Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Неотъемлемое условие спасения

НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ

ЧТО НАДО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ ДОСТИГНУТЬ ЖИВОТА ВЕЧНОГО? УЗНАЙ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ И СОДЕРЖИ ЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ — И БУДЕШЬ ВИДЕТЬ ПУТЬ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ. В ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ ГОСПОДЬ ДАЕТ СИЛУ, НУЖНУЮ НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРИМАНОК, УВЛЕЧЕНИЙ И РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ НА ЭТОМ ПУТИ?

От прошедшей беседы осталось за нами объяснение одного, довольно важного положения. Мы говорили вам, что и ныне, при великом разномыслии окружающих нас людей, естественно спросить: «Господи! что сотворив, живот вечный наследуем? Господи! что сотворим, да спасемся?» Мы сказали также, что такой вопрос излишен для христианина, живущего в недрах Христовой Церкви, по духу христианства; потому что христианство-то и есть единственный, Богом на земле проложенный путь в вечное Царство, или путь ко спасению. Идущему по сему спасительному пути — что и спрашивать о пути ко спасению? Будь истинным

142

 

 

христианином и будешь в раю; будь истинным христианином — и спасешься.

Но, может быть, не для всякого ясно, что значит быть истинным христианином, или что именно в христианстве предлагается как неотъемлемое условие спасения и, вместе, как решительный признак того, что кто-нибудь идет в жизнь вечную, а не в пагубу. Объяснение сего-то пункта и осталось за нами. Тогда мы ответили на это общим положением, — ныне разъясним то подробнее, взяв в руководство сравнение пути ко спасению с обыкновенным путем.

Собирающемуся идти в путь, чтоб благополучно совершить свое путешествие, надобно знать сей путь, знать направление его и долготу, равно как и все, могущее встретиться на его протяжении, а при самом шествии надо видеть и его, и то, чем он окружен. Так и христианину, желающему достигнуть жизни вечной, надобно знать и ведущий к нему путь, и все, ему соприкосновенное, все, что и выше его, и окрест, и впереди его; надобно осветить умственную атмосферу собранием здравых понятий о всем сущем и бывающем; надобно знать: что есть Бог? что мир сей, как он стоит и куда ведется? что мы, зачем мы здесь и что ожидает нас за гробом? как нам должно держать себя в отношении ко всему окружающему, к верховному Существу — Богу, к братиям нашим человекам, и к миру невидимому

143

 

 

Ангелам и святым. Знающий все сие шествует при свете, а не знающий сего сидит во тьме и, если б вздумал идти, поткнется, потому что тьма ослепляет очи его. И только христианство разгоняет тьму сию, давая на все сие верные ответы в своем учении. Оно учит, что Бог, в Троице поклонясмый, — Отец, Сын и Святой Дух, сотворив все единым словом Своим, все содержит глаголом силы Своей и все ведет к Своему предназначению, паче же блюдет человека, и падшего — преестественно восстановляет в Христе Спасителе, вразумляя его откровениями и руководя заповедями, определяющими все его обязательные отношения и составляющими собственно путь, коим следует идти. Совокупность всех сих понятий и есть свет, указующий нам путь и освещающий его. Итак, узнай православное учение христианское, и содержи его всем сердцем, и будешь видеть путь в Царствие, и все, окружающее сей путь, и все, могущее встретиться в продолжение его.— Это первое.

Но пусть и знает кто путь, и путь сей освещен,— что пользы в сем знании, если нет сил идти по нему? Больной, расслабленный, безногий, лежа при пути, по которому необходимо идти, и так необходимо, что если не пойдет, погибнет, — будет только больше сокрушаться от того, что

144

 

 

знает и видит сей путь. В таком бы положении были и мы, если б Господь, просветив нас светом ведения, не дал нам сил идти по указанию сего света; ибо сами собою мы не можем идти, не имеем сил, мы расслаблены, разбиты,— Но не смущайтесь! Все Божественные силы, яже к животу и благочестию 1) — заготовлены уже нам Господом, призвавшим нас в чудный Свой свет 2), и всякому верующему подаются в святых таинствах Церкви, подаются в полноте 3), в таком обилии, сколько кто желает и может вместить. Крещение возрождает, миропомазание укрепляет, святое причащение преискреннейше соединяет с Господом Иисусом Христом, святое покаяние восставляет падшего, который падает снова по крещении, и проч. Всякое таинство дает особую Божественную силу, нужную человеку на пути в Царство Небесное... Итак, зная содержимые Церковью таинства, бывай сколько можно чаще причастником их, с верою и по всему чину, установленному в Святой Божией Церкви, — и силы Божественные, нужные к совершению пути в Царство Небесное, никогда не оскудеют в тебе. Это второе.

Но на пути могут ослабевать и истощаться силы, могут встречаться приманки и увлечения.

1) 2 Пет. 1, 3. 2) 1 Пет. 2, 9.

145

 

 

От первого должно прекратиться шествие; от второго — принять ложное направление; конец же того и другого — пагуба. Как же быть? Надо обновлять силы и отвергать приманки и увлечения,— Что нужно для этого? Одно: неуклонно исполнять все постановления Церкви и все чины се священнодейственные, молитвенные и освятительные. И вот почему! — В святых таинствах мы приемлем благодать Святого Духа, как искру Божественную, ниспадающую в наше естество. Как для того, чтоб искра, павшая в вещество, превратилась в пламень, необходим воздух и движение сего воздуха, так необходима своего рода атмосфера и движение сей атмосферы и для того, чтоб искра Божественной благодати, принятая нами в таинствах, проникла в наше естество и превратилась в пламень; сию атмосферу и составляет наша церковность — все чины священнодействий, молитв и последований Церкви, окружающих человека во всех положениях; а движение сей атмосферы есть непрестанное последование священнодействий Церкви одних за другими и непрерывное участвование человека то в одном, то в другом. Здесь разумеются дневные службы: вечерня, утреня, литургия, праздники церковные, крестные ходы, молитвования на разные случаи в домах и церквах, путеше-

146

 

 

ствие ко святым местам, паче же всего святые посты с говением и причащением Святых Таин. Чем кто усерднее участвует во всех сих чинопоследованиях, тем сильнее и сильнее будет разгораться в нем искра благодати, пока не превратится в пламень, поглощающий весь состав его — душевный и телесный. Кто будет так действовать, у того никогда не истощатся силы, тот никогда не потеряет бодрости на пути и не впадет в беспечность. Этот же способ дарован нам и для того, чтоб отревать от себя приманки и развлечения мира. Кто живет по уставу Церкви, тот, как за оградою спрятавшийся, не боится соблазнов его. Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза — беги в церковь, и все отойдет, или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая прилепиться к тебе; ибо все, что есть в мире, есть и у нас в Церкви, только в чистейшем и Божественнейшем виде... Там гулянья — у нас святые праздники, там балы — у нас церковные служения, там театры — у нас Божественные священнодействия. Сравнивай всякий, что лучше, — и не увлекайся пустою приманкой и не оставляй — ради ее — существенного, плодотворного и питательного. И так живи

147

 

 

по-церковному, и будеши жить, как в духовной атмосфере и ограде, и силы твои никогда не ослабеют в тебе к продолжению пути, и никакие приманки не увлекут тебя на распутия,Это третье.

Чтоб не утомить вас, коротко скажу вам четвертое.

Могут на пути встретиться препятствия, которых не догадаешься, как преодолеть; могут быть расставлены сети, которых не сумеешь миновать; могут быть сочетания стезей, при которых не сообразишь, куда идти; может набежать облако, которое скроет совсем путь и устрашит громом и молниями,— к кому тогда обратиться? Как быть? Кто поможет во всех таких случаях? Ангелы с неба? Но они являются только в чрезвычайных обстоятельствах, оставляя обычное течение дел существующему у нас порядку. Так кто же поможет? Пастыри — отцы духовные, которые и даны Церкви, по апостолу, для того, чтоб не допускать христиан волноваться недоумениями и вести всех неуклонно по пути в жизнь вечную, научая каждого приходить в меру воз расти исполнения Христова 1). Так, будь покорен руководству отцов духовных, и избежишь распутий и преткновений на пути в Царствие Небесное, и скоро и безбедно притечешь к вратам рая.

1) Еф. 4, 13.

148

 

 

Вот все, что предлагает нам христианство о пути спасения! 1) Знать и содержать учение христианское, которым сообщаются здравые понятия о всем сущем и указывается самый путь в Царствие — в заповедях; 2) быть под действием святых таинств Церкви, чрез которые даруются силы, яже к животу и благочестию 1) 3) участвовать во всех священнодействиях, молитвованиях и чинопоследованиях Церкви, как положено уставом, чтоб тем возгревать в себе искру благодати Божией и отревать обаяния мира; 4) вверяться руководству законных пастырей и духовных отцов и повиноваться их руководительным указаниям.

Итак, узнайте и сердцем содержите все, чему учит Святая Церковь и, приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия Церкви, идите неуклонно путем заповедей, прописанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, и несомненно достигнете Царствия Небесного и спасетесь. Аминь.

1) 2 Пет. 1, 3.

149


Страница сгенерирована за 0.54 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.