Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Особенность моих проповедей в том, что они не сочиняемы. Навыкайте молитве Иисусовой. Чувство упования на Бога — великое дело

44 (578)

Особенность моих проповедей в том, что они не сочиняемы. Навыкайте молитве Иисусовой. Чувство упования на Бога — великое дело   

 

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что мои «Напоминания инокиням» оставили в вас доброе впечатление. Я и сам их прочитываю с удовольствием, и для меня они кажутся так новы, что будто не мною писаны и что если бы я теперь вздумал писать проповеди, то не смогу уже так написать. Особенность моих проповедей — и этих, и всех других — та, что они не сочиняемы. Обычно, бывало, вечером после

114

 

 

всенощной выпью стакан чая, прочитаю Евангелие завтрашнее, потом Апостол... и какая мысль впадет и займет внимание и сердце, ту беру в тему... и проповедь там внутри уж сама собой строится. Час, полтора, много два... и проповедь готова... утром прочитаешь, немножко подладишь. Иногда тему дают внешние обстоятельства, как бывало при посещениях монастырей... но производство все то же. Это писаные экспромты; как они не из головы шли, то и представляют подслащенное нечто. Вот посмотрим, как-то вам покажутся другие подобные же брошюры. Их будет шесть, семь; две-три в два раза больше этой.

Иду вслед за вашим письмом. Вы прекрасно изобразили свое новое пребывание, особенно то хорошо, что и невыгодные стороны вы умеете находить выгодными. Можно надеяться, что невыгодность совсем испарится пред вниманием, а оставшаяся одна выгодность в рай обратит житье ваше. Даруй Господи! Что бывает унылость это от непривычки. Распределите часы так, чтобы ни минуты не было без срочного занятия. Чтение с размышлением, молитва с поклонами и какое-либо простенькое рукоделие пусть поглощают все время, — и некогда будет скучать и унывать. Что службы церковные редки — это большое лишение. Но, Бог даст, домашняя молитва установится... Навыкайте так поступать, чтобы, коль скоро нет занятия, тотчас браться за Иисусову

115

 

 

молитву и начинать творить ее со вниманием, ходя, сидя и — всего лучше — стоя перед иконами. Можете особые времена для сего назначать. Это лучше будет, и навык сей молитве тверже укоренится. Помышление о переселении в вечность хорошо прилаживается к вашим обстоятельствам; но ему всегда и при всем есть место свое. Прилепите его к уму и сердцу и сквозь него смотрите на все прочее. Сказание ваше о случае с Аксаковым очень поучительно. Я и прежде слыхал об ошибочности приговоров NN. Желательно вам сочетать ум свой с помышлением о Господе. Способ к сему наилучший навык молитве Иисусовой, как впереди написано. Назначьте себе раза три-четыре в день становиться перед иконами для творений сей молитвы с благоговением и с предзрением Господа перед собою и творите ее всякий раз по сто, двести, триста раз, как вам под силу. Положивши срок на это, не отменяйте уже. Мысль весь день и будет видеть впереди... вот, вот надо становиться. И будет Господь близ. Мысль о своих тоже близ. Красавица NN писала. Да явит Господь милость Свою к ним! Уповающаго на Господа милость обыдет. А они уповают ли? Чувство упования на Бога — великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в промысл о нас Божий.

116

 

 

Благодарствую за вести о В. пр. Леонтии. Едва удерживаюсь от писанья к владыке. Но еще подожду, что вы скажете.

Пишут ли к нему и он отвечает ли? Зато усердней буду молиться несколько раз в день.

Благослови вас Господи!

Спасайтесь!

Епископ Феофан.

28 апреля 1893 г.

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.