространство для нас — это в первую очередь пространство благовестия. Все, что мы делаем в этой среде, должно быть направлено к единственной цели — спасению людей, а это накладывает ответственность и на выбор языка, и на выбор собеседников, и на выбор тем.
Выступление на заседании Высшего Церковного Совета 12 апреля 2013 года, г. Москва, Храм Христа Спасителя
80
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.