Поиск авторов по алфавиту

Автор:Георгий, митрополит Киевский

Георгий, митр. Киевский Стязания с латиною. Список отступлении и вин латинян. (выдержки)

Списокотступлении и вин латинян, читаемый у митр. Георгия.

1. «Опресноки служат и ядят (причащаются), еже есть жидовски» (есть у Мих. Кер.) 1).

2. «Постригают бороды своя бритвою, еже есть отсечено от Моисеева закона и от евангельска» (есть у Мих. Кер.)2).

3. «В святей литургии во время причащенья един от служащих (священников), ед опресноки, целует прочих» (которые не причащаются и которым это целование служит вместо причащения. Есть у Мих. Кер.).

4. «В святей службе (литургии) на перенос не выходят ни на великий ни на малый (т. е. не творят ни малого ни великого выхода или входа), а службу творят не в алтари, но по всей церкви, три (обедни поют) и четыре и пять (в одной церкви) в един день, а гробы в алтарех их» (Нет у Мих. Кер.).

Если слова: «а службу — церкви» понимать так, что литургию совершают не в алтаре только, но и по всей церкви, то будет сказано справедливо. У католиков кроме главного престола, который в алтаре (наибольшею частью, а иногда в середине церкви) бывает еще по многу побочных престолов, которые действительно по всей церкви—у южной

1) Опресноки, опресночные или бесквасные хлебы, попросту сказать: пресные хлебы (испеченные без дрожжей), употребляемые латинянами при совершении литургии, называются у лих облятами (oblata, oblatae, у Поляков oplatek,—tka, каковое собственно название и употребляет митр. Никифор), что значит одно и тоже с нашим (греческим) названием литургийных хлебов—просфора, т. е. приношение (oblata от глаг. offero, приношу). Оба названия—наше и латинское произошли от того, что в древнее время как у нас, так и у них, литургия совершалась не на хлебах, изготовленных от (при) самой церкви, а принесенных верующими (а так как и у них верующие приносили, конечно, обыкновенные хлебы, а не опресноки, то этим ясно и доказывается, что опресноки составляют у них позднейшее нововведение).—Латинские обляты или облятки совершенно отличаются формою от наших просфор: они суть весьма маленькие и топкие лепешки (величиной в наш теперешний двухкопеечник, а толщиной—в толщину нашего серебряного пятачка и даже тонее).

2) Когда ввелся между западным духовенством обычай брить бороду,остается неизвестным: о нем говорит патр. Фотий (оправдательное послание к папе Николаю, у Валетты стр. 155); до папы Григория VII (1078—1085) он не был всеобщим, а сей последний предписывал его к общему соблюдению (послание по сему поводу у Дюк. в GlossLatinit. под сл. Barba); окончательно утвердился он не ранее XV столетия (Словарь Мюллера-Мотеса под сл. Bart).

 

 

823

и северной ее стен. Митр. Никифор (в послании к Ярославу), сказав, что в единой церкви служить литургию до трижды днем есть зло, прибавляет: «в единой бо церкви аще будет один алтарь, то едину литургию творити и по чину едину литургию нети: чего ради яко един за нь распятся Христос, единою распятся, да того ради полови подобает едину литургию творити днем в церкви святей». В древнее время у Греков не было придельных алтарей, как у нас теперь, а только придельные церкви, так что каждая церковь имела только по одному алтарю. Поэтому митр. Никифор в приведенных словах хочет сказать: в каждой церкви бывает (должно быть) только по одному престолу: а на одном престоле можно совершить (как это и у католиков) литургию однажды, потому что и пр.

5. В Символе веры о Св. Духе приложили: и от Сына (есть у Мих. Кер.).

6. На св. литургии возглашение лика: «Един свят, един Господь» произносят с прибавлением: «со Святым Духом» (есть у Мих. Кер.).

7. Изменили слова ап. Павла: мал квас все смешение квасит (Галат. V, 9) в: «мал квас все смешение тлит» (есть у Мих. Кер.) 1).

8. Запрещают жениться дьякам, которые хотят поставиться в попы, не ставят попами женатых и не причащаются от женатых попов (есть у Мих. Кер.. Предписания древней Западной церкви о воздержании священниками и диаконами от жен — Карфаг. соб. прр. 3. 4, 34 и 81; о возведенном в канон обычае касательно сего Римской церкви—Трулльск. соб. пр. 13).

9. Дозволяют мужу брать замуж двух сестер, — после смерти первой вторую (у Мих. Кер. вместо сего есть другое подобное: καὶ δύο ἀδελφὰς δύοподр. ἀδελφοἱλαμβάνουσι, т. е. двух сестер берут замуж два брата).

10. Епископы носят перстни на руках, «яко изветом жены церкви поимающа», т. е. выставляя изветом то, что этот обычай знаменует как бы брак епископов с церквами (есть у Мих. Кер.) 2).

11. Епископы и попы ходят на войну и свои руки оскверняют кровию (есть у Мих. Kep.) 3).

1) Приведенный стих ап. Павла в древних списках читается различно, в одних: ζυμεῖ—квасит, вдругих: φθείρει—тлит. Греки усвоили первое чтение, а латиняне второе, и отсюда укоризна (подозревающая намеренное повреждение в видах азимитизма).

2) О перстнях, носимых западными епископами, аббатами и настоятелями приходских церквей во время богослужения, см. Серединск. О богослуж. Зап. церкви, I, 34 fin..

3) Это действительно было в обычае у западных епископов и священников.

 

 

824

12. «Епископи их женятся, а попове их наложници имут и женимы (женимых, — пущениц, женщин прожженных мужьями, разведшихся с ними); аможе колиждо идут, тамо ся женят (т. е. переходя с одного места на другое, оставляют женщин, с которыми жили на оставленных местах и берут новых на новых местах) и детей добывают и служат невозбранно» (нет у Мих. Кер.. Чтобы епископы латинские женились в собственном смысле этого слова, нет ни у одного полемиста греческого; слово «женятся», употребленное об епископах, вероятно, должно понимать у Георгия в том же смысле, в каком он употребляет его о священниках, т. е. об открытом сожитии с наложницами).

13. Постятся в субботы, вопреки правилам апостольским и отеческим (есть у Мих. Кер.) 1).

14. «В первую неделю великого поста мясопуст и маслопуст (т. е. сыропуст) единою творят, и потом паки постятся в субботу, а в неделю ядят яйца и сыр и молоко» (Должно понимать так: Не зная недель мясопустной и сыропустной, на первой неделе великого поста, на которой начинают пост с середы 2), заодно творят и мясопуст и сыропуст и потом в великом посте постятся по субботам, а по воскресеньям едят яйца, сыр и молоко. Есть у Mих. Кер., но конец читается иначе: «в середу едят мясо, в пятницу сыр и яйца, а в субботу во весь день постятся». О римском посте в субботу— Трулльск. соб. пр. 55; о вкушении сыра и яиц в субботы и воскресения Четыредесятницы cfr того же собора пр. 56) 3).

15. Едят удавленину и мертвечину вопреки Моисееву закону и евангелию и правилам святых отцов (есть у Мих. Кер.).

16. Едят нечистых запрещенных животных, (между прочим) едят и желвь (черепаху) нечистую, называя ее кокошью (? у Мих. Кер. скверноядение—τὸ μιαροφαγεῖν).

17. Чернцы их едят «сало свиное, еже при кожи»; дозволяют епископы их есть чернцам и другие мяса (у Мих. Кер. есть первая половина, которая читается: καὶ τὸ τοὺς μοναχοὺς κρεωφαγεῖν τὸ στέαρ τὸ χοίριον καὶ τῆν δερματίδα πάσαν τῆν διήκοῦσαν μέχρι τοῦ κρέατος — и монахи мясоедят сало свиное и всякую кожицу, простирающуюся даже до мяса) 4).

1) Католики постятся в пятницу и субботу, причем их пост состоит в воздержании от одного мяса,—Серед. О богосл. Зап. ц., 75.

2) См. Серед.ibidd. стр. 79.

3) О нынешнем посте католиков в Четыредесятницу см. Серед.ibidd. стр. 77.

4) Но поводу обвинений на латинян, что они скверноядят и что монахи их мясоядят сало свиное, патриарх Антиохийский Петр замечает Михаилу Ке-

 

 

825

18. Едят медведину и ослов; попы их едят в посты бобровину, говоря, что она от воды и есть рыба (нет у Мих. Кер.).

19. Едят с собаками из одних сосудов: сами поевши, остатки (в тех же сосудах) ставят собакам и потом опять сами едят (из тех же сосудов. Нет у Мих. Кер.).

20. «Не призыают святых и великих отец наших и учитель архиерей, аки снятыих: Великого, реку, Василия и Григория Богословця и Златоустьця, ни ученья их имеют, высоты ради их и жестокого ради трудного житья их и добродетельнаго» 1) (есть у Мих. Кер. без «высоты —добродетельнаго»)·

21. Во святом крещении крестят в одно погружение (есть у Мих. Кер. С оговоркой: ὡς δὲ τινες ἡμᾶς διεβεβαώσαντο, — как нас уверяли некоторые).

22. Сыплют крещаемым соль в уста и не дают имен при крещении епископы и попы святого (какого-нибудь) или святой, но какое имя даст мать, в то имя и крестят (у Мих. Кер. есть о соли, а об именах нет).

28. Не хотят мощам святых кланяться; некоторые из них не кланяются и святым иконам (есть у Мих. Кер.).

24. «Святых икон воображенья на мраморех и на помостех церковных написают, не я да почтят, но попирают ногами, не токмо простии, но и попове и чернцы их» (Этого обвинения на латинян нет ни у одного из других полемистов; вероятно, что вместо «икон» должно читать «крестов» и разуметь тут то обвинение других полемистов, что латиняне, входя в церковь, становятся на колени и начертывают,—употребл. выражение «написают»—крест на полу, чтобы лобызать его, а потом встав становятся ногами на то место, где начертали крест, и таким образом попирают последний).

25. «Не отлучают святого от скверного, ни чтят святаго алтаря боле, якоже прияхом и научихомся от святых, а прибожьнок и придверие в ином чину имеем и в нем стояти велим простей чади и женам, во внутренний же церкви паки иннех книжник ставляем, в лишний же стране лепшая, книжнейшая, во святем же алтари во время

рулариио: «что карается до того, что скверноядят они и что монахи их мясоядять сало свиное, то при тщательном дознании найдешь, что это бывает у некоторых и из наших; Вифиняне, Фракийцы и Лидяне едят ворон, сорок, диких голубей и земляных ежей (γαγύλας καὶ κολοιοὺς καὶ τρυγὸνας καὶ χερσαίους ἐχίνους), которых употребление Отцы дозволили как дело безразличное»..., Λόγος, καθ’ ὃν καιρόν, § 7.

1Не значит ли это того, что Западная церковь «запрещает в молитвах произносить прозвание святаго и его отчизну?» (Серед.ibiddстр. 65 fin.).

 

 

826

святые литургии толико архиерееве и попове и дьякони и падьяцы; а ти святый алтарь тако имут, яко и прибожник», т. е. не чтят святого алтаря более (чем остальную церковь), как мы приняли и научились от святых; а (мы) имеем паперть (прибожьнок) и заднюю часть церкви, которая от (входных) дверей (придверие,), в ином чину (в иной чести) и приказываем стоять в них простым людям и женщинам, а в средней церкви ставим честных людей, а в передней части церкви ставим лучших и честнейших..., а у них (латинян) святой алтарь в таком же уважении, как и паперть (нет у Мих. Кер.).

26. Несправедливо обвиняют наших чернцов за то, что они едят яйца, говоря, что из них (яиц) рождаются животные и птицы; а наши-де (латинские) чернцы едят сало, «се бо есть житьный и травьный цвета» (нет у Мих. Кер).


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.