Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день святого Александра Невского

В ДЕНЬ

СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.

Святой Александр Невский, как и все святые, готов помочь; но надлежит нам и самим искать того, о чем просим.

Святого благоверного великого князя Александра Невского память празднуя, лик его, небесною славою сияющий, в уме носим и, любовью сердечною его объемля, молим святого — да будет он для нас во всем ходатай и помощник. И он видит наше усердие, и слышит вопль сердца нашего, и любовно склоняется к нам паче, нежели к другим. Ибо хотя вся Российская земля ему дорога, но мы дороже ему всех. Он здесь жил, здесь почивал святыми мощами своими, здесь явил первое знамение своей к Богу близости. Как, на земле пребывая, наш град особенно благоустроял он, так, на небе сущи, всячески желает он зреть нас преукрашенными всякою добротой. Возблагодарим Господа о таком попечителе, прославим самого попечителя и возревнуем и ему, и Господу благодатными быти.

593

 

 

Смотрит с неба на нас святой благоверный великий князь, или теперь среди нас — ходит и ищет, кому бы чем помочь можно было. Смотрит на помышления — и своим невидимым влиянием готов неправые отогнать, а правые укрепить. Смотрит на движения сердца — и своим святым дыханием хочет нечистые попалить, а чистые трезвеннейшими и святейшими соделать. Видит нераскаянного, в пороке погрязающего — и хочет умягчить его сердце и привить сокрушение и раскаяние. Видит скорбящего — и утешение ему излить в сердце благожелательно пытается. Видит обиженного и терпением его воодушевить старается. Видит в нужде сущего — и ищет, чье бы сердце подвигнуть на помощь ему. — Внемлем же, братие, сим небесным наитиям от Святого и дадим ему возможность сделать доброе в нас нам, и чрез нас — другим. Войди теперь всякий в себя и смотри: есть там противление греху и страстям? — Это святой благоверный Александр Невский внушает тебе: восстань, наконец, против этой язвы, снедающей тебя; я помогу, и вместе одолеем, — Есть порывание на укрепление себя в благих расположениях подвигами благочестия? — Это он говорит душе: начинай — я с тобою, ныне время благоприятно. — Вспадает мысль помочь кому чем? — Это от него; он говорит: помоги, я буду тебе должник и возвращу с избытком,— Послу-

594

 

 

шаем сего утешительного гласа, и все благое, теперь в сердце возникающее, положим исполнить, и тем возрадуем святого Александра, труды его — около нас для нас же — не праздными соделывая.

Что до него самого, то он тотчас готов бы всех нас переделать и из грешников обратить во святых. Да нельзя сего сделать без нас. Он может мысль дать и помочь исполнить ее, но нам надо принять мысль, решиться действовать по ней и приступить к делу. Как только примем мысль и, хоть малый, употребим труд по ней, он тотчас к нам придет со своею помощью. Не будь сего не чему в нас оказать ему помощь — и он отходит от нас, или обходит нас, скорбя, ибо он есть помощник наш, а не делатель за нас. Не дадим же ему скорбеть из-за нас в день сей, радостнейший для него. Радостнейший, ибо в сей день он оставил землю, предстал пред Господа и от Него услышал: прииди, рабе благий и верный; вмале был еси верен, над многими тя поставлю. — Что может сравниться с блаженною минутою сею?! Почему хоть там и все дни радостны для святого Александра, но нынешний радостнее всех, ибо он напоминает ему то всерадостное в первый раз изъявление Господнего к нему благоволения. По сему же самому в нынешний день он особенно щедродателен и ходит, ища нуждающихся, и слух свой изощряет, внимая всем

595

 

 

прошениям. Как же ему должно быть скорбно и больно, когда, обходя нас с таким распространенным к нам сердцем, он лишен будет возможности сделать для нас что-либо, и как бы отвержен со своими милостями и дарами, — скорбно не потому, что надо раздать, а потому, что иному ничего нельзя дать.

Вот мы ныне прибегаем к нему с молитвами и просить его. — Но мало просим, надо и самим напрягаться на просимое. Если одолевает тебя какая страсть, и ты молишься: святой благоверный великий княже Александре, помоги мне,— а сам и в мыслях не имеешь вооружиться против страсти, то он не поможет тебе, ибо если бы он сам за тебя одолел твою страсть, то он не помог бы тебе, а действовал за тебя. А этому не следует быть между разумными тварями. Тут всякий сам действует, а другие только помогать ему могут. Так, просить проси, и верь, что придет помощь, только и сам употреби труд на то, о чем просишь.

Рассказывают, что в Египетских пустынях жил инок, которого одолевала одна страсть. Пришел он к святым старцам, открыл им немощь свою и просил помолиться. Они по обычаю назначили пост и молились. Когда потом пришел тот инок, они спросили его: что теперь, легче ли? — Нет, говорит, все по-прежнему. Святые старцы опять стали молиться, но когда при-

596

 

 

шел тот инок, у него опять было все по-прежнему. Старцы в третий раз помолились, и это не помогло. Тогда они помолились уже не об иноке, а о том, чтоб им открыто было, что такое значит, что молитва их не приемлется. — И было им открыто: потому не слышится молитва, что этот инок сам лелеет свою страсть и не борется с нею. Тогда старцы позвали его и сказали: поди, прежде вооружись сам против страсти и употреби свой труд к одолению ее, тогда и наша молитва поможет тебе, а без этого хоть все святые и земные, и небесные — станут молиться о тебе, помощи никакой не будет.

Закон сей один — как тогда, так и теперь, так и во всякое время. Вот и у нас теперь — помощь готова: среди нас святой благоверный великий князь Александр. — Но заставим же мы его отойти от нас, ничего для нас не сделавши, если он ни в мыслях, ни в желаниях наших не встретит напряжения на то, что получить от него нам потребно. И скорбно ему будет, но отойдет так.

Если так, то зачем же это у нас праздник-то? Затем разве, чтоб оскорблять Святого празднуемого? — Да не будет сего, братие!.. Положим же, как я поминал, — все внушаемое нам благое исполнять, против же всего недоброго вооружимся. — Тогда и помощь получим, и святого благоверного великого князя Александра Невского

597

 

 

возвеселим — тем, что дадим ему приступить к себе самим и возможность излить на нас дары свои. Аминь.

23 ноября 1864 г.

598


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.