Поиск авторов по алфавиту

Автор:Георгий, митрополит Киевский

Георгий, митр. Киевский «Устав белеческий» или «Заповедь святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем.»

«Устав белеческий» или «Заповедь» митр. Георгия.

Основания того, почему нижеследующую «Заповедь святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем» мы принимаем за сочинение митр. Георгия и называем уставом белеческим, мы указали в 1-й полов. тома (стр. 436, также см. ниже примечания к правилам Заповеди 58-му, 64-му и 108-му).

Устав, называвшийся в древнее время и «Заповедью», как теперь стоить в его надписании 1), известен нам по двум спискам— Троицкому Лаврскому № 204 (лл. 261 об. fin.—277) и библиотеки Ундольского № 28 (лл. 79—94), которые оба XVI века. В Синодальной рукописи, по описанию Горского и Невоструева 391, л. 831 об., читается небольшое начало Заповеди (о пище и поклонах). В Синодальной рукописи по тому же Описанию. № 153, л. 290, и в Волоколамской рукописи (теперь находящейся в библиотеке Московской Дух. Академии) № 566 (приводятся отельные правила из Заповеди, в первой некоторые, во второй довольно многие. Наконец, в рукописях, содержащих Номо-

1) См. примеч. к 108-му пр. Заповеди.

 

 

531

канон Иоанна Схоластика с дополнениями (Схоластикова Кормчая,— Румянц. муз. № 230 и Моск. Д. Акад. фундам. № 54), читаются—во-первых, некоторые отдельные правила, во-вторых, целая группа их, в виде такового же целого, что и у митр. Георгия (об этом последнем обстоятельстве см. ниже примеч. к надписанию пред § 130).

Мы печатаем заповедь по Троицкому списку с указанием отличий и вариантов списка Ундольского 1).

По двум позднейшим спискам невозможно решать вопроса: насколько сочинение митр. Георгия сохранилось до нас в подлинном виде или насколько оно интерполировано в позднейшее время. Почему мы оставляем пока этот вопрос вовсе не тронутым (см. впрочем сейчас указанное примечание к надписанию пред § 130 и примечание к § 158).

В обоих списках правила Заповеди написаны слитно, без обозначения их счета, без расстановки на новые строки и иногда без отметы заглавными буквами. Для удобства пользования и ссылок мы расставляем их на новые строки и выставляем им счет (так что в нижеследующем тексте Заповеди выставленные цифры должны быть считаемы нашими: а если читатель найдет, что в иных случаях мы разделяем правила произвольно и неправильно: то ему предоставляется разделять по своему) 2).

 

Заповедь 3) святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем.

1. От паскы до всех святых поклон средний до пояса4) по 60 на день; а порозныя 5) неделя и в среду и в пяток мяса ясти бель-

1) В списке Ундольского не достает некоторых правил, что мы указываем ниже; язык его несколько подновлен, что дает видеть в нем позднейшую редакцию, но, наоборот, некоторые правила читаются в нем, очевидно, правильнее и исправнее, чем в Троицком.

2) По Троицкому списку Заповедь была напечатана г. Тихонравовым в Памятниках отреченной русской литературы, под рубрикой: «Худые номоканунци» (т. II, стр. 2S9).

3) По сп. Ундольского и в Синод. AI 891: «Заповеди».

4) В Волокол. ркп. № 566, д. 423 о поклоне середнем до пояса: «сице есть поклон, елико прекланяти главу противу пояса своего».

5) В сп. Ундольск.: «праздныя». Порозная, праздная неделя — неделя св. Пасхи.

 

 

532

цом, а чернцом доиво 1) и сыры и яйца и рыбы ясти. Аже будет накоем епитемья, то от паскы до антипаскы до сшествия святого Духа 2) в понедельник и в среду и в пяток рыбы ясти двожды дне и питие питие в меру, а николиже не упиватися; во вторник и в четверьток и в субботу и в неделю и в превление (sic, читай: преполовление) праздника мяса ясти, и русалная неделя 3) в среду и в пяток мяса ясти.

2. В Петрово говейно 4) все ни мяса ясти ни доива отинуд 5), а поклонов до земли сто на день, кроме суботы и недели и Осподских праздник и Богородицы и Иоанна Предтечи и 12 апостол; аще ся пригодит тех который день или в среду или в пяток, несть поклона до земли ни пост, но молитву свою и пение держат во вся дни до последнего издыхания на всяко время противу силе комуждо и поклона такожо, а упиватися не велю никомуже, но ясти и пити в меру, а к Богу молитися на всяк час, а в покаянны (sic, читай: в покаяньи) и в чистоте всегда пребывати. В Петрово же говейно пост: в среду и пяток без варива 6) и без питья одиною днем ясти, во вторник и в четверток и в суботу и в неделю рыбы двожды днем и питие.

3. По Петрове дни в понедельник, в среду и в пяток вариво — сочиво, горох с маслом древяным и с маковым одиною днем, а рыб и скорома в ты дни не ясти ни пития пити кроме болезни и тяжкые страды; во вторник и в четверток доиво, рыбы двожды днем и питие в меру—по 3 чаши на обеде и на ужине, а в суботу и в неделю мясо; а поклона по 60 на день кроме суботы и недели, поклоны бо починаются в понедельник 7) вечер(ом), а в пяток покладается 8) в 9 час и в говейно и кроме говейна, а в суботу и. в неделю всякую среднее поклоняние.

1) Молоко.

2) В сп. Увдоиьск. нет: «Аже—епитемья» и читается: «ясти. А от антипасхи до сшествия святаго»... Выпуск слов: «аже—епитемья», может быть, есть дело позднейшее, но затем в нем, очевидно, правильнейшее иди подлинное чтение. Антипасха—Фомино воскресенье.

3) В сп. Ундольск.: «Троицькую неделю». Русальной неделей называлась неделя перед днем св. Троицы.

4) В сп. Ундольск. слово «говейно» заменено словом «говение», как и ниже.

5) В сп. Унд: «все—отинуд» нет.

6) в сп. Ундольск.: «варениа», как и ниже.

7) В сп. Ундольск·: «в неделю». У Кирика в Вопрошании (Калайд. 175) «в пяток по вечерний не дай (кланитися до земля), а в неделю по вечерний достоить».

8) В сп. Унд.; ошибочно: «поклоняются».

 

 

533

4. В Филипово говейно такоже держат, како то и в Петрово говенье писано, и пост и поклон, поединою днем ясти в все дни, а в суботу и в неделю двожды.

5. От Рождества Христова до Крещения Господня 1) поклон до пояса, а в среду и пяток мясо и доиво ясти и питие в меру 2), в канун 3) Крещения Господня не ясти мяса ни доива, а от Крещения Господня до великого поста поклон до земли по 60 на день, а в понедельник и в среду и в пяток пост держати, а одиною днем сочиво без питья, без доива и без рыбы, а в вторник и в четверг доиво и рыбы и питие в меру, по 3 чаши на обеде и на ужине, а в суботу и в неделю мясо.

6. В неделю о мытаре и фарисеи и пред мясопусною неделею та 4) вся мясо ясти (и) доиво, укаряа Армены 5), аще ли несть Армен, то не ясти ни мяса ни доива 6). В мясопустную неделю в середу и в пяток не ясти мяса ни доива; в сыропускную (sic) неделю в среду и в пяток сыр ясть одиною днем, а поклон до земли по 60 на день.

7. В великое говейно поклон по 300 на день до земли, а чернцом поклон в все лето по 200, а в великое говенье по 300 на день; первая же неделя сухо ясти одиною днем, а пития не пяти 7): аще ли к немощи будет, в неделю и в суботу по 3 чаши великих на обеде и на ужине, в ты же дни рыбы ясти бельцом 8): а по Федорове 9) неделе в все недели в понедельник, в среду, в пяток сухо ясти одиною днем, а во вторник и четверток сочиво с маслом древяным или с маковым одиною днем, а в суботу и в неделю рыбы10) двожды днем. От жоны своея законные сблюстися в все говейно. И на святого Иоанна обретенье главы и на 40 мученик и на Благовещенье рыбы ясти одиною днем, а вариво и сочиво с маслом древяным только ясти в суботу и в неделю, а во вторник не ясти ни в четверток

1) В сп. Унд.: «до Обрезания Господня».

2) В сп. Унд.: «в меру, по 3 чаши на обеде и на ужине».

3) В сп. Унд.: «накануне».

4) В сп. Унд.: «А неделя о мытари и фарисеи пред мясопустною неделею та»...

5) Укоряя Армянский пост так называемый Арцивуриев (Дюканж. Gloss. Graecit. под сл. ρτζηβούριον).

6) В сп. Унд.: «аще ли—ни доина» нет.

7) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 179): «в чистую неделю мед ясги пресный, квас житный».

8) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 179): «икра вовсе говение бельцем».

9) В сп. Увд.: «3 чаши, а рыбы токмо на Благовещение и на вербницу ясти. А по Федорове»... Федорова неделя— первая неделя великого поста.

10) В сп. Унд.: «рыбы» нет.

 

 

534

древяного масла. Аще ли ся пригодит праздник святого Иоанна Предтечи или 40 мученик в Федорову неделю, то ясти 1) рыбы, и аще ся пригодит 2) Благовещенье в великую пятницу или в великую суботу, не ясти рыб ни варива никому же, но сухо ясти.

8. Когда причаститься кто хощет святых тайн, яже 3) велят отци 4), то сохранитися достоит своих жон законных венчанных пред (— и) причащения, елико им велят отци, и по причащению 5).

9. Подобает жо достойному причаститися пречистых тайн по все недели святого поста и в великой четверток и в великую суботу и на Пасху и на Възнесение Господни и на Сшествие святого Духа и в Петрово говенье и на Петров день и на святую мученику Бориса и Глеба и на Преображение Господни и на Успение святые Богородица и на Въздвижение честного креста и в день святого Дмитрея и на Веденье (sic) святые Богородица 6) и в день святаго Николы и на Рождество Христово и на Крещение Господни и на Възнесение 7) Господни. И в болезнь (sic) и в смерть достоит причащатися всякому крестьяну человеку, и во питемьи 8): ни одиному человеку, крестьяну будучему, мужу или жене, малу или велику, молоду и стару, не достоит умирати без покояния (и) без причастия святых тайн, ли в нощь, ли в день.

10. Достоит попом вынимати святое тело того деля по вся лета в великыи четверг, и ссушивше держати в стружце от года до года больных деля 9); аще ли того попове не дрьжат и епископы не учат их тому, то вси хотят о том слово вздати за то к Богу в день судный, — и митрополиты и епископы и попове, то бо есть велико дело, а неисправлено в руской земли то, а Бога деля исправите, архиереи святители, много людий 10) умирает в вас без причащениа святых тайн, в вашом ненаказании и небрежении и лености и пиянстве.

11. А се ведомо вы буди: без венчания жон не поимати никомуже, ни богату, ни убогу, ни нищему ни работу (sic, читай: работну); без вен-

1) В сп. Унд. «не ясти».

2) В сп. Унд. «случится».

3) Нужно «аще»—если.

4) Духовные отцы, духовники.

5) Это же считает обязательным Вальсамон в ответах Марку Александрийскому,—у Ралли и Π. IV, 456.

6) в сп. Ундольск. прибавлено: «в святая святых».

7) В сп. Увд. «Сретение».

8) Т. е. хотя бы он был и под епитемией.

9) У Кирика в Вопрошании о том же по изд. Калайд. стр. 176.

10) В сп. Унд·: «дело, и неисправление в святительском ненаказании и во иерейском небрежении, иного людий»... Т. е. позднейший редактор недоумевал, зачем тут стоит русская земля.

 

 

535

чания бо женитва беззаконна есть, а не благословенна и не чиста, но и тайный брак нарицают святые книги 1). Вы архиереи и святители Божии, наказайте их вы без лености о всем в трезве уме, то вашо дело есть, да и себе блюдите в чистоте и душь всех людии, порученных вам от Бога, да не стыдимся пред Богом на страшнем судищи.

12.    А оглашенных 2) исходите вон мужем, а не женам 3), (в) запрещеньи будуче, из церкви на службе 4) (sic), в притворе до отпетья стояти, а на заутреней и на вечерни нозбранно (sic, читай: невозбранно) стояти в церкви.

13.    И от жон своих достойно вздержатися всякому крестьянину будуче (sic) в суботу вечер и в неделю вечер и в Господския праздники и в нарочитых святых и в великое говейно 5) и егда нечисты бывают жоны и егда хощет кто причаститися святых тайн, то соблюстися от жен своих пред причащением ночь 6), а по причащеньи 2-ю нощь. Всяк же человек страх Божий держи в сердци своем всегда и час смертный поминай присно и страшный он суд вечные муки.

14.    А ко Госпожину дню 7) постятся 15 дни; Августа в 1 день, аще причтется в среду или впяток, не ясти мяса ни доива, но рыбы ясти 8).

1) В сп. Унд.: «но и тайный—книгы» нет. О том же митр. Иоанн в Правиле церковном Иакову Черноризцу, по изд. в Русск. Достопп. I, 101 fin, у Павл. в Памм. col. 7.

2) В сп. Унд.: «А от оглашенных».

3)  В сп. Унд. было написано: «мужем, а женам», потом «а» поправлено киноварью во что-то другое, но во что—не ясно, может быть «и».

4)  В сп. Унд.: «на службе литургиа». Правильвейшим, как кажется, должно считать чтение Троицкого списка, по которому из-за литургии от оглашенных выходить из церкви находящимся в запрещении мужчинам, а не женщинам. Женщины могли не высылаться потому, что полати или хоры, на которых они обыкновенно становились (см. ниже), не принимались за самую церковь (у Греков полати или хоры назывались между прочим κατηχούμενα, κατηχουμενεῖα, что значит именно оглашенники). В Схоластиковой Кормчей по Академ. ркп. это правило читается дважды; на л. 75 об.: «а о литургии оглашеных исходити от церкве и стояти в папроте, а на вечери и на утрени иногда (sic) не возбраняу быти по всему, идеже хощет стояти в церкви»; на л. 126 повторяется тоже, но с началом: «о литургии и оглашеных» и потом: «и иногда».

5) Относительно великого говения это же считает обязательным Вальсамон в помянутых ответах Марку Александрийскому,—у Ралли и Π. IV, 485.

6)  В сп. Унд. «ночь» нет.

7) В сп. Унд. «А к Успению святей Богородице».

8) В сп. Унд.: «доива, то бо есть 1-й день поста».

 

 

536

15. Аще убиют или срежутся в церкви, да не поют в ней 40 дний, потом вскопают мост 1) церковный и высыплют, аще и на стене будет кровь пала, да омывают водою и молитву створят и водою покропят святою, и почнут пети.

16. Аще отець 2) дети (читай: детий) своих 3) не переказав 4) отидеть далече, достоит им иного отца искати.

17. Аще по покаянии 5) блуд створит дьяк, недостоит ему попом стати.

18. Аще отець перекажет 6) умирая, идеже не любо детем 7), да сами найдут отца себе, идеже им будет любо, покаание бо волное 8).

19. А брата приснаго достоит прияти на покояние.

20. Поп, аще хощет камкати 9) не служив, в алтари камкает с попы, фелог (sic,—фелонь) взложь 10).

21. Аще будет на лици знамение, акы кровь, не может стати попом.

22. Мужу с женою достоит каятися у единого отца.

23. Дьяку (аще) будет прострижен верх, не достоит ему животины резати 11).

24. Аще кто покается детеск пол, 8 лет или 10, а согрешения его будут мала, разрешити в смый день 12).

1) Мост, помост-пол. Вскопают—выскребут, выстрогают (снимут с пола окровавленную поверхность).

2) Подразумевается—духовный.

3) В сп. Унд.: «детей своих духовных».

4) В сп. Унд. неудачный перевод на новый язык: «не наказав». Переказав—отказав, передав, т. е. другому духовному отцу.

5) Волокол. ркп. № 566, л. 468 об.: «аще покаян дьяк блуд створить, не стати ему попом». О дьяках «покаялниках», о которых говорится у митр. Георгия несколько раз и далее, см. выше стр. 393 прим. 6.

6) В сп. Унд.: «прикажет».

7) Т. е. если отец духовный, умирая, передает своих духовных детей духовнику, который им нелюб.

8) В сп. Унд.: «полно есть». В Вопрошании Кирика (Калайд. 199): «покаяние бо волно есть».

9) Камкати или комкати—причащаться, из латинского communicare.

10) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 179): «причащатися достоит попу в монатьи с людьми, аще бы не служил, и пакы коли хотя служити»...

11) Этим правилом дается знать, что были при церквах дьяки без простриженных верхов или непосвященные, т. е. миряне дьячествовавшие, исправлявшие обязанности дьячков.

12) В сп. Унд.: «8 день».

 

 

537

25.    Поп, аще хощет литургисати, да не яст луку преже за един день.

26.    Аще лете 1) будут мухи в алтари, не достоит калугеру ни падьяку отгонити от честных даров, но токмо дьякону.

27.    Аще кто поялного 2) начнет имети люта отца или невежю, да отпросится от него и инде покается; аще ли не пустит, не может ся охабити его 3).

28.В неделю не пети литургии за упокой.

29.    Аще презвутеру усшет рука и не мочи начнет благословити, да не литургисает. но октенью молвит на заутрении и молитву всегда творит, якоже и поп, токмо не литургисает.

30.    В масльную неделю творится брак 4).

81. Аще поп литургимисать (sic) хощет в вторник, то в понедельник блюдется в ту нощь 5).

32.    Проскуру достоит топити 6).

33.    Над мертвецом бывше пети, а просцем комкати 7).

34.    Проскуре аще изыдет 8 днии, не пети ею 8).

35.    Аще не венчался будет 9), не достоин поповства, да вен-

1) Летом.

2)  В сп. Унд.: «покаяльнаго». Правильнейшее чтение, вероятно, есть последнее; но может быть было и прилагательное «поялный», произведенное от глагола поять, поймать (выбирать, так как духовных отцов выбирали, именно— таким образом, что,выбрав, навсегда оставались при одном).

3)  В сп. Унд.: «отхабитися от него». Cfr Кирика в Вопрошании по изд. Калайд. стр. 202 fin..

4)  В сп. Увд.: «не творится».

5)  В сп. Унд. этого правила нет. Кирик в Вопрошании: «попу белцю бывшу с своею женою за день, лзе служити, ополоскавшеся до пояса, а не кланявшеся и не мывшеся; аще поп восхощет служити в неделю и в вторник, можеть съвъкупиться межю днема — изранья в понедельник; с своею женою быв, том дни нельзе в олтарь» (у Павл. col. 28, у Калайд. выпущено)

6) в сп. Унд. этого правила нет. В Волокол. ркп. № 566, л. 111 читается: «проскуру всяку (вынятую и вевынятую) достоит топити в воде, а ножен не резати ея». Как будто это должно понимать так, что просфору засохшую не должно резать ножем, а размачивать в воде и потом ломать руками.

7)  В сп. Унд. этого правила нет. У Кирика в Вопрошании (Калайд. 195): «над мертвецом бывшю попу достоить том дни служите ему, аще покадить и целуеть».

8)  У Кирика в Вопрошании (Калайд. 194 fin): «проскумисати за две недели», т. е. просфора годна для проскомисания в продолжение двух недель.

9) В сп. Унд: «Аще не венчался будет с женою диак». В Волокол. ркп. № 566 л. 114: «Аще диак без венчания жену поял есть».

 

 

538

чався с женою станет попом, достоит бо ся венчати, аще и дети будут.

36. Аще обручена жена будет дьяку, а умрет, не совокупившеся с нею, достоит ему иную поимше стати в попы.

37. В клобуке недостойно конархисати ни чтенья чести.

38. Трепарем не крестити на Господьскые праздники обеда 1).

39. В среду страстные недели полагается поклон, в пяток тоя недели держати 2).

40. В кадилницу темьян кладя благословити рукою.

41. Честный крест целовавше не ясти мяса ни сыра 3).

42. Евангелья не достоит целовати ядше ни доры ясти 4).

43. Бельцом мужем достоит носити крест на себе и тако свокуплятися с подружием 5).

44. С священным крестом на проход не ходити, или будет с мощьми, то держати и дележюще (sic) кланятися ему 6).

45. Аще покаялнику жена умрет первая или простьцю, а оженится второю в закон, аще хощет, да венчается такоже 7).

46. Аще детя крестят, да мати его не яст 8 дний ни мяса ни масла 8).

47. Аще ли пустит жену, да не венчается, такоже аще и третью жену поймет 9).

48. Аще детя умрет 10) внезапу без болезни, суще (sic) не разумети, како ему к смерти, то несть епитемьи.

49. От треженца не достоит проскуры взяти.

1) Относительно этого предписания cfr в 1-й полов. тома стр. 816.

2) В сп. Унд.: «полагаются поклоны», а дальнейших слов «в пяток— держати» нет.

3) У Кирика в Вопрошании это о целовании креста в день Воздвижения, но не в иные дни,—у Калайд. стрр. 178 fin. и 196 нач., у Павл. coll. 30 и 52.

4) В сп. Унд. этого правила нет. У Кирика в Вопрошании наоборот: «Евангелье целует и ядше и пивше» (в ркпп. у Калайд. выпущено).

5) Cfr у Кирика в Вопрошании, по Калайд. стр. 195 fin.

6) В сп.Унд. этого правила вет. Проход—сортир; слова: дележюще не можем объяснить.

7) В сп. Унд.: ...«простьцю, аже не может въздержатися, да поймет 2-ю» в закон и венчается, и прииметь опитемыо, како ему отец духовный повелит».

8) Cfr Описан. Синодд. ркпп. Горск. и Невостр., № 358, л. 134.

9) В сп. Унд. этого правила нет.

10) В сп. Унд.: «умрет не крещено».

 

 

589

50. Достоит в иконе ковати крест 1).

51. В монастыри достоит детя крестити, 8 день разрешится.

52. Без антимиса (sic) не достоит служити (в) неосвящено(й) церкви, а в освященой достоит, ктимис (sic) свящается, егда церковь святят или митрополита ставят или епископа.

53. Церкви без мощии не ставят, но помощи (sic) в 4 столице2) трапезы вдолбше положат.

54. Главу стригуще «Помилуй мя Боже» пети 3).

55. В говенье детяти молоду коровья молока не ясти: 2 говенья матерь ссет, а во третье не дати ему ясти.

56. Аще и на срамных удех будет измет, священным маслом достоит мазати 4).

57. Аще мужю жена не даст ножниць, не достоит постриши его, тако (и) жене.

58. Аще кто жив сый, вдасть за ся сорокоустье, пети недостоит ему 5).

59. У попа своего комкати попадьи.

60. Аще попин хощет детя крестити и отцом быти, да привяжет чисть плат к иконе и воложит в он детя; егда на перенос нести, повелит иному нести за ся, тако же ко комканию емуже повелит, тот възмет 6).

61. Аще кто научится грамоте, а будет души не погубил, а жену понял девою и в татьбе будет не вязан, а ин грех створил будет, да покается о них ко отцю и съхранит епитемью и будет поп 7).

62. Жена аще родит детя, не ясти с нею.

1) Т. е. можно вставлять в икону крест.

2) В сп. Унд. «столбцы».

3) В сп. Унд.: «пети, а мыюшеся часы пети». Под стрижением главы, должно думать, разумеется выстрижение лицами духовными так называемого их гуменца, о котором см. в 1-й полов. тома стр. 577 sqq.

4) В сп. Унд. этого правила нет. Смысл его: мазать священным маслом, с целью лекарственною, даже и в том случае, если будет болячка и на срамных удах.

5) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 194 fin., Павл.col. 51): «Прашах его (Нифонта) и сего: аже дають сорокоустье служити за упокой и еще живи суще. Не может, рече, того възборонити, аже приносят спасения хотяче души своей, еже творишь и митрополита Георгия Русьскаго напсавша, а нету того нигдеже».

6) См. выше стр. 424.

7) Cfr Кирика, по изд. Калайд. стр. 190, Павл.col. 46.

 

 

540

63. Аще жена, родивше детя, умирати начнет, омывше ю дати камкание, аже к смерти ей будет, такоже и детя (аще) умирати начнет омывши не ждати ни единого дни 1).

64. В святый и великый пост добро удержатися малженама от себе; аще ли не можета, то первую и последнюю неделю чисто схранити, тако и к Ржеству Христову пост и к Петрову дни 2).

65. Аще человек помыслит на грех и страха ради Божия вспрянет от лукавого совета вражия, несть епитемьи за то, но плачется за расслабление си ума и молится с смирением, яко покрыл есть Господь от прельсти диаволя.

66. В говенье главу ищи в суботу или в неделю 3).

67. На средокрестье, аще крест целовавше, не ясти рыбы, а в великой четверток ясти рыбы 4).

68. В неделю достоит проскуры печи, а хлеба, аще не достанет, то с проскурами испечи мало 5).

69. В неделю до вечера не делати.

70. Покоялником не достоит 3-ее жене поимати.

71. Погану человеку, створивше молитва, не ясти с ним, но оли крестивше.

72. Аще кто покаявся умрет, пети над ним в ризах и сорокоустье.

73. Артус весь в семый день ломити, егда служба кончается велика дни.

74. Аже 6) полотном икона покрывана, не достоит в нем себе ничего имети, но церкви.

75. Егда нечиста будет жена, не печи проскур ей, ни в церковь вълазити, ни целовати еуангелия, ни иконы ни креста 7).

1) Митр. Иоанн в Русск. Достопп. I, 90, у Павл.col. 2. Кирик у Калайд. стр. 195. у Павл.col. 52.

2) У Кирика в Вопрошании: «Прашах, достоит ли дати тому причастие, аже в великый пост съвъкупляется с женою своею. Разгневася: ци учите, рече, въздержатися в говенье от жон, грех вы в том. Рек: написано, владыко, есть бо в уставе бельчестем: яко добро бы блюстися, яко христов пост есть, аще ли не могут, а преднюю неделю и последнюю неделю, и Феодос, рече (я сказал), у митрополита слышав, написа. Такоже не написав, рече ни митрополит ни Феодос» (у Павл.cd. 37, § 57, у Калайд. выпущено).·

3) В сп. Унд. этого правила пет.

4) В сп. Увд.: «целовавши не ясти рыбы, яко и на Вздвижение честнаго креста».

5) В сп. Унд: «мало, якоже бы годе того дни».

6) В сп. Унд. «Имже».

7) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 199 fin.): «нечисте жене достоит,

 

 

541

76.    В говенье не достоит седети нога на ногу взложивше 1).

77. Чеснок достоит ясти в Благовещеньев (день) и 40 мученик. Не кланятися един день 2).

78. В пост ни человекы ни детина не крестится, ни страстные неделя, но в вербную и в суботу Лазареву и в великую суботу, аще ли болен будет, да крестити и 3).

79. Аще церковь 4) у кого будет в дому, достоит в ней пети литургия, а детяти не крестити, но в соборнеи церкви.

80.    Пес аще налочет или сверчен впадет или стонога или жаба или мышь, толко молитва створити; а мышь или жаба сгниет и разыдется гноем, то не ясть, аще ли вкусит не ведый, то постится 8 (50?) днии. Аще хомяк или мышь или ино что скверно впадет в яденье, а вкусит не ведый, несть за то епитемьи. Аще жаба в кладезе (sic) впадет мертва или хомяк или мышь, да выльют 40 ведер и молитву створят и покропят святою водою крестом, и тако начнут пити.

 81. На роту по вине достоит ходити5).

82. Аще в поганстве грехы будет створит, развее душегубства, а по крещение (sic) будет не отрешил, станет попом.

88.    Аще видиши прозвитера в блуд впадающа или нань молвят, ты ему не зирай (sic, читай: зазирай), но аще хощеши от него камкати, камкай, яко свята его мня, а не грешна; аще обличится грех его пред митрополитом, да отлучится, да аще ослушався начнет литургисати, тогда от него не камкати.

84. Трудоватому 6) достоит с здравыми камкати, святый Василей (и) Григорей Богословець струпы их омываху, ту не гнушастася их.

85. Достоит створити милостыню, аще сключится, и перед народом 7).

86. Аще кто вдасть порт, в немже ходив, достоит в нем устроити, еже хощот (sic), церкви.

рече, ясти проскумисана проскура, доры не достоит ни еуангелия целовати, ни в церковь лести» и (Калайд. 201 fin.) «аще ли будет (жена) нечиста, тогда да не печеть (проскур)».

1) В сп. Унд.: «Ногу на ногу возложив седети грех». Василий Великий в Слове подвижническом предписывает: «Сидя не клади одной ноги на другую: это знак невнимательности и души рассеянной»,—русск. перев. творр. В. В. ч. V, изд. 3 стр. 52 fin..

2) В сп. Унд. этого правила нет.

3) В сп. Унд.: «да крестить, егда хотят».

4) В сп. Унд.: «церквица». Тоже в Волокол. ркп. № 566, л. 132 об.

5) В сп. Унд. этого правила нет.

6) Больному.

7) В сп. Унд.: «Достоит творити милостыню пред народом».

 

 

542

87. Аще кто челядина убиет, яко разбойник епитемью приимет.

88. Аще кто челядина продаст поганым 1) и начнет того каятися велми, да не камкает за лето и поклоняется 12 на заутрени, 12 на вечерни.

89. Аще кто убиет разбойника или ратного нань пришедша, да примет опитемью за поллета за пролитие крови, засмотривше (sic) житие его.

90. Аще с треми женами мужескими будет был, за лето не камкати, тако и пост противу силе.

91. Бельпа 2) в калигах и в сорочици и в копытьцах погрести без наколенков 3), такоже и покоялника и простца 4).

92. Аще кто не хотя проткнет потырь или доры уронит, пролитое с землею вскопает и в воду всыплет, а уронившуюся дору сжещи ю, поклона за неделю 12 на вечер, 12 заутра.

93. Аще человек небесен ся погубит, не пети над ним, но поверерничии (sic, читай: но повергнути ѝ), а не погрести.

94. Аще митрополит или епископ не литургисал будет служил (sic) 5), не даст проскуры, но поп, еже (sic, читай: иже) будет служил 6).

95. Винный грезн и хлеб новый, в лтари (олтари) поставивше посторонь святые трапезы, епископу или преднему попови молитву створити.

96. Облеченному на епископство не достоит верха постригати, но егда поставлен будет.

97. Аще бельца епископом поставят, и пострижется епископ сый, и боле того епископ сый не будет 7).

98. Аще будет церкви новопоставлена, то вечер и заутра отпети ей канун во имя той церкви, егда 8) будет литургия обойти около всее церкви с кресты в ризах и внити в церковь и створше октенья...

1) Митр. Иоанн в Русскк. Достопп. I, 96.

2) Подразумевается—священника.

3) Копытьцы—носки. Наколенки в настоящее время называются у крестьян (по крайней мере в известных нам местах) паголенками. Если чулок разрезать на двое так, чтобы из низа вышел носок, то верх и будет паголенков или древним наколенком. Паголенки, закрывающие ногу до колена, надеваются крестьянами вместе с носками, т. е. поверх их, по требованию погоды. Правило хочет сказать, что у мирских покойников можно закрывать не всю ногу до колена.

4) В сп. Унд. этого правила нет.

5) Служил, кажется, употреблено тут в смысле—присутствовал за службой, за литургией.

6) В сп. Унд. этого правила нет.

7) В сп. Унд. этого правила нет.

я) В сп. Унд.: «и егда».

 

 

543

99.    ...любо един поет поп, суботу Лазареву митрополит крест и дети и в великую суботу 1) 18...

100.  В воскресенье митрополит чтет еуангелие в отари и на подножце степеннем стоя к дверем лицем 2).

101.  Святая же трапеза в великый четверток помывати перво укропом и разъемлют на благословенье, а 2-е радостомом и то такоже разъемлют, а губою же помывати, разрубят ю на части и раздают требующим.

102. Не подобает у латыни камкати ни молитвы взимати 3), и пития из едины чяши ни ясти 4), ни дадити (sic) им понагея.

103. Яко умры и вскреснии и подобие смерти Христове 5) очищается от грех, омывая в нем грехи своя; еже 6) бо три погружения творят, крестят 7) и в крещеньи, 3 нощи являет, яже створи Господь в сердци земля и паки три взницанья 8) творя над водою 3 дни именуя 9), яже створи Господь в аде, да крестяся умирает греху, а живет Богу.

104. Лепо есть крестьянину, в коем жo деле сущему, в часы дневные, в ниже Христос укор прият, распятие и смерти вкуси, в ты дни пети и хранити молитвами, елма нас ради таковая прият и пострада, глаголю убо 3 час и 6 и 9, яко в шостый час всплакася тварь, не терпяще укора владычня, а в 9 час смерти вкуси; да елма убо таковая пострада за ны Господь, должны есмы и мы готовы быти, с тщанием пети и хвалити и молити, да не яко (не) разумнии осужени будем от Него, такоже и в иныи часы безпрестани поминати Бога и хвалити о всем ти (Того?).

1) В сп. Упд.: «любо един поп поет» отнесено к предыдущему правилу, а дальнейшего нет.

2) В сп. Увд. этого правила нет. Под воскресеньем разумеется пасхальное воскресение или день Пасхи. У Кирика в Вопрошании: «игумен чтет еуангелие на литургии в велик день во алтари, зря на запад», у Павл.col. 29, 322.

3) В сп. Унд.: «В латынскую церковь не подобает входити ни пити с ними из единой чаши ни ясти ни понагия им дати». Cfr. Кирика у Калайд., стр. 202, § 16.

4) Митр. Иоанн (Русск. Достопп. 1, 90 fin.): «ясти же с ниши, нужю сущю, Христовы любви ради, не отинюдь есть взбраньно».

5) В сп. Унд. над этим правилом надписано киноварью: «О крещении» и начало его читается: «Яко умрыи в крещении по подобию смерти Христове».

6) В сп. Унд.: «яже бо».

7)В сп. Унд.: «крестяи (крестя и)».

8) В сп. Унд.: «возникновения».

9) В сп. Увд.: «наименуя». Нужно: назнаменуя?

 

 

544

105.  Яко нелепо есть еллиньскых преданий ходити 1) и праздник нечестивых имети, яже (неции) от крестьян с тщанием творят в градех и в селех. не ведят ся гибнуче. Несть достойно наменяти коби ни звезд ни срящи веровати ни чеху ни иному подобну тем ни родству части наряцати (sic), но при всем Бога наменяти, разве греха случшагося человеком. Недостойно висикосного лета блюсти, насажение вина, ни во ино вся дело, ни налучного растенья, не нарецати дне зла, укланяти же ся звездочетца и кудесника, блюстися волшебства и подобных тем, нелепо коледовати ни русальи играти ни индик(т) чести ни  праздновати в ня, ни есть лепо июдейских праздник держати ни иного ничесоже сътворимого по закону их ни праздновати субот их ни входа летнего, ни праздновати зажинанью ни требы кровавы не творити, ничто же Моисеева закона. (Но) токмо праздници дьржати о имяни Господа нашего Иисуса,—праздници Огосподьстеи, Богородица, Предтеча, святых апостол (и) всех Богу угодивших святых.

106. Несть лепо подрьжати мясопусту другыих по пянтикостьи чрез письмена святая, един бо мясопуст уставихом. По воле лепо есть поститися и не нароком по уставу, акы по преданию некоему.

107. Нелепо проскуромисати в горах ни в клетех, вурок улагают священные тайны и 2) по свящонному месту ходяще ли сами или скотех 3) или иною скверною оскверняему и безчествуему или готову сквернаву сущу. еретичества бо суть, а не крестьянска, или паки издолбающе 4) влагати святое камкание. аки от меча крыюще, якоже друзии творят урок 5) приносящим Христовам тайнам.

108. Аще смесится кто с женою в пятницю и в суботу и в неделю, да аще зачнет, и будеть тать или разбойник или блудник, родителя же да приимут опитемью 2 лета, поклона по 100 на день 6).

109. Аще кто свою жену пустив, а иную поймет, пост 2 лета, а поклона 700 на день 7).

1) в сп. Унд. также «ходити». Нужно: хранити.

2) В сп. Увд. «и» нет.

3) В сп. Унд·: «скоте их».

4) В сп. Унд.: «вдолбающе».

5) В сп. Унд. в тексте «в урок», а на поле поправка «в укор», что очевидно есть правильное чтение и как должно читать и выше.

6) Кирик в Вопрошании (у Калайд. 188 fin., у Павл. col. 44): «прочтох же ему (Нифонту) из некоторой заповеди: оже в неделю и в суботу и в пяток лежит человек, а зачнеть детя. будеть любо тать любо разбойник любо блудник, любо трепетав (вар. трепетник), а родителма опптемья две дета. А ты книги (рече) годиться сжечи».

7) Митр. Иоанн в Русски. Достопп. 1, 96, у Павл. col. 10.

 

 

545

110.  Аще мати продаст дитя свое, то 8 лет, аще ли не имея продаст, 6 лет, а поклона по... (цифра смарана) 1) на день.

111.  Оженився 2-ю женою пост от года 2), а 3-ею пост 4 лета, а поклона по сту на день 3).

112. Аще поп, вошед 4) в церковь, ти воротится воспять, не достоит служити, а простець не имать мзды литургия тоя.

113. Аще кто глаголет с другом в церкви, да поклонится 100 и не камкает того дни.

114. Аще кто скощунить 5) смехотворением, играет, да поклонится 300.

115. Аще кто помочится на восток, да поклонится 300 6).

116. А иже развратит еуангельская словеса и апостольская о собе, да будет проклят.

117. Иже кампания не мнит тела Христова, да будет проклят.

118. Иже не крестится двема персты, да бу...7).,

119. Иже кто во гневе росровавится (sic, читай: роскровавится), пост 70 днии, а поклонов 200, а поп лето, а епископ 5 лет, а калугер 3 лета, а простець 8 (50?) дни.

120. Аще поп ловит звери или птици, да извержется сана.

121. Аще епископ носит ястреб на руце, а не молитвенник, да извержется сана.

122. Аще кто что вкусит снедно жидовско или болгарско или срацинска, а не ведая, пост 8 (50?) днии, а поклона 12 вечер, а 12 заутра, и аще ли ведая, 2 лета.

123. Аще ли приступит от крестьян к поганим, а паки ся возвратит, пост 40 дни.

124. Хотяще камкати, того дни не мытися, ни зноитися, такоже и по кампании.

125. Аще епископ упиется, 10 дни пост.

1) В сп. Унд.: «200».

2) В сп. Унд.: «от года до года».

3) См. ниже пр. 165, которое представляет собою повторение настоящего правила (митр. Иоанн в Русскк. Достопп. стр. 95, у Павл. col. 9).

4) В сп. Унд: «пошед».

5) В сп. Унд·: «кощюнит».

6) В сп. Унд. после сего правила лишнее правило: «Аще кто пойдет на игры, да поклонится 300». В одной рукописи Софийской библиотеки наше правило читается: «Аще кто на восток или запад мочится, поста восемь дней, а поклонов по три ста на день», см. у Жмакина в исследовании: Митрополит Даниил и его сочинения, приложи, стр. 80 fin..

7) в сп. Унд.: «Иже кто не крестится крестообразно, да будет проклят». Чтение Троицкого списка есть очевидно позднейшая, XVI в., поправка.

 

 

546

126.  Аще кто целует месяц, да будет проклят 1).

127. Аще кто крестит 2-ю трапезу роду и роженицам 2) трепарем святыя Богородица и то ясть и пиет, да будет проклят.

128. А иже о двою пост 3) искони устанлени 4) святии отци, но якоже ина 5) многа преобидена быша правила и закони церковнии за многую нашу леность, тако и си поста преобидена быша за несытостьство наше, обаче добро бы было съхранившие, всяк бо храняи имать мзду велику, а не храняй ни мзды имать ни оставления грехов.

129. Аще ся человек новопокает 5), да хранит епитемью 40 днии, ни ядя мяса ни масла, и по 40 днии дати ему в суботу и в неделю мяса и рыбы.

Заповеди 7) святых отець. Господи благослови отче 8).

130.  Иже разбой творят от рожения своего и убиет 9), 10 лет да покается в иной области и потом да прият будет в свое отечьство, аще праведно будет покаялся о хлебе и о воде, и да послушествует ему епископ и попове, у них же ся будет каял, к роженью

1) Целует месяц — приветствует месяц, празднует новомесячию, cfr посл. к Колосс. 2, 16, и Трулльск. соб. пр. 65.

2) В Волокол. ркп. № 566, л. 136 об.: «родству и роженицам».

3) В сп. Унд.: «о двою посту».

4) В сп. Увд. ошибочно: «уставная».

5) В сп. Унд.: «и ина».

6) В Волокол. ркп. № 566, л. 150 с пояснением: «аще ли новопокается кто, не бывал будет дотуле в покаянии...»

7) В сп. Увд.: «От заповеди».

8) Нижеследующее отделение правил до 147-го читается как таковое же целое что у митр. Георгия, с надписанием: «Заповедь святых отець», в Схоластиковой Кормчей, в Румянц. сп. л. 106, в Академ. сп. л. 83. Но одно целое отличается от другого тем, что у митр. Георгия нет довольно многих правил, которые читаются в Кормчей и наоборот есть несколько правил, которых не читается в Кормчей. Который случай предполагать тут: то ли, что правила взяты из Кормчей и приписаны к правилам митр. Георгий (или вставлены в их середину), или то, что они изъяты из митр. Георгия и написаны в Кормчей отдельно, этого не представляется возможным решить (может быть, имеет место тот случай, что правила взяты и переведены с греческого самостоятельно митр. Георгием и самостоятельно составителями славянской Схоластиковой Кормчей в ее нынешнем виде,—переведены по двум особым редакциям их в подлиннике, чем объяснится их различие в составе).

9) В Схоластик. Кормчей: «Иже разбой створить или от рожениа своего убиет...»

 

 

547

убиенаго, аще ли зя будет не добре покаял, да не прият будет в свое отечество 1).

131. Иже разбой сотворит нехотя, 5 лет да покается, о(т) них 3 о хлебе и о воде.

182. Аще кто проклинается, 7 лет да покается, 3 от них о хлебе и о воде. Аще кто нужою проклинается 2), 3 лета пост о хлебе и о воде.

133. Аще кто украдет славное что 3), или скот, или дом подкопает или добро другое 4), 5 лет пост, аще ли что мало украдет 3 (лета) пост.

134. Аще от отравления 5) погубит человека, 7 лет да покается, 3 от них о хлебе и о воде.

135. Аще кто причетник или вящьши чин 6) имея, оставль жону, честь приимет 7), и паки ю приимет 8), аще есть диак, 7 лет да поклонится 9), а аще ли поп, 11 10) лет да покается.

136. Аще ли которая жена удавит детя 11). 3 лета пост.

137. Аще кто в 1 день Генваря на коледу идет, яко же первии погании творяху. 3 лета пост, да покается о хлебе и воде, яко от скотины 12) (sic) есть игра та.

138. Аще погорая жена зелья ради  13) извержет, 3 лета да покается.

139. Аще кто клят будет (или молится сотонам или имена 14) творит человеча 15). 5 лет)  16) да покается о хлебе и о воде.

1) В Волокол. ркп. № 566, л. 149: «аще ли будет добре каялся о хлебе и о воде, и да послушествуют ему епископ и попове, в нихже ся будет добре каял, к рожению своему да прият будет».

2) Схол. К: «кленется».

3) Схол. К: главное что: Смысл: большое, важное, ценное.

4) Схол. К.: «что зело добро драгое».

5) Схол. К.: «отравления деля».

6) Схол. К.: «вящшю честь».

7) Так и в сп. Увд. и в Схоласт. Кормч.

8) Схол. К.: «поимет».

9) Схол. К.: «покается».

10) Схол. К.: «10».

11) Схол. К.: «отроча».

12) Так и в сп. Унд., в Схол. К.: «от сотоны».

13) Схол. К. слов: «зелья ради» нет.

14) Схол. К.: «имена им».

15) Схол. К.: «человеческая».

16) Поставленные в скобках слова в Троицк. сп.—на поле, а в сп. Унд. и в Схоласт. Кормч. в тексте.

 

 

548

140. Аще которая жена блуд створит и проказит отроча в себе, 5 лет и (sic) покается 3 о хлебе и о воде.

141. Аще кому умрет отроча не крещено,... (цифра пропущена)лет 1) пост, да покается о хлебе и о воде 2).

142. Аще кто пролиет от святые чаши в время приношения, 7 лет и (sic) покается, аще ли на конце пролиет, 40 дни постится 3).

143. Иже створит блуд с скотиною, по святого Василья 15 лет не камкати, мы 4) же 2 лета сухо ясть 12 час (sic), а поклона 200 на день, аще ли обленишися, то 15 (лет?) творити.

144. Иже блуд творит с сестрою, 15 лет не камкати, постится и плакати, мы же 3 лета камкати же не повелеваем, но сухо ясти 12 час, а поклон на день 500, аще ли обленится, 15 лет творит.

145. Иже блуд творит с снохою, то 15 лет повеле святый Василей и плакатися и не камкати, мы же 2 лета не камкати. в 9 — и нас (sic) сухо ясти, а поклона 800 на день, аще ли обленится, то 11 лет творит.

146. Тать, аще покается, и не камкает по святого Басилья 2 недели, аще ли от иного обличен будет, 2 лета, мы 40 днии, а не камкати, но сухо ясти в 9 (sic), кланяася на день по 100, дондеже престанет от татьбы.

147. О потворех. Иже потворы и чародеяния исповедает, по святому Василию 15 лет да не камкает, постяся и плачася, мы же 3 лета, без кампания, сухо ясти в 9—и час и поклонов по вся дни по 50 и по 200 (и) да отступит от греха.

148. А се хотя молитву творити болному, преже глаголи: святый Боже. Пресвятая Троица, Отче наш, Господи помилуй 12, та же молитвы за болящего. А иже не идя ко болящему, а в церкви или к кельи своей помолит о нем, (то) измолвит молитву Отче наш 5). Се разрешающе человека 2 глаголи: во имя Отца и Сына и Святого Духа разрешаю тя от всех уз греховных.

149. Аще кто зовет попа на венчанье брачное, услышит же брак законопреступен — блудомешенье. сиречь сестру умершия жены хотяща прияти, или несть или приношение принести и сотворите 6).

1) Схол. К.: «некрещено за леностию, 3 лета...»

2) У Кирика в Вопрошании (Калайд. 195): «аще ли, рече, умреть детя нехрьщено небрежением родитель или поповымь, велми за душегубье, поста 3 лета; аще ли не ведуче, то нету опитемьи».

3) В Схол. К., не знаем тоже ли правило, или другое: «Аще кто пролиет, святую службу творя, похоронит е, 8 днии да постится о хлебе и о воде».

4) Вероятно, Иоанн Постник, как он говорит «мы» в некоторых нижеследующих правилах.

5) Кирик в Вопрошании по изд. Калайд, стр. 181.

6) В сп. Унд.: «принести створит».

 

 

549

150.  Аще услышит поп беззаконен брак, и рчет предо всеми: беззаконен есть брак, не подобает ему причаститися чужем гресе.

151. Аще створит блуд во сне прост людин, то вопросит попа о восприятии кампания: достоит ли ему прияти или ни; аще будет мыслью прилежал похоти женстей. не достоит, аще ли ни, то сотона искушает, да ее же ради вины оттучдает причастья Божиих тайн, яко не престает искуситель, нападая на ны во время, егда хощет человек приобщитися тайне Божии.

152.  Аще простец жену свою изгнав и ину поймет или от иного пущену, да отвержен будет.

153.  Вся святые 40 дни и пост разве суботы и недели и до Благовещеньева дня да не будет литургия, но токмо прежесвященная 1).

154.  Поп, аще оженится, преставити от чину, аще ли блуд створить или прелюбы створит, изринути отнюдь и вести на покаяние.

155. Аще кто разсмотряет попа женатого, аки неподобно служившему 2), приношенья не приимати. да будет проклят.

156. Аще дора обетщает (sic) за лето или за два, да потребится, и того ради блюдется, да не огнем сожждена будет 3).

157.  Аще поп, литургию пев, ти забудет потребити доры, заутра потребит ю 4).

158.  Аще будет проскура разселася или будет два креста цела, (а) иное не будет проскуры, то да сотворит тем крестом другую проскуру 5) и тако да литургисает. аще ли иных будет много, то оставити и 6).

1) Неисправно написанное в наших рукописях правило это представляет собою повторение 52-го правила Трулльского собора, которое в подлиннике читается: «Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как преждеосвященная».

2) Схол. К.: «служившу ему...» Акад. сп. л. 87 fin.

3) В Схол. К: «Аще дора обетшает за неделю или за две, да потребится, а тогда блюдется, да не огнем сожьжева будет»,—Акад. сп. л. 88 об..

4) В Схол. К.: «Аще иерей пролитургию (sic) пев, ти забудет потребити, да соблюдет е и заутра да потребить е»,—Акад. сп. л. 88 об.

5) В сп. Унд.: «проскуру» нет.

6) Волокол. ркп. 566, л. 157: «аще будет проскура рассяласа (sic) и будеть на ней два креста единочислены и (не) будет другиа проскуры, да сотворит единен крестом агнец и поет литургию». В Схоласт. Кормч.. «Аще будете проскура разседалася, и будета в ней два креста целы, а иноя не будет проскуры, то да сотворить единем крестом дору, и так да литургисает; аще ли инех досыти будет, то да ни проскумисает еа»,— Акад. сп. л. 88 об. —

 

 

550

159.  Великаго и преславнаго учителя нашего Павла апостола, купно с ним въспити 1) глаголюще: проклят всяк, иже не пребудет в всех книгах законных, якоже творити я; аще бо, рече, ангел проповесть вам, не якоже мы благовестихом, проклят да будет; да и мы должни есмы с ним велегласно въспити (sic) глаголюще: иже не любит Господа нашего, да будет проклят. Иже не верует в святую нераздельную Троицю. да будет проклят. Иже святого камкания не менит самого тела и крови Христовы, да будет проклят. Иже не молится с упованием святей Богородици Марии, да будет проклят. Иже не кланяется с страхом кресту Господню, да будет проклят. Иже ни иконы Господня и честных всех святых с страхом и с любовию не целует, да будет проклят. Иже словес еуангельских не имеет в честь, да будет проклят. Иже святых пророк не творит святым Духом пророчествовавша, да будет проклят. Иже святых не чтет ни ся кланяеть с любовию мощем их, да будет проклят. Иже хулит святыя литургия и молитвы вся преданые крестьяном апостолы и отци снятыми, да будет проклят. Иже всея твари видемыя (sic) же и невидемыя (sic) не мнит Богом створены, да будет проклят. Иже развращает о собе словеса еуангельская, (не) якоже исправиша святии мужи, да будет проклят 2). Иже не творит Богом данного Моисеем закона, но о собе никако (некако) блядет, да будет проклят. Иже не мнит церковных санов Богом данных, да будет проклят. Иже на луках, а не всею мыслью проклинает правила сего, да будет проклят, о всем бо ны извести блаженный Павел, святого Духа к нему глаголавша: видите ли еретици речь сию глаголющу 3) (sic).

160.  Яко законная женитва Богом законна, пища и питие в меру не осудит человека, аще бо речет: ясте и пийте, все в славу Бога творите.

161.  И и (sic) пакы слышахом о попех, иже служивше литургию, не достоит в ту нощь съвокуплятися с женою своею, но сохранити вся нощь и до восхода солнцю, да не похулят тела и крови Его, зане страшно и свято есть, рече бо Господь: ядый плоть Мою и пияй кровь Мою во Мне пребывает и Аз в нем; не подобает Христа в себе держащи плотьстеи страсти прилеплятися, кая бо есть община свету с

Правила Георгиевы 156—158 читаются под ряд в Схоластиковой Кормчей, в собрании правил без оглавления, которое в Румянцевск. списке начинается на. л. 111 на об., у Восток. стр. 278 нач., а правило 155—в том же собрании, но значительно выше. Следовательно, здесь опять вопрос о взаимном отношении.

1) В сп. Унд.: «взпити».

2) В сп. Унд. «иже развратит—проклят» нет.

3) В сп. Унд.: «глаголюща».

 

 

551

тмою, или кая община Христу к смраду сласти плотстеи; аще ли сице не творят, якоже есть писано, то не имат (sic) благодати Отца нашего, иже есть на небесех, сего бо деля имя Божие хулится в языцех, якоже рече Христос во святом еуангелии: лисове язвинны (sic) имут, а птица небесные гнезда, а Сын человечь не имат у вас где главы подклонити смрада ради сласти; то уже слышите слово, яко Христос у вас не имать, где главы подклонити смрада ради сласти, и лишается дара благодати святаго Духа, и ныне простые люди како можете страху Божию и чистоте научити, и приемлюще от вас тело и кровь Христову како схранити, якоже вы рекох; аще убо кто от вас будет тако створил, да останется того и приимет за то епитемью 40 дни, а заутра 30; аще тако охранят, то приимут от Бога милость и простыню грехов.

162. Се подобает ведати, аще поп взмет срокоустье или два или три, да поет первое едино и потом (второе и третье), а во едино двое срокоустье не поется; аще ли кто ослушается канунов и пети начнет в един день, то оберет себе гнев Божий и пагубу на душу свою в день страшного суда Божия праведного, рече бо Господ: не может наимник двема господинома работати 1); то како попираете слово Божие, не боящеся суда Божия и по своему изволению творяще и инех томуже учаще, о таковых бо рече святое писание: о горе вам о сем мудрым и о сем хитрым, и паки рече Господь: о горе вам вожеве слепии, видяще слепи есте, слышаще не хощете разумети.

168. Аще тело Христово обетщает (sic) или исплесневеет, то огнем его не сожещи, а в воду его не врещи, но потребите ѝ, влиявши вина, такоже аще и дора обетщает, потребити ю.

164. Аще ли поп ставит покаялнаго сына диаконом, аще будет преже поятья жены своея с иными блуд створил, не достоит его поставите и лише осужение приимет.

165.  А се ведомо буди, аще кому жена умрет первая и оженится другою, да приимет епитемью от года до года. Аще ли кто третею (sic приимет. да приимет епитемью, 5 лет не дати камкания ни в церковь влазити, но вне ему стояти, а пост ему держати, како повелят 2).

1) Cfr Описан. Синод. ркпп. Горск. и Невостр. № 377 л. 160.

2) В сп. Унд.: «како ему отець духовный повелит». Cfr Василия Великого пр. 4-е.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.