Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Письма о духовной жизни. Письмо 11. Как полагается начало нового периода христианской жизни. Преобразование души и тела по духу жизни о Христе Иисусе. Обязательно искать Господа всеусильно. Какие книги лучше читать для подогревания молитвы

Письмо одиннадцатое

Как полагается начало нового периода христианской жизни. Преобразование души и тела по духу жизни о Христе Иисусе. Обязательно искать Господа всеусильно. Какие книги лучше читать для подогревания молитвы

 

Сперанский продолжает: «Возвращайтесь, о, возвращайтесь, любезный друг, к этим трем уп-

шена их вовсе». У нас Церковь Божия всегда открыта, и каждый день верующие приглашаются — со страхом Божиим и верою приступать к чаше Господней. Что не приступают или редко приступают, — не Церковь виновата, а сами нерадеющие о сем священнейшем деле. В обычное время, может быть, иной и не соберется как следует; но мы имеем четыре поста, назначенные на это. В эти времена очень удобно приготовиться к святому причастью, и причащаться можно в Рождественский пост дважды, а в Великий — и трижды, в Успенский хоть один раз.

354

 

 

ражнениям 1), и смею вас уверить от имени Того, чья радость состоит в жизни и общении с людьми, что Он не замедлит явиться 2). Он придет излить свет Свой на ваш разум, очищать чувство ваше, руководить вашими действиями. Вы ощутите в себе силы, до сих пор вам неизвестные 3).

1). Так начинает свое приложение Сперанский. По-нашему сказать бы так: устройте себе почаще говение, со всеми его принадлежностями, прекращением житейских дел или, в крайности, и без того, пощением, делами благотворения, хождением в церковь, домашними молитвами, благочестивыми размышлениями, чтением и беседами, особенно же умною молитвою. Но и промежуточное между говениями время надобно так проходить, чтоб не далеко отходить от порядков, соблюдаемых при говений. При таком только постоянстве самопринуждения и можно ожидать Божия посещения, по началу, часто повторяемому святым Макарием: «Увидит Бог, что ты усердно желаешь и нудишь себя на то, — и даст».

2). Ищущий усердно обретает, по слову Господа: но определенного срока тому назначить нельзя. Может статься, что десять говений исполнены будут как должно, и годы пройдут в усиленных трудах над собою, а то, что ищется, все еще будет искомым. Но бывает, что оно подается скоро, даже иногда в тот момент, когда берется грешник с распутия греха. Как изволит Господь, так и бывает, хоть несомненно и то, что это устрояет Он по соображению с нами.

3). Явится и придет не чувственно и видимо, а невидимо и духовно, но тем не менее действительно. Признаком того служит зарождение уже непрекращаемого горения сердца: причем ум, стоя в сердце, срастворяется с памятью о Господе, утверждается внутрь пребывание, и, вследствие того, замечается все там происходящее, и — угодное Богу принимается, а все греховное отвергается, и дела все ведутся по точному сознанию на них воли Божией; подается сила править всем течением своей жизни, и внутренней и внешней, подается господство над собою. Человек обыкновен-

355

 

 

Томления ваши рассеются; ибо Он придет не в виде мысли, отвлеченного понятия, как испытывали вы доселе, но столь же действительно, столько же физически 1), как сегодня восходящее солнце. Ибо когда раз раскроется пред нами зрелище духовного мира, невозможно не чувствовать солнца, им управляющего 2). Но спрашиваю вас: что действительнее мир духовный или вещественный? 3).

Не говорю, чтобы все было сделано, как только достигнешь этого состояния ощутимого общения 4).

но есть более деемый, нежели действующий. Свободу действий получает он с ощутимым в сердце пришествием Господа. Тогда исполняется обетование: аще Сын вы свободит, воистину свободны будете (Ин. 8, 36). Вот что приносит Господь, а не что-либо необыкновенное!

1). Фраза, по обычному понятию о ней, не совсем идущая к делу. Лучше так: существенно, то есть существом своим. Бог не есть идея, а существо живое, лично действующее, хотя все же невидимо и духовно.

2). Планеты обращены к солнцу и им правятся в движении. И весь духовный мир — Ангелы и святые на небе, и люди, духовно живущие на земле, обращены к Господу Спасителю, и Им хороводятся. Он — центр, вокруг которого все вращается, возглавитель всяческих, яже на небеси и на земли (Еф. 1, 10).

3). Дивно, а так оно есть. Для людей духовных значение всего вещественного исчезает. Как ни огромен этот мир, но и он сознается ничтожным. У них сущим исповедуется только Бог — Сый, великий и дивный: всего прочего словно нет. У людей плотской жизни наоборот: мир духовный будто не существует, даже бытие Бога нередко стоит у них вопросом.

4). Этим полагается только начало новой степени, или нового периода христианской жизни. Отселе пойдет преоб-

356

 

 

О, нет, остается еще сделать многое, чтоб достигнуть иного общения, которое уже неощутимо, но трансцендентально отрешено не только от всякого образа, но и от всякой мысли, — общения, почти неизъяснимого словом, хотя весьма действительного 1). Когда вы раз прочно утвердитесь

разование души и тела по духу жизни о Христе Иисусе, или их одухотворение. Возобладав над собою, человек начнет влагать в себя все истинное, святое и чистое и изгонять все ложное, греховное и плотское. И доселе он трудился над тем же, но поминутно был окрадаем; от того, что успевал созидать он, то тотчас почти было разоряемо. Теперь не то. Человек стал твердою ногою и, не поддаваясь противностям, ведет целесообразно свое созидание. Воспринимается, по словам Варсонофия, огнь, который воврещи на землю пришел Господь, — и в этом огне начинают перегорать все силы естества человеческого. Если долгим трением возбудите вы огнь и вложите его в дрова, — дрова загорятся и, горя, будут издавать треск и дым, пока перегорят. Перегоревшие же являются проникнутыми огнем, издавая приятный свет, без дыма и треска. Точь-в-точь подобное же происходит и внутри. Огнь воспринят; начинается перегорание. Сколько при этом дыма и треска — знают испытавшие. Но, когда все перегорит,— дым и треск прекращаются, и внутри качествует только свет. Состояние это есть состояние чистоты; до него долгий путь. Но Господь многомилостив и всесилен... Очевидно, что тому, кто воспринял огнь ощутительною общения с Господом, предлежит не покой, а труд многий, но труд сладкий и плодный; доселе же он был и горек, и малоплоден, если не совсем бесплоден.

1). Состояние чистоты есть верх совершенства, и, достигнутое, оно пребывает постоянным. То же, о чем здесь речь идет, постоянным быть не может. Оно находит, временно возникая на почве чистоты. Это суть по временам подаемые пленения в созерцание, о коих мы уже упоминали. Святой Исаак Сирианин не раз касается этого высшего состоя-

357

 

 

в нем, тогда вы или не будете более нуждаться в моих советах (ибо Он поведет вас Сам), или, если Он еще захочет действовать чрез меня, то Он даст мне к тому способы и силы 1). О, сколь великие вещи Он вам откроет! Внутренности ваши тогда буквально вострепещут от радости. Верьте мне, при нашей разлуке, мы с вами питались лишь молоком. Совсем иной вкус имеет хлеб сильных, хотя он и составлен из тех же начал 2).

ния, которое, по словам его, дается достигшим чистоты. Он не говорит, что оно неощутимо, но что ум в нем невластен над собою. Доселе он властен был мыслям своим говорить: приди, и: отойди,— а тут невластен: стоит и созерцает. Хорошо некоторые из святых отцов определяли его пленением ума. Слово трансцендентальный, может быть, и хорошо; но поелику оно придумано для означения совсем не таких предметов, то может сбивать с толку, потому, мне кажется, лучше бы ему не быть здесь.

1). Утвердиться можно только в состоянии ощутимого богообщения, и далее в состоянии чистоты; но не в том, о коем упомянул он пред сим: ибо это не может быть постоянным, а подается по временам. Святой Макарий говорит, что если б оно стало постоянным, то нельзя было бы жить на земле с людьми. — Что касается до руководства и совещания с опытнейшими, то оно никогда не прекращалось даже у достигших совершенства; ибо много у врага подсад и обольщений видимостию добра. Надо молить Господа, чтоб Он дал нам руководителя, знающего дело, и не лишал нас его до конца жизни.

2). Мир и радость о Дусе Святе обещаны тем, в сердце коих ощутительно действует благодать. Но это состояние тихое, хотя глубоко проникающее. Трепетные же обрадования, особенно сопровождаемые приятными движениями и в теле, небезопасны. За ними надобно смотреть стро-

358

 

 

Я теперь знаю довольно точно ваш образ жизни в свете и не скрываю от себя всех трудностей, с которыми придется вам бороться для того, чтоб предаться с последовательностию этим упражнениям 1). Но подумайте, 1) что вы уже получили значительные задатки от Святаго Духа и что подобные отступничества, когда они упорны, не прощаются 2); 2) что все то, что теперь кажется

го и строго. Они могут быть и натуральные, могут быть и от врага. Опасны они потому, что выводят из укрепления, то есть из сердца. — О льстивых обещаниях каких-то дивных откровений мы уже говорили и теперь повторяем; никаких особых откровений не бывает здесь, а те же истины — открытые уже и известные — входят в сердце, вкушаются им и являются в новом свете, прежде неведомом.

1). Сперанский представляет побуждения противостоять неудобствам, какие встречает благочестие в порядках светской жизни. Что говорится здесь, то приложимо во все времена и ко всем ищущим Господа. Конечно, всегда бы лучше покруче взяться за труды искания, без всякого саможаления и без стеснения мнениями окружающих. Сделай это, вбей себя внутрь, положи основу, а потом веди уж это дело среди обычного порядка жизни, сколько это возможно. Но не у всех достает на это духа. Однако ж надобно решиться на жертвы; ибо то несомненно, что без изменения внешних порядков светской жизни делу благочестия спеяться нельзя; и притом в какой мере делается уступка сим порядкам, в такой замедляется успех в искании Господа. Смотри всяк, чем благоразумнее пожертвовать.

2). Уступки порядкам светской жизни, с ущербом долу искания Господа, точно не прощаются, особенно когда они происходят от поблажки себе, а не от разумных каких-либо причин. В духе погрешность, в духе же и наказание. Но надобно и различать случаи, чтоб не быть слишком строгим. Обязательно искать Господа всеусильно; обязательно ис-

359

 

 

вам обязательством, долгом признательности, удовольствием, приличием, чрез два-три месяца покажется почти смешным 1). 3) Разве и на этом пути, как и на всяком другом, не нужны жертвы? И долго ли мы останемся ни холодными, ни теплыми? 4) Всегда есть средства разделаться со светом и уклониться от него потихоньку и без разрыва 2).

Во время ваших удалений от света, в предотвращение рассеянности мыслей, изберите себе чтение простое, например «Подражание», или делайте переводы, словом, возьмитесь за упражнение, которое заняло бы ваш ум, не побуждая его к исследованию. Но главное — предавайтесь молитве и тщательному рассмотрению вашей

поднять все условия, без коих невозможно достижение искомого; но образ исполнения всего не может быть для всех одинаков по разности обстоятельств каждого: тут все надобно предоставить благоразумию самого ищущего, только бы не крылось под этим титлом льстивое самоугодие и человекоугодие.

1). Чрез два-три месяца — обещать нельзя, как не раз было говорено. Ищи с надеждою несомненною, но без определений.

2). Когда есть ревность, она сама все изобретет, как что уладить; а когда нет ее, так и говорить нечего. Но и при ревности надо иметь довольно крепкое сердце, чтоб решиться противостоять среде, в коей вращаешься. Воодушевление на это придается чувством крайней опасности от уступок. Им следует запастись и приподнимать его, потому что — как знать, когда придется выступать на борьбу.

360

 

 

прошлой жизни 1). В прочие времена посоветую вам подробное изучение Библии, не потому, чтоб истинный свет истекал из буквы — нет, но чрез это посредство изливается он обыкновенно. Итак, надобно запастись этим материалом на время его действия. Утвердитесь в буквальном смысле, и Учитель в свое время раскроет вам смысл истинный... Начните с Ветхого Завета: это ступень необходимая, чтобы возвыситься до Нового. Но еще раз, никто не должен льститься мыслию, что он видит ясно, пока его не озарит свет свыше... 2)».

1). Главное — молитва не по молитвенникам, а своеличная, лучше всего умно совершаемая молитва Иисусова с поклонами. Когда остановится движение молитвы, — для подогревания ее возьмись за чтение. Надобно иметь книги, приспособленные к начатым упражнениям. Таковы те, кои говорят о внутренней жизни, о трезвении и молитве. «Подражание» — не первая из них. Лучше — Лествичник и святой Исаак Сирианин, Варсонофий и Иоанн, в «Добротолюбии» статьи Исихия, Филофея, Феолипта, Диадоха, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова. Не много читать; больше внимать и вкушать истины. Многочтение развлекает и охлаждает. Переводы совсем нейдут: это работа осуечающая. Что касается до исследования своей жизни, то оно, при обращении от порока к добродетели, составляет почти главное дело. Не мало может оно занять и при обращении от внешней исправности к внутренней жизни. Но в последний период искания Господа своя жизнь будет довольно уже известна. Сиди и взывай: «Господи, имиже веси путями, устрой о мне благую вещь сию!»

2). Для чтения что может быть лучше книг, содержащих Божественное Откровение? Но выраженные здесь понятия о смыслах Писания не наши, а взяты у мистиков. Мистики всюду видят таинства и самые простые евангельские сказа-

361

 

 

Этим окончим рассмотрение второго письма Сперанского.


Страница сгенерирована за 0.5 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.