Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Надо избегать разленения в молитве. Об обучении умной молитве

34 (529)

Надо избегать разленения в молитве. Об обучении умной молитве

 

Милость Божия буди с вами!

В вашем письме 23 января вы прописали, что прочитываете на своем ночном правиле. Мне показалось тогда, что слишком много читания, и я намеревался написать вам, чтобы вы сократили читание и в промежутках вставляли молитву умную, мысленно из сердца возносимую ко Господу с прошениями о своих духовных потребах. Но в письме 26 января вы говорите, что читать вечером отказываетесь по причине болезни глаз. И вы решаетесь изучать умную молитву и, чтобы не дремать, вяжете чулок. Похоже на то, что читание молитв совсем оставляется. Можно и так, но вязание чулка устранить надо, а вместо его, когда дремота возьмет, походите по комнате, или подымите что тяжелое, или, что гораздо лучше, возьмите четки, какие потолще, и отдуйте себя по плечам.

Когда я писал вам не сокращать времени молитвенного, то написал потому, что, как мне подумалось, вы разлениваться стали молиться. Вот этого главным образом и избегать надо. Разленение означает ослабление или пресечение духовных движений: что очень достойно сожаления. Но как вижу, что у вас ревность к делу молитвы жива, то полагаю оставить на ваш произвол и время и правило молитвы, устрояйте и то и другое, как найдете лучшим и удобнейшим для

96

 

 

себя. Только одно имейте неотложным, чтобы, когда стоите на молитве, молитва шла из сердца и с чувствами к Богу, хвалебными, благодарственными и просительными с упованием, и чтобы к сему не примешивалось никакое постороннее дело. Вы хотите учиться умной молитве. Вы разумеете, конечно, Иисусову молитву. Доброе и предоброе дело! Но без навыка сосредоточиваться в молитве трудно успеть в молитве Иисусовой. Чтобы навыкнуть такому сосредоточению, вот что сделайте, соберите себе из псалмов и других молитвословий краткие молитвенные воззвания, какие ближе подходят к вашему внутреннему строю, заучите их, прочувствуйте и молитесь ими, повторяя каждое из них по три, по пять и по десять раз, чтобы занять тем положенное время, а в среду их вставляйте молитву Иисусову, а после всех прилагайте призывание Божией Матери, святых и проч. и поминание своих живых и умерших. Можете также приложить читание молитв печатных, например: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя...», «Хвали, душе моя, Господа», «Иже на всякое время...» и проч.

Для образчика вот что возьмите: двадцать четыре молитовки святого Златоуста, что стоят в молитвах на сон грядущим.

Переделайте в молитовки и просительную ектению... так: «День весь свят, мирен и безгрешен

97

 

 

даруй мне, Господи...» и прочее так же. Возьмите псалом 50-й с начала до: «...Воздаждь ми радость спасения...» В этих стихах совмещены все покаянные чувства. Заучите и молитесь ими.

Так может составиться и все молитвенное правило, при котором не нужны будут ни книги, ни свечи.

Каждая молитовка даст вам не одно духовное созерцание, а созерцания сии будут производить или поддерживать духовные чувства. Так ищите и обрящете молитву, которая потом как река потечет из сердца. Благослови Господи!

Ваш доброхот Епископ Феофан.

26 февраля 1891 г.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.