Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Как утвердиться в умной молитве. Борьба с рассеянием мыслей. Главный плод молитвы — страх Божий и сокрушение

67 (902)

Как утвердиться в умной молитве. Борьба с рассеянием мыслей. Главный плод молитвы — страх Божий и сокрушение   

 

Милость Божия буди с вами!

Задолжал я вам ответами. Прошу извинения. Берусь исправить сие упущение.

162

 

 

Не помню, ответил ли я вам на письмо, где поминаете о старце обители П...— Но напишу на него ответ. Пусть и повторение будет. Письмо от 9 августа.

Сначала вы изображаете, как умно молитесь и с какими чувствами, и спрашиваете, можно ли так? Отвечаю: можно. Благослови Господи всегда так молиться, если помните, что написали,— Потом прибавляете: «Скорблю, что редко молюсь такою молитвою... молитва отходит, и опять рассеиваюсь...» Скорбеть об этом очень надо. Но винить никого стороннего не следует: своя вина. Чтоб утвердиться в такой молитве, во-первых, молите Господа, всякого добра Дарователя, да даст вам так молиться, и, во-вторых, чаще приступайте к такой молитве. Придет навык, по благодати Божией. «Рассеиваюсь»... Кто виноват? Не рассеивайтесь. И как только заметите, что мысли пошли блуждать, тотчас опять ворочайте их. Навыкайте быть в памяти Божией и памяти смертной. Будет сокрушение, и не даст мыслям рассеиваться. Вслед за сим спрашиваете: «Продолжать ли такую молитву или умом сходить в сердце?» А это, что сказали вы, где же бывает? Сему негде быть, как внутри. Стоите пред Господом, без образов, в присутствии Господа... и испытываете добрые чувства. Чего же еще? Тут все. Разве только вы в голове производите сие?! Нет, в сердце надо стоять. Но

163

 

 

сердца не помнить, а только Господа зреть. — Все так выразить можно: «Стоять в сердце умом пред Господом и молиться».

Вопрос: «Когда я стою в сердце, нужно ли там изображать какие-либо образы: Троицу или что другое?» — решается сам собою. Если стоите пред Господом без образа Его, то какие еще образы тут уместны? — Им и появиться нельзя: Бог Троица не имеет образа. Представлять Ее образно нельзя и не следует. Господь Спаситель, по воплощенному домостроительству, имеет образ человеческий; но Ему надо предстоять без образа, в одном сознании Его присутствия.

Монах из обители П... хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святые. Плод молитвы — главный — не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.

Монах сей Святую Троицу зрит образно в сердце. Святая Троица Бог невидим, сокровенен есть и образа не имеет. Надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия, а образов строить не должно. Он говорит, что мысль о сем нашел у отцов. Спросите его, у каких? Я не

164

 

 

помню, чтоб кто из них поминал о сем,— Те, которые о духовных делах строят свои мысли, чтоб дать им вес, ссылаются на отцов. Без поверки нельзя принимать таких слов за истину.

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговеинство и страх Божий. Это очень дурно. Пред царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом?! — В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: «Смотрите, с Богом то не станьте запанибрата». Уж не эта ли беда у брата того? — Недивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотой и сладостью. Это — сластолюбие духовное. Главное — страх Божий и дух сокрушен... Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.

Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв.

Можно ли вам исполнять иногда правило святого Пахомия молитвенное? — И очень можно. Сказать вам отце что полезное, как просите, не имею. «Ищите всегда быть с Господом, и обрящете».

Письмо от 9 сентября опять говорит о П... брате, в сердце образно зрящем Святую Троицу. Приведены доказательства его от отцов.

165

 

 

Первое из аввы Дорофея русского. Это не отец, и книга его запрещена. Он содержит много назидательного, но имеет и неодобрительные мысли, в числе коих и то, что Святая Троица не вдруг вселяется в человека, а по годам: в первый год вселяется Дух Святой, во второй Сын Божий, в третий Бог Отец. Есть и еще что-то. Под конец книги перечисляет черные дни, что есть пустое суеверие... Но он не говорит об образе Пресвятой Троицы, а только, что лица Святой Троицы вселяются одно за другим, через год. Грех его состоит в том, что он разделяет лица Святой Троицы, а они исповедуются нераздельными. То же и у Варсонофия, ответ сто двадцать первый, не говорится об образе, а только что в чистое сердце вселяется Отец, Сын и Дух Святой — нераздельно, — Выходит, что брат твой свое мудрование ничем не доказывает, а самовольно так воображает. Напомните ему, что он Бога прогневляет.

О молитве читайте сборник «О трезвении и молитве»: там собрано все, что отцы о сем говорили. Не худо просматривать и те главы в книге о духовной брани, кои говорят о молитве...

И сего много довольно. Лучше трудиться в делании молитвы, нежели мудрствовать о ней и читать мудрования. Дело очень просто...

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот.

2 октября 1888 г.

166

 

 

(Вопрос. «До сих пор выражение отцов, что умом надо стоять в сердце, я понимал в том смысле, что при молитве нужно помнить об одном только сердце, и недоумевал, какой такой внешний предмет необходимо дать при этом уму. Теперь же я объясняю это себе вот как: когда я стою умом пред Господом, вне всяких образов, а только в сознании Его присутствия, тогда ум мой бывает в сердце. — И вот, когда я обращаю все внимание на то, чтобы быть в чувстве вездеприсутствия Божия и, углубившись в мысль изречений Давида: камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего, камо бежу? 1) и: предзрех Господа предо мною выну 2) — умно предстоять Ему, я ощущаю какую-то особенную живость духа, в противность той мертвости, которая мною обладала, когда я старался помнить об одном сердце и привести ум в такое положение, чтобы он был, по выражению отцов, выше или над сердцем, думая, что в этом только и состоит настоящая молитва.

Прошу вас, поясните мне, правильны ли мои понятия и так ли я молюсь?»)

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.