Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Студийский устав – «Устав порядков Студийского монастыря»

2. Запись устава Студийского монастыря, сделанная в самом монастыре (см. выше стр. 371,—у Миня в Патрол. 99, р. 1704).

«Устав порядков Студийского монастыря» 1).

1. Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времен предания, и одни из них (монастырей) управляются и ведутся в царство небесное одними уставами, другие — другими. Одно из всех (преданий) есть и предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не одни мы, но и многие из лучших монастырей избрали (и содержат) его, как совершеннейшее, устраняющее и излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, преклонили себя к послушанию 2), чтобы предать его письмени, в непреходящую память будущим родам. Да подаст же нам Бог, молитвами нашего пастыря, потребную силу к сложению слова, чтобы изложить здраво полезные и спасительные богоносного отца нашего заповеди, во славу Отца и Сына и Св. Духа и в сохранение и спасение тех, которые с верою принимают на себя соблюдать их. Итак, с Богом да будет сие началом сложения.

ский о святых под сл. Киприан.—О препп. Герасиме Вологодском и Киприане Устюжском можно читать в недавно вышедшей книге священника И. Верюжского: «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославленных всею церковью и местно чтимых» (Вологда, 1880). Но у достопочтенного автора, поставляющего своею главною целью назидательное чтение, не находим точного воспроизведения древних (в нашем случае собственно— старых) сказаний.

1) Ὑποτύπωσις καταστάσεως, собственно —изображение состояния.

2) Вероятно, должно понимать так, что неизвестный составитель записи, сделал ее по приказанию игумена монастыря.

 

 

777

Как поступаем в собраниях святого и славного тридневного Воскресения нашего Спасителя.

О дереве (биле).

2. Надлежит знать, что по прошествии второй стражи ночи или в шесть часов при начале седьмого падает условный знак водяных часов 1) и по назнаменанию (извещению) их встает будильник и обходит спальни с фонарем, предуведомляя братий о вставании на утреннее славословие. Тотчас же бьют и била вверху и внизу 2). И когда все братия соберутся в паперти церковной и молятся каждый про себя, иерей, взяв в руки кадильницу, кадит сначала святый алтарь, и вышед из него чрез переднюю преграду 3) обходит северную сторону храма и достигши царских дверей 4) кадит братию и тотчас возвращается чрез южную часть храма туда, откуда вышел. Братия же в след за ним входят в храм. Он же, положив кадильницу в святом алтаре и вышед из него, становится прямо очистилища 5) и начинает тропарь, глас косвенный 1-й: Христос воскресе из мертвых. Когда будет он трижды пропет им (иереем) и братией, он (иерей) говорит стих: Сей деньего же сотвори Господи, а братия тропарь, стих. 2:Составимте праздник до конца, и опять поется тропарь народом. По окончании его тотчас начинается канон, поелику шестопсалмия не поем во всю эту седмицу. Бывают же два чтения и после второго чтения псалом 50-й. И по окончании утрени бывает целование, и отпуск. На светильничных этой седмицы говорим: Христос воскресе и тотчас Господи воззвах и отпустительное Христос воскресе. Подобным образом на павечерницах Трисвятое и Господи помилуй 12. В субботу же новой недели и в воскресение светоносной недели 6) вечером на павечерницах от С нами Бог и так далее.

8. В воскресение светоносной недели начинается и шестопсалмие

1) Πίπτει τοῦ ὑδρολογίου τὸ σύσσημον. См. выше в выписках из устава патр. Алексея (Σύσσημον из σὺν и σῆμα).

2) Ἄνω καὶ κάτωМожет быть, должно понимать так, что больница имела два этажа и что два висячие била (великое древо и медное см. выше) повешены были—одно в одном этаже, другое в другом.

3) Διὰ τῆς ἐμπροσθεν κιγκλίδος ἐξελθὡν—алтарную преграду, о которой говорили мы выше.

4) Входных из паперти в церковь.

5) Κατὰ πρόσωπον τοῦ ἱλαστηρίου, — пред святыни дверями алтарной преграды, над которыми очистилище,—о нем выше стр. 204.

6) Τῷ δὲ σαββὰτῳ τῆς διακαινησίμου (ἔβδόμαδοςκαὶ τῇ κυριακῇ τῆς λαμπροφόρου.

 

 

778

и говорим Бог Господь во глас 4 косв. и тотчас степенны в тот же глас, прокимен и Всяко дыхание, потом евангелие и В нощех. И после 50-го псалма начинается канон. Бывают же два чтения. И в воскресение вечером начинается Блажен муж и в понедельник на утрени опять поем Бог Господ в 1-й глас и одну кафизму псалма (ἔν κάθισμα τοῦ ψαλμοῦ), потом канон воскресения. Чтения же бывают три. Отселе павечерницы совершаем сполна, кроме вечера субботы и Господского праздника и памяти святого, которые освобождают нас, когда случатся, от работ, от часов и от великих поклонов (μετανοιῶν, в данном случае подразумевается: μεγάλων): в сии дни (павечерница) от С нами Бог и далее (конец предшествующего §). Совершаются и службы (монастырские) с утра, начиная со вторника второй недели. До Пятидесятницы поем на светилничном прокимены каждый день.

4. Нужно знать, что на всех светильннчных Господских праздников Блажен муж начинается в 4 косв. (глас), потом второе начало и третье в глас дня; потом Господи воззвах во глас стихов праздника.

5. Должно знать, что до праздника Вознесения воскресные стихиры предшествуют кафизмам покаянным и апостольским (προηγοῦνται τῶν καθισμάτων τε κατανυκτικῶν καὶ ἀποστολικῶν).

6. Нужно знать, что от Пасхи до Вознесения говорим Воскресение Христово и потом 50-йпсалом и мученическия в псалмопении (μαρτυρικά ἐν τῆ ψαλμωδία). А от него (Вознесения) уже никак (этого не бывает).

7. Надлежит знать, что до Пятидесятницы не поем и часов и не преклоняем колен; впрочем поем каноны о умерших в субботы; и в другой день, если случится поминовение по брате, равным образом поем.

8. Должно знать, что в субботу Пятидесятницы на ексапостиларии поем Память скончавшихся, Господи, и с пением сего идем на гробы братии и там стоя поем стихиры дня, и конец утрени. Это же творим и в субботу заговенья (τῆς ἀποκρέου).

9. Нужно знать, что вечером в воскресенье святой Пятидесятницы на светилничном, на котором творим и три коленопреклонения, после псалма предначинательного тотчас Господи воззвах. И на другой день на утрени после шестопсалмия говорим Бог Господ и тотчас канон и два чтения. И сию неделю проводим без пения часов.

10. Потом наступает Четыредесятница святых апостолов, и начинаем петь и часы всегда с кафизмой. По окончании же псалмопения говорим Господи помилуй, Христе помилуй. И творим сначала три великие поклона, с одинаковою скоростью все (ἱσοταχῶς ἁπαντες),последуя настоятелю, во время которых (поклонов) мало воздеваем и руки к Богу (ἐν αἷς καὶ μικρὸν τὰς χεῖρας ἐκτείνομεν πρὸς τὸν Θεόν). Потом каждый

 

 

779

20 других (поклонов) в возможною ему скоростью. И так должно делать за каждою службою(σύναξιν). На павечернице коленопреклонений 50, а на утрене 40.

11. Нужно знать, что на каждой утрене после окончания чтения вставая 1) говорим 12 разГосподи помилуй. И таким образом опять начинается псалмопение.

12. Должно знать, что в каждую субботу и воскресенье, если нет в них Господского праздника или памяти святого, читаем апостол. В субботы же на утрене поем кафизму пред непорочным. Потом непорочен; потом 50-й псалом; потом канон. Чтения же бывают три, ибо на непорочном не читаем. Вместо ексапостилария говорим В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Это количество и качество псалмопения простирается до Воздвижения животворящего креста.

13. Надлежит знать, что в Успение всесвятыя Богородицы, именно на светильничном попразднственном (τὸ μεθέορτον), после псалма начинательного тотчас Господи воззвах. И на другой день на утрене после шестопсалмия опять Бог Господь и тотчас канон. Чтения два. Подобным образом в Тождество Богородицы, так же в Рождество Христово, тоже в Богоявление и в Сретение Господни. В другие же праздники, кроме вышеписанных, вдвойне праздновать не должно. От Воздвижения же до великой Четыредесятницы предлагается на утренях и другая кафизма, и тропари кафизм удвояются, в то время как говорится междустишие. Чтений же бывает четыре. В эти субботы поем две кафизмы пред непорочным, потом непорочен, а потом канон, и бывают четыре чтения, поелику на непорочном не читаем.

 

О святой Четыредесятнице.

14. Нужно знать, что в святую и великую Четыредесятницу поем четыре кафизмы и триодь и бывают четыре чтения. И после того, как братия немного отдохнут, около рассвета, екклесиарх ударяет в било, и когда все соберутся в церковь, поем 1-й час с кафизмой, однако не читаем на нем; на 3-м же, 6-м и 9-м читаем. На каждом антифоне или Славе бывает молитва от священника и диакона. Творим же поклонов великих на часах и на светильничном по 30, на павечернице 100 и на утрене 80.

15. Должно знать, что во всю великую седмицу поем часы подобно тому, как выше, кроме великой субботы, и творим поклоны великие до тех пор, пока начнется утреннее Трисвятое, которое говорится после

1) Т. е. вставая от сидения во время чтений.

 

 

780

стихиры стиха. После него прокимен, апостол и пророчество и евангелие.

16. Нужно знать, что в середу, пятницу и воскресение, при предстояниибратий со всяким благоговением, после окончания утрени читается Катихизис богоносного отца нашего Феодора. Потом и от себя говорит игумен, наставляя братию. И по окончании Катихизиса поютСлаву(δοξάζουσινи читается Отче наш и Благословите, святии, благослови отче, и отпуск. Так во весь год.

17. Нужно знать, что в субботу на Господи воззвах воскресные стихиры утрояются, а на Хвалитех удвояются. Подобным образом и в Господские праздники.

18. Надлежит знать, что есть (в монастыре) и епистимонархи, которым доносится о погретениях меньших братий и от которых, они (погрешения) приемлют исправление. (Есть) и таксиархов два на (двух, обоих) хорах, которые напоминают братиям стоять в хорах чинно. И (есть) еще особый будильник, который, во время чтений утрени тихо обходя братию, пробуждает засыпающих. И назначаются каждый вечер поочередно два наблюдателя, которые после клепания била побуждают ленивых идти на вечерню и на павечерницу и которые потом, по окончании павечерницы, осматривают тайные (уединенные) места в монастыре и сходящихся на безвременные сходбища разлучают с подобающею твердостью.

19. Нужно знать, что после каждой павечерницы бывает крестообразное посредством рук целование (ὁ διὰ χειρῶν σταυροειδὴς ἀσπασμός), служащее знаком примирения каждого с каждым, ради дневных случающихся взаимноогорчений (προσκρούσεις—столкновении) 1).

20. Должно знать, что накануне (τῇ παραμονήРождества Христова и Богоявления и в святый (великий) четверг вечером и в святую великую субботу вечером павечерницы не поем, но только Трисвятое в трапезе.

21. Надлежит знать, что на павечерницах святой Четыредесятницы, почти всех, бывает оглашение братиям или от настоятеля или от старейших и искуснейших в слове.

22. Должно знать, что на каждой утрене исходит из хора игумен при начале 4-й песни и садясь принимает на исповедь приходящих братий и врачует каждого подобающим образом.

1) Статейку о сем крестообразном целовании Никиты Стифата, содержащую его духовное изъяснение (и отчасти описание), см. у Миня в примечании к нашему параграфу. Записи и также у него же в томе 120 стр. 1009. Русский перевод статейки в сочинении И. Д. Мансветова: Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М. 1882. приложж. стр. XX.

 

 

781

23. Нужно знать, что в святую Четыредесятницу назначается престарелый брат и с 3-го часа отходит на все службы 1) и творя метание говорит 2): «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем, вспомним и о небесном царствии!»

24. Надлежит знать, что когда принимаем (в свой монастырь) братьев из другого монастыря или мирян для монашествования, то заставляем их пробыть в гостинице (монастырской.—εἰς τὸ ξενοδοχεῖονдве недели или и три, для досмотра и испытания (узнания) монастыря; и если пребудет в своем решении (подразумевается: перейдти в наш монастырь из другого или постричься в нем), тогда игумен, засвидетельствовав ему имеющее случиться, после оглашения вводит его (в самый монастырь) и сопричисляет к своему стаду, причем приходящий творит поклонение братиям с дозволения игумена, а они молятся о нем.

25. Нужно знать, что есть у нас и отлучебницы (ἀφοριστρίαι), в которые заключаются непокорные и строптивые, сухоядя и учась добродетели; ибо исправление посредством бичей(διὰ μαστίγων), приличествующее (идущее) мирянам, справедливо отвергнуто нашими святыми отцами.

26. Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет книгохранитель однажды в дерево и собираются братия в книгохранительную комнату и берет каждый книгу и читает до вечера; перед клепанием же к светильничному ударяет опять однажды книжный приставник и все приходят и возвращают книги по записи; кто же умедлит (опоздает) возвратить книгу, да подвергнется епитимии.

27. Нужно знать, что когда творим 9-й (час), пресвитер начинает литургию с 6-го числа, а если намереваемся и есть (εἰδὲ καὶ μέλλομεν ἐσθίειν), с 3-го часа; если освобождаемся от пения часов и работаем, к божественной литургии клеплют в 3-м часу; после окончания ее ударяет било трижды и собираются все братия вместе и после пения изобразительных и принятия «благословения» (ευλογίαν—антидора) отходим в трапезу.

 

О количестве и качестве кушаний и питий и о благочинии на трапезах.

28. Когда собираются братия обедать, то в устах (каждого из них) должен носиться стих (молитва); садится за каждый стол по 9 человек; таксиархи распоряжаются, чтобы приносимы были кушанья,—и

1) Обходит все службы, одну за другой.

2) Т. е. говорит везде,—братиям, составляющим каждую службу.

 

782

(приносимы были) благочинно, без шума: бывает чтение, причем братия имеют кукули на головах; знаком окончания сего чтения служит шум ложек на последнем кушаньи, которые все вместе бросаются на (служащее к тому) блюдо: равным образом и к наливанию (вина) и к подаче (перемен кушаний) дается знак посредством ударения.

29. Надлежит знать, что от Пасхи до всех святых едим два кушания: зелия (зелень) и горох (бобы) с деревянным маслом 1); едим и рыб и сыр и яйца; пьем на обеде трижды; (вечером), при ударении била, идут братия (в трапезу) и едят хлеб и кушанья, если осталось их от утра (ибо нарочно вечером не приготовляется братству кушаний); пития же две чаши. В четыредесятницу святых апостолов рыб и сыра и яиц не едим, кроме дней, в которые не поем часа (ὥραν): едим же в 9 часов два кушания: зелие (зелень — τὸ λάχανον) с деревянным маслом и горох (бобы—τὸ ὅσπριον) без масла; пития же две чаши в 9 часов и две чаши вечером; в дни праздничные, в которые назнаменали мы (ἠνιξὰμεθα) есть сыр и прочее, вкушая пищу в часов, пьем 3 чаши, а вечером 2: этот же устав и в четыредесятницу святого апостола Филиппа, но по причине краткости дней четыредесятницы святого Филиппа едим однажды, а пьем 3 чаши. От (дня) памяти святых апостолов до святого Филиппа в середу и в пятницу поем 9-й час; когда же упадет на них память святого, освобождающая нас от часов и великих поклонов, едим и сыр и яйца и рыбу, если подаст нам Бог, а чаш пьем 3 на обеде и 2 вечером.

 

О святой и великой четыредесятнице.

30. Во святую и великую четыредесятницу едим однажды днем, кроме субботы и воскресения; в первую и среднюю неделю едим однообразно, именно — вареные бобы (φάβα ἐξεστὸν), соленые плоды (ἀλμαίαν) без масла, сушеные фиги (ἰσχάδας) по (штук) и если случатся—каштаны (κάστανα) и апиефты (ἀπιεφθα) 2) и сливы (δαμασκηνά), на 2-й неделе и 3-й и 5-й и 6-й едим так: вареные плоды (κόκκους ἐξεστούς) 3) и соленые плоды на блюдах (ἀλμαίαν εἰς τὰ σκουτέλλα) и приготовленный варивом горох

1) Τό τε λάχανον καὶ τὸ ὅσπριον μετἀ ἐλαίουλάχανον значит зелие, зелень; ὅσπριον значит шелуховые плоды, — город, бобы, HülsenfruchtBohnen (В Греции приготовляют из бобов кушанья, как у нас из гороху).

2) Слова не находим ни у Пассова ни у Византия: в латинском переводе: pira cocta, что значит: вареные груши, и причем слово принимается за простонародное, сложенное из ἀπίδια—груши и ἐφθὰ—вареные (ἔψω).

3) В латинск. переводе: pruna, что значит мелкие лесные сливы (в противоположность садовым).

 

 

783

(бобы) с тертыми орехами (μαγειρἰαν ὁσπριον μετὰ καρίου τριπτοῦ); овощей ж(οπώρας, помянутых плодов) или сушеных фиг в эти (недели) не едим: во всю святую четыредесятницу (вместо вина) пьем «евкратон» 1), кроме больных или стариков; евкратон же составляется из перца и. тмина и теплого аниса. Во святый понедельник (страстной недели) и вторник и середу и четверг и пятницу кушанья этой первой недели (ταύτης πρώτης ἐβδομάδος) отлагаются(πίπτοοσιν—падают, у Никона Черногорца: отпадают); во святый (великий) четверг едим одно гороховое (бобовое) вариво с тертым орехом и горячую кутью (ζεστὰ κούκια) 2), а пьем «евкратон» (по-греческ. поврежденно: πρὸς ἔνκρασιν): во святую (великую) субботу в 11-м часу начинается светильничное (τὸ λυχνικόν) и после отпуста едим сыр и рыб и яйца (τυρὸν καὶ ἰχθῦς καὶ ὠά) и пьем по 3 (чаши) 3).

 

О Благовещении.

31. Надлежит знать, что в 6-м часу, при ударении дерева, собираемся в дом (церковь) пречистой Богородицы и когда начато будет светильничное, остаются там немногие братия, совершая его (светильничное); прочие жидут в крестный ход (ἐπαίρουσι λιτήν) и обошедши кругом монастырь приходят, если вход (? ρχονται, εἰ εἰσοδος) и (потом) совершенная литургия: едим тогда рыб и деревянное масло и пьем по 3 (чаши).

32. Нужно знать, что в среднюю неделю святых постов каждый день по пении 9-й (песни канона) предлагается животворящее древо, и все ему покланяемся.

1) Εὐκρατον от εὖи κεράννομιблаго, хорошо смешиваю (благосмешение) — техническое название искусственного питья, соответствующего европейским лимонадам и оршадам и турецким шербетам (и нашему квасу; в старых русских памятниках упоминается «греческий квас», под которым должно разуметь наш евкратон или что либо подобное ему).

2) Κοῦκι (κοὺκιον,—ια), откуда наше кутья, по Пассову и Византию значит кокосовое дерево, кокосовый орех; по новогреческим словарям значит бобы какого-то известного вида.

3) Так это и по древнейшему Иерусалимскому уставу, см. в сочинении Мансветова·.Митрополит Каприан в его литургической деятельности, стр. 178 (в скобах для «снесения» заметил, что преп. Феодор Студит в похвальном слове своей умершей матери между прочим говорит о ней, что она была μήτε τὰ πολλά κρεοφαγοῦσαἐν τῷ μάλιστα τεσσαρακοστίζειν, т. е. что она воздерживалась и от многого ядения мяса, особенно же во прения четыредесятствования, что как будто должно разуметь именно о четыредесятнице, или о великом посте,— к Патрол. Миня t. 99 col. 885).

 

 

784

О соразмерности в службах.

33. Нужно знать, что в святую великую четыредесятницу, по отпетии нами 1-го часа, когда уже восходит солнце, отходит каждый на свою службу и бывает на них (службах) стихология всей псалтыри кроме каллиграфов; работают же до 9-го часа. По отпетии нами светильничного и после ужина, каждый уединяется, как желает. В остальные дни года, когда не поем часов, ударяется (в дерево) поутру трижды и отходит каждый на свою службу и работает до обеда; после обеда уединяется каждый, как желает или размышляя или почивая до 8-го часа; в 8 часов ударяет дерево трижды и опять каждый отходит на свою службу до светильничного. Когда же поем часы, отходят братия на свои службы по совершении утреннего (1-го) часа, работая до 6-го часа, есть ли 9-й (час) или нет; и после 6-го часа отдыхает (каждый), как сказано, до 8-го часа.

34. Нужно знать, что в навечерие недели Ваий на Господи воззвах переменяются хоры (лики): правые идут на левую сторону и левые на правую 1).

35. Должно знать, что если брат разобьет сосуд или черепичный (горшок) или чугунный, то во время обеда, когда едят братия, становится близь трапезы в то время, как игумен покрывает голову своим кукулем, имея руках и разбитый им сосуд, в показание своего прегрешения.

36. Нужно знать, что после стихологисания нами псалтири, на 3-ю Славу кафизмы, ударяет (в дерево) 3 раза канонарх, чтобы собрались те, которые еще изучают псалтырь, петь вместе с нами канон, ибо исходят (они из церкви) от шестопсалмия и занимаются (изучением) дотоле; потом ударяет трижды и на Хвалитех, когда имеет быть читаем Катихизис великого отца нашего и учителя Феодора.

37. Нужно знать, что в навечерие Богоявления, после отпуста божественной литургии, принимаем «благословение» (антидор), потом вымываем рот, которые причащались, благословения же не едим; когда священник уставит сосуды (συστείλας τὰ σκεύη), идет в святые двери (алтаря) и сотворив молитву исходит с братиями к водосвятильнице (εἰς τὸν λουτήρα), поющи: Во Иордане крещающуся ТебеГосподи, и когда сие поется, бывает от диакона ектения; по окончании ее начинает священник молитву освящения; после освящения воды и окропления братий, поется тропарь, глас косвенный 4-й: Глас Господень на водах, вопиет глаголя; стих 1-й:Море виде и побеже, стих 2-й: Что тебе есть море, яко побегло еси, и после троекратного пения сего тропаря идем в цер-

1) См. в выписках из устава патр. Алексея.

 

 

785

ковь, поющи тропарь, глас 4-й: Одеяяйся светом божественне(Ὁ τὸ φῶς ἀναβαλλόμενος θείκῶς) 1), и после утроения сего (тропаря) бывает молитва от священника, — и оканчивается сие божественное славословие. Потом с стихословием идут (ἀπέρχεται ὀ στίχος) в трапезу. Равным образом и в святый (великий) четверг, после причащения и измытия ртов, бывает умовение ног, а когда будут измыты все (μετὰ τὸ ἀπονίψασθαι πάντας) идут с стихословием в трапезу.

 

О количестве одежды и об обуви и устроении постели и о подобном.

38.    Нужно знать, что каждый брат должен иметь: 2 рубашки (ὑποκάμησα), 2 хитона (рясы, πανωφόρια), из коих один шерстяной (μαλλωτόν), 2 кукуля, мантию (ἐπώμιον),—малую для работ, и другую глубочайшую (βαθύτερον, — более длинную и широкую) для церкви, которую по уставу должно употреблять в субботу вечером на светильничном и в воскресенье на утрене и опять вечером на светильничном и также на божественной литургии, а равным образом и в Господские праздники, и иную мантию шерстяную, великую (большую, — καὶ ἔτερον ἐπώμιον μαλλωτὸν μέγα); обуви жeкороткие сапоги и другие длинные сапоги и калиги; на постели да имеет (каждый брат) тростниковую рогожу (ψίαθον κιλίκην) и два шерстяные покрывала (одеяла,—δύο μαλλωτάρια)».

Нашу запись устава преп. Феодора, как мы говорили, воспроизводит в своем уставе (с изменениями и дополнениями) преп. Афанасий Афонский. Устав Афанасия напечатан в русском переводе в Записках поклонника святой Горы (Киев, 1864). стр. 199 finsqq.

(Греческий оригинал записи по другой, и как мы думаем—позднейшей, редакции напечатан А. А. Дмитриевским в томе Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, стрр. 224—238).

 



Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.