Поиск авторов по алфавиту

Автор:Троицкий Сергей Викторович, профессор

Введение

Значение половой жизни в природе

Важность вопроса о браке для личности в обществе

Трудность вопроса и разногласия в его решении в науке и религии

 

Кажется, нет вопроса, о котором так бы много говорили и пи­сали, как вопрос о поле и браке. Не говоря уже о научной лите­ратуре, особенно многочисленной в последнее время, почти вся изящная литература издавна вращается около этой темы.

И это особое внимание к данному вопросу вполне естественно. Объясняется оно, с одной стороны, важностью вопроса, как в об­щей жизни природы, так и для отдельного человека и обществен­ных организаций, а с другой – его трудностью.

«Одного взгляда на природу, – пишет шведский ученый Риббинг, – вполне достаточно, чтобы убедиться в бесконечно широ­ком значении и влиянии половой жизни. Только для нее и благо­даря ей цветут в поле лилии, благоухают розы, в дубраве поют дрозды и соловьи, одеваются в пестрые одежды и принимают рос­кошные формы растительный и животный мир. Только для нее и благодаря ей мужчины и женщины стремятся к физическому и ум­ст­венному совершенству. Если бы прекратилась половая жизнь человека, все обратилось бы в мрачную пустыню. Искусство, наука, общественная жизнь и даже значительная область религии не могли бы существовать»1.

Для отдельного человека вопрос о браке – это вопрос сфинк­са, который он, хочет или не хочет, должен решить так или ина­че, а от удачного или неудачного его решения зависит если не вся

3

 

 

жизнь, то счастье всей жизни, которое кажется нам важнее самой жизни, а жизнь дается нам только один раз.

В социальном отношении брак является основой и рассадни­ком семьи, общества, Церкви и государства, а вместе с тем охранителем и регулятором морали, права и всех вообще положительных элементов человеческого общества.

Часто христианство упрекают если не в отрицательном, то в подозрительном отношении к браку. Но вот что пишет о значении брака древний христианский писатель, корифей богословской мыс­ли IV века святитель Григорий Богослов в своей глубокой «Моральной поэме»:

Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак.

Кто научил мудрости? Кто исследовал таинственное?

Кто дал городам законы и, ранее законов, кто основал города и изобрел вдохновенно искусства?

Кто наполнил площади и дома?

Кто – места для состязаний?

Войско в битве и столы на пирах?

Хор певцов в душистом дыме храма?

Кто укротил животных? Кто научил пахать и сеять растения?

Кто послал в море борющийся с ветром черный корабль?

Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

«Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку, мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему, мы получаем двойную силу к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство, благодаря еди­нодушию. А у небогатых еди-

4

 

 

нодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви»2.

Вопрос о браке не только важен, но и труден. Человечество знает химический состав звезд, отстоящих от нас на многие мил­лиарды километров, но с трудом разбирается в том, что касается его всего ближе. «Что вопрос о браке есть самый трудный и за­путанный, – пишет один из наиболее авторитетных и глубоких древних западных богословов блаженный Августин, – это я, ко­нечно, знаю и не осмеливаюсь утверждать, что выяснил или выясню трудности в своей работе», и в другом месте он говорит, что о браке излагает лишь «вероятные мнения»3. И теперь, несмотря на многовековые старания лучших умов человечества, тщетно стали бы мы искать общепризнанных поло­жений в этой области. Разногласия, и притом в самых существен­ных пунктах, мы находим и в истории, разно решающей вопрос о происхождении и первобытной форме брака, и в юриспруденции, которая сознательно избегает за­трагивать здесь основные вопро­сы, и в философии и даже в богословии.

Учение о браке трех важнейших христианских исповеданий – католического, православного и протестантского – различно.

Нет согласия даже в границах одного христианского исповеда­ния, например, православного. Мы находим здесь борьбу двух течений богословской мысли в решении даже основных вопросов, например, новозаветное или ветхозаветное таинство брака, кто со­вершает это таинство – священник или сами брачующиеся, где совершительный момент таинства, какое значение в браке имеет его физическая сторона и т. д.4 

Нет, наконец, согласия в понимании и самой существенной стороны в философии брака – его

5

 

 

цели. Говорим, наиболее суще­ственной, потому что, как показал Иеринг5, цель есть творец и душа права, цель известного правового института определяет всю его конструкцию, а о трудности вопроса о цели брака говорит то обстоятельство, что многие юристы в трудах, посвящен­ных именно брачному праву, сознательно обходят его, хотя потом им невольно приходится его касаться6.

 


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.