Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Там и сердце наше, где сокровище наше

ГДЕ СОКРОВИЩЕ НАШЕ

В СИЛУ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НАДО НАМ СОЗНАВАТЬ СЕБЯ ВЫШНИМИ И ВЫШНИХ ИСКАТЬ

 

Вознесся Господь во славе на небеса. Как же это вознесся Тот, Который яко Бог есть везде сый и вся исполняяй?! — Это человечеством вознесся Он. Это человека в Себе вознес Он на небеса.

Вознесся Господь и сел одесную Бога и Отца. Как сел одесную Бога Тот, Который неотлучно всегда с Ним пребывает, — единоцарствен и сопрестолен? Это человечеством сел Он одесную Бога, это человека в Себе ввел Он в соцарствование Богу, — в промыслительное державствование над всем видимым и невидимым.

Так исполнилось Божие о нас благоволение. Сын Божий, сошедши на землю, восприял на плечо Свое человека, как овча погибшее, и принес его ко Отцу Своему. Прославим благость и

237

 

 

премудрость Человеколюбца Бога. Не бросил Он нас и не предал пагубе нашей, но посрамил злобу врага и, обожив в Себе естество наше, спасительно даровал нам то, чем на пагубу прельщены были мы вначале.

Отрясем же ныне, братие, бренность мысли нашей и, востекши умом на небо, станем у престола Божия, у ног прославленного в Господе человечества и будем поучительно созерцать оное.

Видите, как возвеличено естество человеческое в Господе: оно обожено, оно соцарственно Богу, оно превыше всякого начала, и власти, и силы. Возревнуем же не унижать сего естества в себе самих грешными делами, греховными мыслями и расположениями, срамными страстями телесными и душевными. Каков Небесный, таковыми подобает быть и нам, как призванным быть небесными. Каков Глава — Господь, таковы да будут и члены все верующие; каков Перворожденный, таковыми должны быть и все те, их же братиею не устыдился нарещи Он 1). Господь — новый Родоначальник. Поколение Его духовно созидается из всех племен земных. В числе их и мы, и вместе с ними должны составлять род избран, царское священие, язык свят, людей обновления, яко да добродетели возвещаем

1) Евр. 2, 11.

238

 

 

Его, из тьмы нас призвавшаго в чудный Свой свет 1). Поревнуем же быть совершенными, как Отец наш Небесный совершен. Молился Господь о нас, чтоб как Он едино есть со Отцом, и мы в Нем едино были 2). Верою и благодатью мы введены в единение сие. Какими же ревнителями жизни по вере подобает нам быть, чтоб явить себя стоящими в чине своем?! Таково убо имуще избрание, о возлюбленные, очистим себя и чистыми всегда будем держать себя от всякия скверны плоти и духа 3). Сие помышление и запечатлеем в сердце нашем, да не согрешаем. Но и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника 4). Вначале согрешили мы и отпали от Бога. Соединяясь с Иисусом Христом, воссоединяемся с Богом. Но если и тут согрешаем — снова отпадаем от Бога и Спасителя Иисуса и вместе с тем лишаемся всех преимуществ, даруемых нам в Нем. Что же теперь делать тем, кои снова отпадают в грехи? Упал — встань. Согрешил — покайся. Но никак не отчаивайся и отчаянием не предавай себя в руки падения своего. Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника. Смотри, Он сидит одесную Бога Отца и ходатайствует о нас. Как Первосвященник Он с кровью Своею вниде во святая святых, в самое небо, да явится лицу

1) 1 Пет. 2, 9. 2) Ин. 17, 11 3) 2 Кор. 7, 1. 4) 1 Ин. 2, 1.

239

 

 

Божию о нас, всегда жив сый, еже ходатайствовать о нас 1). Ходатайство Господне будет услышано и удовлетворено. Надо только привлечь к себе сие ходатайство искренним раскаянием и неколеблющеюся и недвоящеюся решимостью отстать от грехов, какими враг успевает опутать души льстивыми обещаниями безвредности и ненаказанности грехов. Приидите же, припадем и восплачемся пред Господом, сотворшим нас, спасшим и спасающим.

Бог богат сый в милости, пишет апостол Павел, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом... и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе 2). Так вот где место-то наше? Стало быть, не следует нам жить на земле так, как бы мы здесь вечно должны были жить, но так жить, как живут на чужой стороне. Странники телом живут на чужой стороне, а умом и сердцем всегда в отечестве своем. Так и нам заповедует апостол: аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога себя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе 3). Во Христе Иисусе мы уже на небе, надлежит переселиться туда и умом и сердцем,— да будет там и сердце наше, где есть сокровище

1) Евр. 9, 12, 24; 7, 25. 2) Еф. 2, 4-6. 3) Кол. 3, 1-3.                  

240

 

 

наше. Туда все и направлять надо — мысли, слова и дела. Туда и все заботы, и все земное наше пребывание так устроить, чтоб оно было приготовлением к вечному блаженному пребыванию на небе со Христом Иисусом, Господом нашим. На земле живучи, нельзя не делать земного и житейского. Но все сие можно вести так, что оно будет путем, ведущим туда, идеже есть Христос, одесную Бога. Богатство есть — туда предпошли чрез бедных. Власть есть — тамошнее господство стяжи умножением благотворных действий. Дарование есть — не зарывай талантов в землю, пусти в рост, да, верный в мале, над многим поставлен будешь. Силы есть — трудись, да вкусишь там от трудов своих. Даже бедность есть, скорби есть, болезни есть — и сие все безропотным терпением, благодушием и благодарением обрати в средство к стяжанию вечного довольства. В премудрости ходите к внешним, заповедует апостол 1). Блюдите, како опасно ходи те, не якоже не мудри, но якоже премудры, иску пующе время, яко дние лукавы суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что есть воля Божия 2).

Собрав воедино сии немногие мысли, мы получим такой урок от Вознесения Господня. Сознав, что наше житие на небесех есть, отонюдуже и

1) Кол. 4, 5. 2) Еф. 5, 15-17.

241

 

 

Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа 1), как и Ангел сказал святым апостолам, смотревшим вслед возносящегося Господа 2), соусердием потечем к почести вышняго звания о Христе Иисусе 3), елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляя 4), претыкаясь и вставая, но никогда не ослабевая в ревности, задняя забывая, в предняя простираться 5).

Тако тецыте. И если так будете тещи, несомненно — достигнете того, чего все чаем благодатию Господа, вознесшегося на небеса и седящего одесную Бога и Отца. Аминь.

28 мая 1864 г.

На Вознесение Господне

1) Флп. 3, 20. 2) Деян. 1, 11. 3) Флп. 3, 14. 4) Флп. 4, 8. 5) Флп. 3, 13.

242


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.