Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Хорошие новости о Церкви

ХОРОШИЕ НОВОСТИ О ЦЕРКВИ

 

Что подразумевать под словом «пиар»? Если пиар направлен на достижение материальных, политических целей и личной выгоды, что, к сожалению, нередко просматривается в деятельности отдельных иерархов и священников, это вызывает у людей неприятие. Говорят так: «он сам себя пиарит». Такого, конечно, в Церкви быть не должно. Поэтому священнослужитель или архиерей всегда должен помнить, что цели его публичных выступлений должны быть тесно связаны только с его непосредственным служением, с главной целью его жизни — проповедью Христа.

81

 

 

У каждого человека есть честолюбие, стремление двигаться вперед. Но важно, чтобы в Церкви выработалась новая психология, новое отношение к служению. И движение вперед, и честолюбие (которое, кстати, помогает людям очень многое делать, это некая пружина, которая заставляет человека работать; плохо, если ее нет) — все это должно корректироваться нашим христианским отношением к себе и окружающим.

В конце концов, кто-то может представить как пиар и многотомное собрание сочинений Иоанна Златоуста. Но не было бы этого «пиара» — не было бы огромной части святоотеческого наследия....

Теперь о том, что может показаться некоторым «пиаром». Некоторые говорят: добрые дела надо делать так, чтобы правая рука не знала, что делает левая... Но если мы не будем говорить людям о важ-

82

 

 

ных делах, которые совершает Церковь, значит, не будет понимания того, какую важную роль сегодня Церковь имеет в общественной жизни. Если бы в случае с тушением пожаров наше общество не знало о роли Православной Церкви, — я глубоко убежден, это было бы очень плохо. Многие, особенно там, где пожаров не было, ничего бы не знали и сказали бы: а где была Церковь?

Говоря о том, чем сегодня занимается Православная Церковь, мы не хотим сказать, какие мы хорошие. Потому что мы делаем сегодня еще очень мало. Но мы говорим, что мы на пути. Каждый шаг делается с трудом, но он делается во славу Божию. Думаю, эта информация должна быть направлена на то, чтобы помогать людям, в том числе и отталкиваясь от добрых примеров, пытаться в своей жизни повторить то, что делают другие люди и о чем эти люди узнают из СМИ.

Ответы на вопросы участников IV международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», Москва, 12 октября 2010 года

 

Общество сегодня очень нуждается в положительной информации, в хороших новостях о событиях, которые происходят, в частности, в церковной сфере. К сожалению, сама логика подачи информационного материала строится от противного. Даже на самых уважаемых центральных каналах уже заголовки новостей, идущих вначале, содержат самое страшное, самое негативное — вне зависимости от того, имеет ли этот негатив отношение к жизни всего народа. Это может быть частный случай, еще не проверенная до конца

83

 

 

информацией, относительно которой существуют разные мнения, но именно она подается чаще всего как самая горячая новость, неся в себе отрицательный эмоциональный заряд огромной силы. А люди, восприняв этот заряд, уже и последующие новости смотрят в полувзвинченном состоянии, с априори негативным отношением ко всему, что они увидят на экране.

Это пример того, как Церкви поступать не надо. Мы с вами не можем повлиять на СМИ — у них своя логика, за которой стоят коммерческие интересы: чаще всего платят именно за то, что возбуждает негативные чувства, страх. Однако подобный подход, практикуемый современными СМИ, ни в коем случае не должен применяться в Церкви.

Очень важно наполнять информационное пространство позитивными материалами о том, что происходит в жизни нашей Церкви, в жизни нашего народа на стыке церковно-государственных, церковно-общественных отношений. И ведь таких материалов, способных формировать светлый, спокойный взгляд людей на окружающий мир, очень много...

Конечно, важно соблюдать чувство меры и такта, культуру подачи материала. Ведь и положительные материалы можно превратить в самую скучную и неубедительную жвачку. А если еще добавить морализаторство, в самом классическом смысле этого слова, — считайте, что материал погублен. Он не повлияет на людей, не создаст настроения, которое действительно помогло бы людям справляться с трудностями современной жизни, а в духовном плане открывало бы их сердце Богу.

Слово на заседании Высшего Церковного Совета г. Москва, 3 апреля 2012 года

84

 

 

...Если пиар направлен на то, чтобы повысить свой рейтинг, привлекательность, будь то корпоративную или личную, и затем выгодно продать товар, то не должно быть никакого «пиара» у Церкви. Мы должны быть тем, чем являемся по сути.

Поэтому я против любых искусственных способов, которые формировали бы привлекательный образ Церкви. Я просто за то, чтобы мы делали больше добрых дел. И, конечно, в условиях информационного общества нужно говорить об этих делах. В идеале нужно и говорить как можно меньше, но здесь мы сталкиваемся с некоторым противоречием — общество требует информации. А если нет информации, вакуум заполняется негативом.

Поэтому у нас существуют многие сайты, которые отражают ту или иную сферу церковной деятельности. В частности, очень востребован сайт о социаль-

86

 

 

ной, благотворительной деятельности. То же самое — в области образования, и так далее.

...Мы должны говорить о том, что Церковь делает, но прибегать к искусственным способам саморекламы ни в коем случае не следует. Но, с другой стороны, не нужно быть и в стороне от всего. Как некоторые говорят: «Мы живем своей жизнью, нас ничего не должно волновать, проблемы мира — это не наши проблемы». Это тоже неправильный подход.

В первую очередь, мы должны делать то, что является нашим духовным мандатом, быть верными своему призванию и, с учетом того, что мы живем в условиях информационного общества, уметь об этом говорить, преследуя цель как миссионерскую, так и образовательную.

Встреча с участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», г. Москва, 31 октября 2012 года

 

Мы должны отвечать на вызовы в медиасфере. Подчеркну принципиальный момент. Люди Церкви совершают множество добрых дел по велению сердца, по любви к ближним. Однако, когда мы говорим о своих собственных делах и достижениях, нужно соблюдать меру, ведь триумфализм не только духовно вреден для того, кто в него впадает, но и опасен, поскольку создает ложную, чрезмерно оптимистическую картину жизни Церкви. В результате вполне разумные действия, которые предпринимают те или иные священнослужители, церковные организации, порой вызывают совершенно неадекватную реакцию общества. Но говорить о том, что это на 100 % продиктовано чьим-то злым умыслом и мы тут ни при чем, — неверно.

87

 

 

Поэтому, формируя собственную информационную повестку дня, мы должны соблюдать определенную скромность и определенный баланс. Не информировать тоже нельзя — мы должны это делать, но с осмотрительностью. Тогда информация может достигать тех целей, которых мы хотели бы достигнуть: чтобы смягчались человеческие сердца, чтобы люди творили больше добра, правды, милости, чтобы изменялись к лучшему общественные отношения, чтобы понижался уровень конфронтации в обществе, повышалась нравственная ответственность людей за собственные поступки.

Мнение Церкви востребовано в информационном обществе. Мы призваны работать в этой среде так, чтобы все интересующиеся церковной жизнью видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5,16).

Выступление на заседании Высшего Церковного Совета 12 апреля 2013 года, г. Москва, Храм Христа Спасителя

88


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.