Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Кто не собирает со Мною, тот расточает»

«КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ»

Христос свидетельствовал о Себе, что Он собирает (Мф. 12, 30). Его собирательство — высокого смысла, потому что собранное Им не униформируетсй и не растворяется в тотальном. Его единство, в котором все собирается, — столь высоко и богато, что все входящие в него сохраняют свое своеобразие. Прекрасным пояснением здесь может послужить образ ап. Павла, который говорит о дополняющих друг друга членах одного организма.

Когда в Ветхом Завете излагаются Божественные обетования, то в них с особым предпочтением употребляются образы собирания. Наступающее искупление состоит прежде всего в собирании рассеянных чад Израиля. Захватывающие дух образы рисуют их возвращение, когда сделаны прямыми все дороги, а немощные несомы на плечах или на носилках. Целью собирания является Страна, принадлежащая Богу, в которой Он снова станет и Господом, и Пастырем, и Царем Своего народа.

Точно так же и Иисус Христос пришел, чтобы вновь собрать «погибших овец дома Израилева» (Мф. 15, 24). Но Его поручение — более обширно: Ему предстоит умереть, чтобы и за пределами Израиля рассеянных чад Божиих собрать во едино (Ин. 11, 52). Но как собрать их? Не иначе как благодаря встречному движению по отношению к спасительному стремлению Израиля, а именно: рассылкой по всему миру учеников, ко всем народам. Они отправляются не для того, чтобы произвести географическое объединение, а для того, чтобы благовествовать о весь мир объемлющем Искуплении со креста и о воскресении, принести весть о Церкви и о жизни по Евангелию. Чтобы полнее собрать, Христос, следовательно, рассеивает, и, кто позволяет Ему, приняв призвание, «рассеять себя», тот собирает вместе с Ним.

Рассылка ради собирания имеет всемирный размах. В этом собирании каждому, кто будет собран, — «всем народам» — оставляется его своеобразие, что не противоречит присутствию единого конкретного центра — Христа. Отсюда универсальность этого собирания совершенно отлична от интернационализма, в котором единство не обеспечивается из какого бы то ни было определенного центра. К Царству Христову можно применить средневековую максиму, сделанную, однако, относительно Бога: это Царство — круг, но центр круга помещается то там, то здесь, т. е. повсюду, ибо центральная точка Церкви помещается сейчас там, где служится Божественная литургия. Иными словами, сосредоточенность на центре — это не есть обратное движение по сравнению с рассеянием,

/141/

 

 

подобное, например, возвращению на родину народа Израиля, бывшего изгоем среди других народов. Не стоит при этом указывать на Рим. как на некое средоточие (как некогда был Иерусалим), к которому будто бы все должно быть возведено. Рим. — это всего лишь гарант того, что универсальный облик Церкви не разложится на некое неопределенное многообразие, когда может прекратиться интегральность подлинного средоточия, т. е. веры в собирающего Иисуса Христа. Рим. — это поручитель, что завершающееся рассеяние Христово не выродится в формы земного расхождения, когда уже не приходится говорить о собирании со Христом.

Здесь-то и кроется самая большая трудность экуменизма. В нем «собирающее рассеивание» все больше становится похожим на рассеивающую форму собирания, и эта подмена упускается из виду многими ревнителями движения и его доброжелателями. Правильно, что ни одна из человеческих вероисповедных формул не высказывает всей глубины христианской тайны. И тем не менее есть большая разница между исповедными изложениями, которые внутри себя никак не ограничивают полноту этой тайны, — даже если нам отвлечься от проблемы адекватной выразимости мыслимого содержания — и теми исповеданиями, в которых наличествует стремление (путем ограничений, отрицаний и возражений) все же заключить эту полноту в определенные рамки. Эти ограничения, безусловно, бывают полезны, когда надо отразить заблуждения и извращения, так что пока они играют такую роль, они заслуживают внимания. Они, однако, противоречат сами себе, если они выставляются с намерением открыть для тайны Христа большие измерения. Так что собирать там, где еще нет зрелости, и делать вид, что различия между конфессиями уже больше ничего не значат, означает отнюдь не собирать со Христом и ради Христа, а желать поставить самого себя в качестве средоточия. Все попытки добиться унии с христианскими толками, которые в конечном счете гетерогенны, согласно историческому опыту, оказались неплодотворными. В них мы видим собирание по собственному почину, а не по поручению Христа.

В отличие от этого самый скромный верующий всегда собирает с Ним. Верующий не теряет в самой повседневной мирской деятельности перспективы этого «со Мною». Христос есть воплощенная любовь Бога к Своему творению, и Он ищет «работников», способных помочь во время сбора урожая.

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.