Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О духовном руководстве. Об отношении к иноверцам. Делание Иисусовой молитвы просто

4(188)

О духовном руководстве. Об отношении к иноверцам. Делание Иисусовой молитвы просто

 

Милость Божия буди с вами!

Книги послал вам, а письма написать не успел,— Сажусь писать и скажу, что потребуется по течению вашего письма.

Вашим руководителем и наставником и пастырем перестаньте меня называть. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашивает кто, сказываю, что представляется мне подходящим.

Ваш замысел сделать что-то по случаю посылки книг не пригоден. Книг своих я не издаю и не продаю; а издатели присылают мне издаваемых книг некое количество, для раздачи. Я и раздаю, кому считаю нужным. Если будете исполнять, что признаете подходящим вам, и потом положите поклон о многогрешном писателе,— вот и все, что можно вам сделать.

21

 

 

Прочитали «Путь ко спасению»? — Добре... И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки студентам академии Санкт-Петербургской. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием — после бывшим архиереем, Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46 — 47-м годах.

«Без руководителя нельзя»,— написали вы. Руководитель — столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, и тоже смотреть и под ноги, и по сторонам. Старец Паисий Величковский... всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил вдвоем-втроем, — и взаимным советом руководились. Меня прошу исключить из гожих руководителей... И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками.

Случаи взрыва вашей самости не важны сами но себе, но важен дух, с которым сделано вами то, что сделано. Его уже вы сами осудили. И следует так. Более других укорен поступок ваш с молоканом. Общение, которого вы боитесь, не житейское, разумеется, и не доброжелательное, а религиозное: не общиться в вере и таинствах и молитвах. Зачем он приходил к вам, вы должны были помочь ему.

В других двух случаях вы могли и серьезное внушение сделать, — и не пылить. Много извиняет то, что русскому как резонно ни толкуй, не послушает, а пригрози и приколоти — послушает.

22

 

 

Но это идет скорее к властным лицам, а не к частным. Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можете сказать: «Я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш: вы дурно сделали»... Работнице говорите: «Как только замечу, что ты прибила дочь, так сгоню тебя. Твой грех равен смертоубийству»... Не найдется ли для девочки какой работы у вас в комнатах — подмести комнату, подтереть что, воды принесть и подобные мелочи по дому... Она и была бы у вас под крылом. Епитимия... Когда при исправлении молитвы Иисусовой приходит желание своим словом помолиться... припомните при сем и об этих подвигах и с сокрушением помолитесь, положив при сем поклона три. Так несколько дней,— с десяток. Но было бы крепче, если бы вы исповедались духовному отцу, и он вам что-нибудь назначил бы. Окажите какую-либо ласку и молоканину... и перестаньте чуждаться молокан. Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них. Иначе действовать на них — есть — себя в грязь лицом бросать.

23

 

 

Слово к Ангелу Хранителю: радуйся яко... общитися возбранявши, — разумеется: в таинствах, и веровании, и в молитвах. Святой Павел не возбранял верным ходить на обеды к язычникам... и все предлагаемое есть, даже идоложертвенное, заповедав воздерживаться от сего последнего, только когда скажут: это идоложертвенное. А молокане далеко отстоят от язычников в деле веры. Ваше отвращение к ним не хорошо. Их жалеть надо и молиться об них, и при случае в обычный разговор вбрасывать какое слово или фразу — для вразумления. — Забыл я приложить вам книжки во вразумление молокан. После пришлю.

Принимать квартирантов безбрачно сожительствующих нет греха... Но коль скоро от этого зарождается соблазн какой в своей семье, то надо как-нибудь освободиться от них.— Иные такие бывают очень добры и благочестивы... Жаль таких: ишь, пошли у нас разные учения противобрачные и сбивают с толку... Блудничают и ухом не ведут.

«Надо тещи добре... без благодати это невозможно... благодать же избранных доля»... Тут кривотолк. — Благодатию никто не заделяется; она дается всем грядущим к Господу; и Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти,

24

 

 

а не праведных... Благодать всем обща, только бери... и всем открыт доступ к ней, — и все могут спасены быть, если захотят... Вина неспасения не на благодати, а на нехотении нашем.

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва...

Полное наставление о молитве вообще, и об Иисусовой молитве, — найдете в книге «Невидимая брань»... Там и прочитайте. — То, что, восприяв под действием молитвы Иисусовой молитвенный дух, вы начинаете молиться своим словом по насущным потребностям сокрушенного сердца, очень хорошо и для созидания духовного очень плодотворно. Извольте доводить себя до сего всякий раз... однако ж не напрягайтесь сочинять при сем молитву... а пусть сама изольется из сердца... Сие последнее есть наилучший путь к непрестанной молитве.

Благослови вас Господи, и всю семью вашу. Спасайтесь.

Ваш доброхот Епископ Феофан.

16 июня 1888 г.

25


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.