Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Надобно помышлять о Боге как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Отчего ум убегает из сердца и от памяти Божией. Без внимания молитва не молитва

63(898)

Надобно помышлять о Боге как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Отчего ум убегает из сердца и от памяти Божией. Без внимания молитва не молитва   

 

Милость Божия буди с тобою!

Что говорила старица о видимых предметах, как нужных при молитве, я думаю, ты не так понял. Надобно всячески стараться, помышляя о Боге, помышлять о Нем как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Но иметь такое помышление дает только благодать, когда

153

 

 

образуется в сердце чувство к Богу. До тех же пор помышление наше о Боге несовершенно, смешано с какою-либо формою. Например, пророк говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть 1). Это есть образ. Другой подобный: камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего камо бежу? аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя 2). И это образ вездесущия Божия... Так и при всяком другом помышлении о Боге и Божественных вещах... Мысль старицы та, что нам трудно освободиться от образов при мысли о Боге; а ты понял, что должно всегда иметь образ и что без такого образа и молиться нельзя. Это твоя ошибка, а не старицы. Изволь же всячески стараться о том, чтобы молиться без образов Божиих... Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть, не соображай. Молись и ищи, чтоб благодать Божия дала тебе, наконец, чувство к Богу.

Кто это придумал: держать внимание на губах или на конце языка?! Дурно придумано: брось. В сердце старайся быть вниманием, и больше нигде.— Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией

1). Пс. 15, 8.

2). Пс. 138, 7-10.

154

 

 

отстает, — это от слабости внимания и от равнодушия к молитве. Не дорожит душа молитвою и спешит отделаться от нее поскорей, бормоча ее кое-как. — Взыщи страх Божий и с ним приступай к молитве и молись, внимание держа на смысле слов молитвенных, — Затем коротенькие молитовки и молитва Иисусова употребляются, чтоб привить к сердцу чувство к Богу и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями. По мере усовершения добродетелей совершенствуется и молитва. Главнейшие суть: страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение, любовь... Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва.

«Количеством ли молитв и поклонов себя определить или о внимании более заботиться?» — Без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное. Но при этом надо и правилом определить количество молитв и поклонов. Это для домашнего молитвословия. Лучше всего для успеха в молитве ходить в церковь на все службы и там стараться в благоговейной быть молитве. Посмотри в славянском «Добротолюбии» сказание о Максиме Капсокаливите и

155

 

 

подражай ему. Когда получишь, что он получил, тогда будет у тебя и молитва настоящая. На боку лежа, ничего не приобретешь...

Спрашиваешь о брате некоем. Скажи ему все, что здесь прописано, и довольно... Губы и язык пусть оставит, а делает, как у отцов написано, то есть стоит вниманием в сердце. Можно ему посоветовать: оставь все эти прибавки, будь только в сердце и с чувством, падши на землю, вопий: «Господи, помилуй!» Вот как Максим Капсокаливит,— И все так пусть трудится. В церковь пусть ходит неупустительно, дома побольше кладет поклонов и пусть непрестанно твердит какой-либо молитвенный стишок со вниманием и благоговением, особенно же молитву Иисусову. Предел труда — чувство к Богу неотходное, или то, что получил Максим Капсокаливит. — Особенно надо плоть утончить постом, бдением и трудом телесным и постоянно держать ее в напряжении, как солдат на разводе. Да рассеяния бегать, празднословия и смеха, и чтения пустого. И все пойдет добре.

Трудить себя надобно и преутруждать без жалости.

Благослови тебя Господи!

Спасайся!

Твой доброхот Епископ Феофан.

24 марта 1888 г.

156


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.