Поиск авторов по алфавиту

О клирошанах Киевских

2.— О клирошанах Киевских.

1.—[Виленский собор 1508—1509-го г. постановляет, что если священник дойдет до великих безчинств, то «нам (епископам) соборне, с нашим крылосом—с священно-иноки и попы, таковому безчиннику не велети священствовати». Русская Историческая Библиотека, изд. Археографической Комиссией т. IV, Спб. 1878 г., стр. 13. О том, что Виленский собор был с 25 декабря 1508 г. по 18 января 1509 г. см. у С. Т. Голубева: Панегирик Киевопечерскому архимандриту Елисею Плетенецкому 1618 г., Киев, 1910 г., стр. 38].

2.— В 1539-м г. была учреждена епископия Львовская, на место давно закрытой Галичской,и первый епископ Львовский Макарий в том же 1539-м г. созвал священников Львовских и, посоветовавшись с ними, учинил клирос и предоставил ему власть держать, как и у иных епископов. В грамоте его от 16 ноября 1539 г. (Акты южной и западной России т. I, № 103, стр. 106; ср. т. II, № 118, стрр. 140—141) читаем:

наместнике (?) протопопове,—Памятнн. Павлова,№ 69, col. 572; в Московской Руси их нет,—Акт. историч. т. I, 64(начало приветствия), стр. 115, col. 2].

 

 

69

 

«Иж есмо учинили и речь есмо зароненую поновили, которая была згибла от давных часов аж до сых час, и справы духовный бывали при той святой столечной церкви святого великомученика Христова и победоносца Георгия в Лвове пред мури и справа духовная бывала ку хвале Боной, то есть клирос бывал; теди мы смиреный Макарий, епископ митрополии Галицкой, владыка Лвовский и Каменца Подолского, о том многократи розмисляючи якобы мил учинити, отложивши всякия речи, по дару святыяединосущния и неразделимия Тройцы живоначальния и наитием святаго Духа, учинили есмо, созвавши священники Лвовские и розмов(ив)ши з ними, учинили есмо клирос и заставили есмо им модно держати и по ных будучим потомком, так как у иныииих епископиах есть. А тот доход мают мети от святой столечной церкви святого великомученика Георгия пол-собору на крилошаны, а в повете Лвовском, колись церковь предаст святити, то на крилось половина; а мает един крилошанин со вдадикою поехати на освящение церкви; а коли ся придаст церков старую святити, та на крилошаны. А на постановление поповства который дяк придет, которого крилошанина будет неделя, той мает быти тому дякови духовник, а от исповеди (мает дати) 6 грошей; а што будут некоторый крилошане со владикою служити, тым мает новосвященый дати по грошу; а естли бы кто дал на десять сорокоуст, владыце половиця с того; естли бы на един албо на два или на три или на четыри или на пят, то на крилошани. А кому будет права духовного треба, мает позов на него взяти у владыки; а в небытность владыки, мает дати наместник пришедший ку праву, чий повод есть, мает право обложити шести грошей, тож правила отворены будут. А коли би потреба была которому крилошанину церков посвятити, с того владыка ничого не мает брати, одно на него обед справити. Если же теж которого крилошанина хотел ся ставший в попы сын, то в него владыка не мает ничего взяти. А если владыка умрет, крилошани мают держати рок целый у своей моци епископию с паны земляни закону нашого святого Греческого, як з малим, так з великим, и с паны мещаны Лвовскими; коли юж выйдет, то мают нареченному или пак освященному владыце елископию подати со всеми скарбы церковными. А если бы был который крилошанин виступный напротив владыце, не мает его жадною казню владыка карати, едно отлучити от служения до тых час, аж ся того справит, ведлуг заповеди правил святых отец; а крилошанина не мает некто судити едно суд духовный. А наместника не мает владыка выбирати, едно крилошане обравши, мают поведити владыце, а владыка его благословити мает. А которий по мне буду чий не имел так держати и наше наданье листа того ломати и за ничого его не мати, на том да будет клятва Божия и святых отец триста осмнадесят и неблагословенье от нашего зверхнего пастырия кир Макария, митрополита Киевского и Галицкого и всея Руси, и епископа Перемыского и Самборского Арсения, и нашой столечности Макария епископа Галицкого и Лвовского и Каменця Подолского, неблагословенье и клятва церковная, да будет проклят в сей век и будущий. А к сему нашему листови печати есмо свои привесили для лепшой верности. А на тот час были о Христе почесныи крило-

 

 

70

шани: отец Федоровский Захария, наместник; отец Николинский Стефан; отец Богоявленский Антоний; отец Благовещенский Ияков; отец Спаский Автоном; отец Покровский Иоанн; отец Вознесенский Григорий и диакон Захария».


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.