Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О монашестве

13. О монашестве

Завтра начнется пост. Поможет ли Бог попоститься как следует. Вот если б в монастырь, другое дело... Видите, и монастыри нужны, а подчас и монахи... И это не одному, не двум и не трем. А все есть не благоволящие к монаше-

40

 

 

ству,— не есть-де учреждение Самого Спасителя.

Да что такое разумеют под монашеством? Ряса, клобук, четки и прочая внешность, точно, не Спасителем учреждены... А сила и дух монашества указаны Им Самим — в Его собственном лице, в лице Божией Матери, Предтечи Господня и всех, можно сказать, Апостолов. Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге.

Так как сему настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или совсем не вступают в семейные связи... На это есть и указание Самого Спасителя, именно: о безбрачии и совершенном нестяжании. Затем, когда в Коринфе произошли недоумения касательно дев, не желавших выходить замуж, Апостол Павел в послании к ним указал, как поступить. Смысл у

41

 

 

него тот: не худо делает, кто женится, но не жениться лучше. В апостольские времена были аскеты,— они же в последующее время пустынники, монахи... Церковь дала им только внешнюю организацию, ибо в Церкви все должно быть благообразно и по чину (1 Кор. 14, 40), а не учредила небылого. Ни политика, ни мировые события не имели в сем участия. Монашество не отвне... оно исходит из духа христианства и даже из природы духа человеческого.

Есть, например, посвящающие себя науке, искусству... отчего? Такой талант. Почему же не благоволить к тем, кои посвящают себя Богу? Ибо и это дар Божий,— настроение духа таково... Могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12).

Говорят: нет пользы от монашества. Мало ли было и есть пользы от отца Серафима? А посему судите и о прочих. Расширите круг полезного далее вещественных интересов... включите сюда благочестие, добрую нравственность, чистоту сердца и порешите, от кого ожидать пользы для сих немалых вещей! А хри-

42

 

 

 

стианство чего хочет? Вышних ищите... горняя мудрствуйте... живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 1-3) и прочее. Это точь-в-точь монашество... Не черная ряса и клобук монашество, даже не жизнь в монастыре... Если б все сие могло измениться, то монашество вовеки пребудет... пока будет на земле человек-христианин.

Когда кто любит Бога, не следует сей любви называть идеальною созерцательною. Бог предваряет любовь нашу и все объемлет Своею любовью... Мы окружены ею... Если не ощущаем согревающих лучей ее, это от нашей закоснелости в чувственном... Чуть-чуть высвободится душа из сих уз и отвергнется от всего для Бога, и Бог входит в нее... общится... и бывает оживление теплое. Из сего потом источника выходит и доброделание ближним и усовершенствование себя. Начало всему покаяние: оно ведет к очистительным трудам подвижничества. По мере очищения, сердце зреет любовью к Богу. Совсем чистое сердце совершенно любит Бога. Жаль очень,

43

 

 

что наши философы обратили Бога в идею... и всегда забывают, что человек есть существо падшее... Нет ему восстания, как в Господе Иисусе Христе, чрез Святую Церковь.

Пропишу вам кратко существо нашей веры: «Бог, в Троице поклоняемый Отец, Сын и Святый Дух, все сотворивший и о всем промышляющий, спасает нас, падших и погибающих, и именно мы спасаемся по благоволению Отца в Господе нашем Иисусе Христе благодатию Пресвятаго Духа, во Святой Церкви, чрез Святые Таинства, здесь предначинательно и приуготовительно, а в будущем веке окончательно». Это семя, ядро богословия и всякой здравой философии. По сей идее движется вся цепь событий. Господь ведет... Законодатели, воспитатели, если хотят попасть на правый путь, который есть один путь промышления Божия, или направление воли Божией,— с сим должны сообразоваться... Иначе будут толочься, суетиться, а толку все не будет никакого.

44

 

 

Так, падшие мы, и Господь восстановляет нас в Своей врачебнице — Церкви... Стало, не след нам помышлять об утехах... Больному нужны,— то резание, то прижигание, то мушки... А это все болезненные приемы, утехи же после выздоровления... Как здоровье полное обещается только в будущей жизни, то на долю настоящей остаются одни болезни и труды. Потрудимся немного. Велика ли настоящая жизнь?.. А той конца нет. Ну, если попадем ошуюю... что тогда? Рыдать и кричать, да толку не будет. Лучше здесь немного потрудиться, во дворе милостивого Владыки нашего и Господа... чем там страдать.

Да что это за рассуждение? Как будто нам теперь в первый раз предлежит изобретать и открывать путь спасения потерянный! Все известно. И сколько лиц прошло сим путем... и получили возмездие... Стало, это есть вещь несомненная! Каким путем шли святые Божии?., путем ли утех! И есть ли кто в числе их не болезновавший, не трудившийся, не проливавший пота и крови?

45

 

 

Все вслед Господа шли... чрез путь поношений, на Голгофу, и с нее предали дух свой Господу. Примут ли они в свой сонм утешников?.. и Господь пустит ли кого к ним такого?.. Сие имейте в мысли... Широк и легок путь мира... но конец его — дно адово! Проповедующие льготы так говорят от ума плоти своей... Ум омрачен началами, принятыми от плотской светской жизни. Какого света ожидать от такого ума? Блюдите убо, како опасно ходите... Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть (Еф. 5, 15; 1 Ин. 4, 1).

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.