Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Иконы особенно чтимые и чудотворные

ИКОНЫ ОСОБЕННО ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ.

В период домонгольский, как и после и как теперь, были у нас иконы, которые находились в особенном уважении, к кото-

 

 

411

рым были питаемы особенное усердие и особенная вера. Точно так же были иконы, от которых совершались чудотворения и знамения.

Укажем эти иконы, сколько они известны:

1.   Успения Божией Матери Киево-Печерская, находящаяся в Печерском монастыре, храмовая главной церкви. По преданиям Печерского монастыря, записанным в Патерике, икона эта чудесным образом прислана была Божией Матерью из Константинополя, из Влахерны, вместе с зодчими для построения церкви 1). По свидетельству Патерика, от иконы сотворялись многие чудеса 2). Сохраняясь в монастыре до настоящего времени, не стоит в иконостасе, в ряду местных икон, а висит на шнурах над царскими дверями 3).

2.   Божией Матери Пирогощая или Пирогоща, находившаяся в Киеве. В 1181 г., по свидетельству летописей, вел. кн. Мстислав Владимирович заложил в Киеве каменную церковь Богородицы, которая (церковь) получила название Пирогощеей или Пирогощей 4). В 1155 г., по свидетельству тех же летописей, Андрей Юрьевич Боголюбский, уходя от отца своего из Киева в Суздаль, взял из Вышгорода икону Богородицы (последующую—Владимирскую), которая принесена была из Константинополя в одном корабле с Пирогощею 5). Можно понимать это так, что икона принесена была Мстиславу (быв по его приказанию куплена или по его заказу написана в Константинополе) и что он построил церковь для нее; но гораздо вероятнее понимать так, что церковь была построена ранее, а икона принесена была после и только поставлена в церкви (может быть, нарочно быв куплена или заказана для последней в ее храмовые иконы). Степенная книга говорит, что икона принесена была самому Юрию Долгорукому (1,253 нач., — подразумевается, быв по его приказанию куплена или по его заказу написана): не невозможно, что она основывается в сем случае на списках летописей, в которых именно это говорилось. От чего получила икона прозвание и как было—так ли, что церковь дала его ей или, наоборот, она церкви, остается неизвестным (по Степенной книге, ibid., икона получила

1) Симон в главе о зодчих.

2) Ibid... самый конец главы.

3) О чем выше стр. 213. ее изображение у Фундукл. в Обозр. Киева.

4) В 1181 г. по Лавр. лет., по Ипатск. в 1132 г. В первой: «заложи церковь святые Богородица Пирогощюю»; во второй: «заложена церкви камена святые Богородица, рекомая Пирогоща».

5)     Летт. Лавр. и Ип.: из Вышгорода—во второй.

 

 

412

прозвание от того, что принесена была из Константинополя гостем, т. е. купцом, Пирогощей). Что икона пользовалась особенным уважением, это видно из слов о ней летописей под 1155 г. (где она представляется не менее известною, чем Владимирская) и из того, что князь Игорь Святославич, герой Слова о полку Игоревом, по освобождении из плена у Половцев, прежде всего поехал в Киев, «к святей Богородици Пирогощей» (Слово, — самый конец), чтобы принести ей — подразумевается — благодарение. В настоящее время иконы не существует, равно как и церкви, в которой она находилась.

3. Николая Чудотворца (Николы 1), так называемого Мокрого, находящаяся в Киевском Софийском соборе. Эта икона около 1090— 1100 г. 2) сотворила чудо, состоявшее в том, что у двоих супругов, жителей Киева, возвращавшихся домой из Вышгорода, с тамошнего праздника, в лодке по Днепру, вследствие случившейся бури, был выброшен в реку младенец, который, утонув, через несколько дней был найден лежащим у нашей иконы живым и невредимым, только мокрым, от чего и икона получила прозвание (Она до настоящего времени находится в соборе там же, где находилась в древнее время,—на полатях или женских галереях, в левой боковой стороне, теперь—в приделе Николая Чудотворца).

4. Смоленской Божией Матери, называемая Одигитрией, находящаяся в Смоленском кафедральном соборе. По местным преданиям, икона принесена из Греции супругой Всеволода Ярославича, дочерью (будто бы, — первой полов. т. стр. 299 прим.) импер. Константина Мономаха, и есть одна из икон, написанных, по преданию, евангелистом Лукой 3). Вместе с этой Смоленской иконой считались у нас написанными евангелистом Лукой еще иконы Божией Матери Владимирская и Полоцкая — Евфросиньинская. Но эти наши предания нужно понимать особенным образом. Чтобы Греки имели охоту отдавать Русским иконы, которые у них принимались за написанные евангелистом Лукой, это так же мало вероятно, как то,

1) В древнее время некоторые святые, носившие употребительнейшия или трудно произносимые имена, назывались у нас уменьшительно потому, что на них перенесен был обычай из житейского бита· Николай Чудотворец оставался с уменьшительным именем Николы до позднейшего времени (т. е. хотим сказать— в писмени, ибо у народа остается с ним и до сих пор).

2) См. у преосв. Макария т. 2, по 2 изд. стр. 175, прим. 265.

3) Историко-статистич. описание Смоленск. епархии, стр. 246 sqq.

 

 

413

чтобы мы в настоящее время имели охоту отдавать Грекам или кому-нибудь икону Владимирской Божией Матери, т. е. мы хотим сказать — совершенно невероятно. Если у нас были иконы, которые, слыли и считались за написанные евангелистом Лукой, то это несомненно и очевидно значит, что они были копии или списки с икон, которые принимались у Греков за таковые. Иконы эти находились у Греков в великом уважении; а потому и естественно, что Русские желали иметь с них копии, и некоторые из сих-то копий, особенно у нас прославившиеся, народная молва и народное усердие и превратили в самые оригиналы 1). У Греков принимались за написанные евангелистом Лукой три иконы Божией Матери: находившаяся в Константинополе и называвшаяся Одигитрией 2), находившиеся в Иерусалиме и в Ефесе. Знаменитейшею была Константинопольская: она тоже была для Константинополя, что для Москвы иконы Божией Матери Владимирская и Иверская 3). С этих-то икон и были спи-

1) И у Греков снимались копии с Одигитрии (как у нас теперь снимаются копии, с икон Владимирской и Иверской), см. напр. МиклошичаActa Patriarchat. Const. I, 198 и 413.

2) Принесенная в Константинополь из Антиохии при импер. Феодосии Младшем,—Дюк. по цитате следующ. прим..

3) Название иконы Одигитрия,—Ὁδηγῆτρια, значит Путеводительница. Она находилась в монастыре, который назывался μονὴ τῶν Ὁδηγῶν — монастырем Путеводителей в по ней (иконе)—τῆς Ὁδηγητρίας,—Путеводительницы. Монастырь ли дал название иконе или наоборот и от чего его производить, остается неизвестным и спорным. Самым вероятным объяснением представляется то, что монастырь находился на морском берету и что в нем имели обычай петь молебны, испрашивая напутствия и путеводительства, моряки, отправлявшиеся в плавание (cfr Николск. Пособие к изучению Устава, изд. 3 стр. 518 прим.. По Кодину, — De aedificiis СР., у Миня в Патрол. t. 157. col. 556, монастырь Одигитрия построил импер. Михаил Пьяница, которого убил в 867 г. Василий Македонянин, и икона получила свое название от того, что многие слепые получали от нее исцеление и что таким образом она была Путеводительницею слепых). Монастырь находился на берегу Мраморного моря, близ императорского дворца, у юго-восточного угла его стены иди ограды, подле ворот городской стены от моря, которые ныне называются Ахир-Капу. См. о нем Дюканжа в Constantinop. Christ., lib. IV. р. 88 и Византия Κωνσταντινούπ. I, 184 (для точного определения места сравн. нашего Стефана Новгородца).—Икона Божией Матери Одигитрия оставалась в Константинополе целою до Турок (наши паломники—Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима и диакон Игнатий,—у Сахар.), а этими последними при разграблении города изрублена,—Мих. Дука, у Миня в

 

 

414

сками наши иконы, слывшие за письмо евангелиста Луки. Смоленская икона Божией Матери называется Одигитрией; из этого ясно, что она есть список с иконы Константинопольской. Истинная ее история, вероятно, есть та, что ее приобрел из Константинополя Владимир Всеволодович Мономах, как храмовую икону для построенной им в Смоленске церкви Богородицы (последующего и нынешнего кафедрального собора).

5. Владимирской Божией Матери, находящаяся в Москве, в Успенском соборе. Из сказанного выше видно, что икона приобретена из Константинополя или Мстиславом Владимировичем или его братом Юрием Долгоруким. Андрей Юрьевич Боголюбский, в 1155 г. ушедший от своего отца из Киева в родовую Суздальскую область, взял с собою икону из Вышгорода (в котором, значит, она перед тем находилась). В Суздальской области, избрав вместо Суздаля новую столицу себе в городе Владимире, Боголюбский в последнем поставил и икону, которую великолепнейшим образом украсил 1) и для которой соорудил великолепнейший храм. Боголюбский брал с собою икону в военные походы и ей приписывал свои победы (поход на Камских Болгар 1164 г., — Лавр. лет.). Летописцы домонгольского периода неоднократно называют икону чудотворною 2). В 1237 г. при взятии и разграблении Владимира Татарами она лишилась своих украшений, быв последними одрана. В 1395 г., по случаю грозного нашествия на Россию Тамерлана, икона принесена была из Владимира в Москву, в которой навсегда и осталась 3). С которой из трех названных выше греческих икон была списком наша икона, не можем сказать; но с вероятностью думаем, что с той же Одигитрии Константинопольской.

6. Божией Матери Полоцкая, Евфросиньинская. Преп. Евфросиния основала в Полоцке (в половине XII в.) два монастыря—женский и мужской. Для одного из своих монастырей — женского, по словам ее жития, она испросила у императора греческого ту из трех икон Божией Матери, написанных евангелистом Лукою, ко-

Патр. t. 157, р. 1101, cfr преосв. Сергия Полный Месяцеслов Востока, т. II, Заметки к 28 Июля.

1) «Вкова в ню боле тридесять гривен золота, кроме серебра и каменья драгого и жемчюга»,—Лаврент. лет. под 1155 г., тоже Ипатск. ibid..

2) Лаврент. лет. под 1169, 1175 (2 изд. стр. 349 нач.) и 1177 гг.

3) См. впрочем относительно сего в 1-й полов. II тома настоящей Истории стр. 332—333.

 

 

415

тора я находилась в Ефесе (подробнее см. ниже, в главе о монастырях). Это, очевидно, должно понимать так, что Евфросиния, приобрела себе из Греции копию с иконы. Присем под иконой, как заставляют думать некоторые признаки (укажем их ниже, там же), нужно разуметь не Ефесскую, а ту же Константинопольскую Одигитрию 1) (Женский монастырь Евфросиньин существует до настоящего времени; но икона в настоящее время находится не в нем, а в городе Торопце Псковской губернии, в тамошнем соборе, быв перенесена в последний по одному случаю в 1239-м году, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова под сл. Торопец).

7.    Николая Чудотворца Дворищенская, находящаяся в Новгороде, в бывшем княжеском Николо-дворищенском соборе. По позднейшему сказанию, чудесно обретена плавающею в озере Ильмене при том случае, когда больным Новгородским князем Мстиславом Владимировичем, вследствие сонного видения, было послано посольство в Киев за тамошнею иконою Николы Мокрого 2). Вероятно, дело было так, что Мстислав Владимирович желал иметь храмовой иконой построенного им в 1113 г. Дворищенского собора копию с иконы Киевского Николы Мокрого, вследствие того, что последняя начала прославляться чудотворениями.

8. Знамения Божией Матери, находящаяся в том же Новгороде, в Знаменском соборе. О чуде, совершенном иконою в 1169 г., мы говорили выше, и здесь только коснемся вопроса об ее названии. На иконе, называемой Знамением, Божия Матерь изображается стоящею в молитвенном положении с распростертыми руками (как на алтарной мозаике Киево-Софийского собора). Этого вида иконы Божией Матери назывались у Греков «молениями» (δέησις) или по-нашему деисусами 3). Не решая окончательно вопроса о том, от чего случилось, что икона называвшаяся у Греков «молением», у нас названа Знамением, на основании имеющихся указаний думаем, что она получила название ох совершенного ею «знамения», т. е. чуда 4).

1) А за Ефесскую икона начала слыть, вероятно, потоку, что за Константинопольскую слыла уже одна из двух старших икон —· Смоленская или Владимирская.

2) Сказание у пресса. Макария в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде, I, 247 sqq.

3) См. Акты Русского на святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона, Киев. 1873, стрр. 52, 54 и СО.

4) Лаврент. лет. под 1169 г.: «слышахом преже трии лет бывшее зна-

 

 

416

9.    Николая Чудотворца Жидичинская. В древнее время город или местечко, в настоящее время — местечко, Жидичин находится в Волынской губернии, на реке Стыри, недалеко на север от города Луцка. Под 1227 г. в Ипатской летописи сообщается, что в нем была икона св. Николы, молиться которой ездили князья.

10.  Спаса Избавника Мельницкая. Город Мельник находился (а в виде села и до настоящего времени находится) на Западном Буге, между Брест-Литовском и Дрогичиным, в теперешней Гродненской губернии. Под 1260 г. в Ипатской летописи сообщается, что в этом городе, в церкви святой Богородицы, находилась икона Спаса Избавника, которая была «в велице чести» 1).

11.   Николая Чудотворца (Николы) Зарайская. Существует пространная повесть о принесении образа Николая Чудотворца из Корсуни Крымской в Зарайск Рязанский священником Корсунским Евстафием, в 1224 г. (1225 г.), вследствие повеления, данного ему свыше 2). В своих подробностях повесть есть очевидная легенда; но нет оснований сомневаться в том немногом, что икона действительно принесена из Корсуни священником Евстафием. На конце повести сообщается, что при церкви Николая Чудотворца, созданной для иконы, в продолжение 335 лет служил «не переменяйся» род священника Евсхафия. Это дает знать, что церковь св. Николая была ктиторскою в роде Евстафия, составлявшею родовую наследственную собственность (о чем см. выше). На сем основании дело о принесении иконы может быть представляемо так, что священник Евстафий (родом, подразумевается, Грек), которому не было удачи в своей Корсуни, приобрел хорошую икону Николая Чудотворца и с нею отправился в Русь, чтобы создать, где придется, церковь в честь святого, которая бы составляла его ктиторию (Так как потомки Евстафия, одному из которых принадлежит составление повести, были заинтересованы в том, чтобы придать истории прибытия иконы на Русь характер необычайности, то этим легко объясняется и легендарность повести) 3).

менье Новегороде, всем людям видящим: в трех бо церквах Новгородьскых плакала на трех иконах святая Богородица» (За Лаврент. Ипатск. под 1173 г.).

1) Изд. 2, стр. 560.

2) Повесть не сполна передается у Карамзина, III, прим. 360 и у Воздвиженского в Историч. обозр. Рязанской иерархии, стр. 6, кратко у А. Ф. Бычкова в Описании Сборников Публичн. библиот. № 18, а в подлинном и полном виде напечатана во Временнике Общ. Ист. и Древн., кн. 15, Смесь.

3) См. в статейном списке посольства в Грузию Никифора Толочанова,

 

 

417

(В Нижегородском Благовещенском монастыре есть икона Божией Матери, называемая Корсунской, под которою читается греческая подпись: εἰκὼν ἱστορηθεῖσα ἐν ἔτη ҂ςφά ὑπὸ Συμεὼν ἱερομονάχου, т.е. икона написанная в 6501 г. Симеоном иеромонахом 1). Мы не видим никаких причин сомневаться в достоверности подписи 2), и таким образом, по нашему мнению, эта икона есть древнейшая из всех известных русских икон 3), современная почти самому крещению Владимира, ибо 6501 г. от С. М. есть 993 г. от Р. X.) 4).

Летописи сообщают о чудесном знамении от трех икон в Новгороде, которые остались непрославленными и неизвестными. Лаврентьевская летопись, рассказывая под 1169 г. о нападении Суздальцев на Новгород и ничего не говоря о чуде, совершившемся при самом нападении, вместо того сообщает: «слышахом прeжe трии лет бывшее знаменье Новегороде, всем люден видящим: в трех (ю церквах Новгородьскых плакала на трех иконах святая Богородица, провидевши бо Мати Божия пагубу, хотящюю быти над Новым городом» 5)...

 

Святыня, привезенная и полученная из Греции.

В позднейшее время, в продолжение XVIXVII столетий, относительно которых имеются достаточно подробные сведения, Греки усердно снабжали нас — Русских своей, подлинной и поддельной, святыней. Очень не невероятно думать, что это было так и в пе-

напеч. в V части Вивлиофики Новикова, стр. 197, рассказ о совершенно такой же ктиторской иконе Божией Матери Влахернской.

1) См. архим. Макария Памятники церковных древностей, — Нижегородская губерния, Спб. 1857, стр. 177 fin. sqq.

2) Что касается до слова ἱστορέω (ἱστορηθεῖσα), то в приложении к иконам оно употребляется вместо γράφω весьма часто и совсем обычно, см. у Дюк. в Gloss. Graecit. сл. ἱστορεῖν; в нынешнем греческом Евхологии великом: υχή ἥν λέγει ὁ ἀρχιερεὺς ἐπὶ ἱστορηθεῖσαν καινήν εἰκόνα.

3) Хотя, быв написана в 993 г., она могла явиться в России только уже в позднейшее неизвестное время.

4) Упоминаются два Симеона между живописцами, писавшими изображения для Месяцеслова импер. Василия, см. преосв. Сергия Полный Месяцеслов Востока т. I, изд. 1 стр. 219 нач., изд. 2 стр. 280 нач..

5) Лаврентьевскую летопись повторяет Ипатская под 1173 г.

 

 

418

риод домонгольский. Но сведения наши за период в сем отношении очень недостаточны.

Первую святыню привез из Греции сам креститель Руси св. Владимир; именно—он привез из Херсонеса Таврического, в котором после его взятия венчался браком с греческой царевной, мощи скончавшегося здесь в ссылке св. Климента, епископа Римского, и ученика его Фива. При этом, как мы говорили выше, может быть принимаемо и то, что мощи Климента, под которыми должно разуметь главу его 1), унесенные из Херсонеса в Рим обретшим их Константином, первоучителем Славянским, были Владимиру в Херсонес присланы от папы. Теперь неизвестно мощей ни Климента, ни Фива.

На втором месте по хронологическому порядку полагают принесение из Константинополя в Киев мощей великомученицы Варвары, которые находятся в Киевском Златоверхо-Михайловском монастыре. Общепринятое в настоящее время мнение относительно принесения мощей есть то, что их привезла с собой супруга строителя монастыря вел. кн. Святополка Изяславича дочь Константинопольского императора Алексея Комнина по имени Варвара. Но это общепринятое мнение есть не что иное, как принятое всеми без дальних справок простое предположение Златоверхо-Михайловского игумена Феодосия Софоновича (1655—1672), которое высказано им в его хронике и которое должно быть признано вовсе несостоятельным. У импер. Алексея Комнина не было дочери, по имени Варвары, и не было дочери выданной в Россию: все четыре дочери, которых он имел (Анна, Мария, Евдокия и Феодора), выданы были, как это положительно известно в самой Греции. С другой стороны, и о Святополке Изяславиче, принимая наивероятнейшее, что он женат был один раз, положительно известно, что он женат был не на Гречанке, а на Половчанке, на дочери князя Половечского Тугоркана. Таким образом, время принесения мощей великомуч. Варвары из Константинополя в Киев остается неизвестным, и только с вероятностью может быть предполагаемо, что мощи получены были из Константинополя по старанию строителя Златоверхо-Михайловского монастыря вел. кн. Святополка Изяславича (1093—1114) 2).

1) См. Ипатскую летопись под 1147-м годом, в рассказе о поставлении митр. Климента Смолятича.

2) Западное известие о мощах, по которому они будто бы отданы были из Константинополя в Венецию в 991-м году (может быть, некоторая часть их)» см. у Дюканжа в Constantinop. Christ., Lib. IV, р. 144 fin..

 

 

319

В Ипатской летописи под 1134-м записано, что в неизвестное (не названное) место Руси «принесена бысть доска оконечная гроба Господня Дионисьем, (которого) послал бо бе Мирослав». Что такое доска оконечная, это объясняет игумен Даниил в своем паломнике, когда говорит (гл. III), что лавица, на которой лежало тело Спасителя, покрыта мраморными досками и что для целования святого камня на стороне (в мраморной доске) проделаны три оконца. Так как неизвестно место, куда принесена была доска, то само собою подразумевается, что неизвестна и ее дальнейшая судьба.

В 1197-м году вел. кн. Всеволоду Юрьевичу, по христианскому имени Димитрию, принесены были из Солуни дека гробная св. Димитрия, миро непрестанно точившая на здравие немощным, и сорочка того же мученика, и положены были великим князем в созданной им во Владимире церкви св. Димитрия (соборе, о котором выше стр. 322) 1). В настоящее время, если не ошибаемся, нет в церкви ни доски, ни сорочки.

В 1211-м году Новгородец Добрыня Ядрейкович, последующий архиепископ Новгородский Антоний, привез с собою из Константинополя «гроб Господень» 2), т. е., как нужно думать, модель гроба Господня, о которой не имеется дальнейших сведений.

В 1218-м году епископ Полоцкий (Николай, родом Грек) принес вел. кн. Константину Всеволодовичу некоторую часть страстей Господних (под которыми должно разуметь частицы вещей, относящихся к страданию Спасителя,—тернового венца, трости, губы 3) и пр.), мощи мученика Логгина сотника, именно—обе его руки, и мощи св. Марии Магдалины, которые были положены вел. князем в помянутой выше церкви (соборе) св. Димитрия 4) и которых в настоящее время, если не ошибаемся, также нет в церкви.

Об епископе Ростовском Кирилле 2-ы, занимавшем кафедру с 1231-го по 1262-й год, говорится в летописи, что он между прочим внес в свою соборную церковь многие мощи святых в раках прекрасных 5). Должно тут разуметь мощи неизвестных

1) Лаврент. лет. под 1197 и 1212 годами, 2 изд. стрр. 393 и 415.

2)  Новгородск. 1-я летопись под 1211-м годом.

3)  Эти части страстей Господних приносимы были в Россию не один раз, см. 1-й под. и тома настоящей И. Р. Д. стрр. 383 прим. и 371 прим..

4)   Лаврентьевск. лет. под 1218 г., 2 изд. стр. 419.

5) Лаврентьевской, под 1231-м годом, 2 изд. стр. 435 fin..

 

 

420

греческих святых, которые так или иначе были получены епископом из Греции 1).

1) Что и от папы еще раз после св. Владимира получены были мощи, см. 1-й под. тома стр. 597 нач..


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.