13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в день Архистратига Божия Михаила
В ДЕНЬ
АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА.
Ум наш бывает или Михаил Архангел или сатана.
Празднуем день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Вы теперь, верно, все на небе, — в хоре Ангелов, умно предстоите Богу и вместе с ними воздаете честь и славу Седящему на престоле высоце и превознесение... Не возмущу словом моим высокого покоища вашего и не стану низводить вас долу. Пребудьте там. По силе моей и я вознесусь к вам, и займемся вместе размышлением о небожителях.
Там начало настоящей истории человеческого рода, — знаете ли вы это? — Но хоть и знаете, припомним о том вместе. Невидимый мир лучше видимого, и Ангелы совершеннее человека. Но, как тварям, и им нужно было дать заповедь, чтобы испытать склонение их произволения и утвердить их свободу в добре. Заповедь, как полагать должно, дана им тотчас по сотворении
542
их. Мы не можем определить, в чем она состояла, но была такого свойства, что послужила одним на падение, другим на возвышение... Первый из бесплотных не покорился сему распоряжению Царя всяческих. Не видел ли он достаточных оснований к тому, чтоб покориться Богоучрежденному порядку, или ему казалось, что можно учредить иной порядок небожительства, по тому или другому, только он возмутился против Бога и Его воли и увлек за собою третью часть низших ангелов. — Напротив того, Михаил Архангел остался верным, а по его примеру всем существом предались Божественным распоряжениям и прочие Ангелы, за исключением падших. Правосудный Бог низверг сатану с неба со всеми его приверженцами, употребив орудием к тому Михаила Архангела с другими Ангелами, последовавшими его примеру. Михаил Архангел так и изображается — поражающим сатану, попираемого ногами. С тех пор Михаил Архангел есть страж славы Божией и Божественных учреждений, а сатана — богоборец и досадитель Божий.
Я не буду вам изображать, как отверженный и низверженный сатана увлек к преступлению заповеди Божией первозданных человеков и как чрез них влил яд зла во весь род человеческий и во весь видимый созданный для нас мир. — Это все вы знаете. Хочу только из сказанного
543
сделать одно самое простое применение к нам самим, не бесполезное для нас при настоящем, начинающем преобладать вокруг нас духе.
Сойдите теперь с неба и войдите внутрь себя. И у нас есть равноангельская сила — ум, царь в голове, как говорят... И сей царь бывает в нас и для нас или Михаил Архангел — страж славы Божией и Божественных учреждений, или сатана богоборец и возмутитель. Поясню вам коротко, как это и когда.
Ум наш законно называется — царь в голове, только он есть царь не независимый. Ради него мы и разумною тварью именуемся; но он источник нашей действительной разумности. Бог создал его способным узнавать истину, но не дал ему силы самому открывать и уразумевать всякую истину. Полнота всякой истины и всякого ведения — в Боге. Наш разум должен учиться уже у Него... Так Бог его создал, так и действовал в отношении к нему... Прямо по создании является ему, беседует с ним, жилище ему учреждает, заповедь дает и прочее. Итак, назначение нашего разума, или воля Божия, на естество его наложенная, есть, чтоб он учился истине у Бога, принимал смиренно истины, свыше сообщаемые, или вседушно покорялся Богооткровенному учению и всей открытой нам воле Божией. Разум, покоряющийся сей напечатленной в существе его заповеди Божией, хранящий ее и за-
544
щищающий,— есть Михаил Архангел, а разум кичливый и в кичении своем отвергающий откровение Божие и проповедующий: не нужно мне откровение Божие, сам все хочу знать и сам все узнаю, такой разум — есть сатана-богоборец.
Бог действительно открыл нам волю Свою и даровал нам спасительные учреждения в Церкви в пособие и руководство нам, падшим, на пути в Царствие Небесное. Коротко все это можно изобразить так: Бог, в Троице поклоняемый — Отец, Сын и Святой Дух,— все сотворивший словом и о всем по частям промышляющий, спасает нас, падших и погибающих, в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа, подаваемою чрез таинства, под руководством и охранением Святой Церкви, обещая нескончаемоблаженную жизнь по смерти всем покоряющимся Его воле и грозя вечными муками непокоривым. Тут все Богооткровенное учение, или вся воля Божия о нас! Разум должен покориться всему сему учению, смиренно принять его все и напечатлеть в себе, чтоб оно составляло, так сказать, его самого, стало в ряд его внутренних неизменных начал,— и это не только в такой общности, как здесь представлено, но и во всех подробностях, или во всех частностях. Разум, действительно так поступающий, напитавший себя сими истинами, ими проникнутый, дорожащий ими и за них ратующий, не щадя сил,
545
есть Михаил Архангел — страх славы Божией и блюститель Божественных учреждений. Напротив, разум, восстающий против сего Богоучрежденного порядка ведения и жизни, хранимого в Церкви Божией, и не только не покоряющийся ему, но и стремящийся совсем уничтожить его, есть сатана богоборец и возмутитель. Предложу вам несколько образчиков сатанинства в уме.
Бог говорит о Себе, что Он троичен в лицах Отец, Сын и Святой Дух; так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. Разум-богоборец поперечит сему и, напротив, учит, что или нет Бога, или если есть, то Он единичен, а не троичен, и живет сам в Себе, не занимаясь миром. Так проповедует иной разум — и хочет поставить на своем — и за это он есть сатана.
Бог говорит, что мир сотворен словом Его из ничего в шесть дней. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум-богоборец противится сему: мир, говорит, сам собою сотворился и устроился, и хочет поставить на своем такой есть сатана.
Бог говорит, что Он о всем до малости промышляет и творит в мире, что хочет. Так исповедует и Богопокорный разум и защищает сию истину. А разум богоборный говорит, что нет промышления Божия и что все строится само собою по законам, положенным в естестве вещей, которых и Сам Бог преодолеть не может.
546
Так говорит и хочет поставить на своем — и за это он есть сатана.
Бог говорит, что человек пал и по падении спасается Господом Иисусом Христом во Святой Церкви и прочее. Так исповедует и разум Богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборный ничего такого признавать не хочет, не верит ни падению, ни воплощению, ни Богочеловечеству, ни искуплению, ни Святой Церкви, ни Святым Таинствам, ничему святому, ни даже будущей жизни и воздаянию; не верит, и других хочет увлечь в неверие и богопротивление — и за это он есть сатана.
Не продолжаю более... Довольно и этих примеров, чтоб мы могли различить сатану от Ангела светла.
И простите, что я в нынешний светлый Ангельский день омрачил и озловонил души ваши напоминанием о таких смрадных внушениях сатанинских. Сделал сие для того, чтоб вас не сбил кто с пути, прикрываясь светлым титлом разумности и вооружаясь мнимыми правами разума. Твердо уверьтесь, что разум всегда есть ученик: или ученик Божий, — и тогда приемлет искренно все Богооткровенное учение, содержимое Церковью, или ученик сатанин,— и тогда он с яростью восстает против всего устроения нашего спасения. Напрасно разум кичит и кричит: я сам все знаю, я знаю иначе, по моим
547
понятиям не так выходит и прочее. Это сатана учит его так напыщаться и под сим напыщенней прикрывает свою отвратительную личность. А разум и в самом деле думает, что он что-нибудь значит, и начинает шириться, против всего восставать и все разрушать, и не подозревая, что служит орудием сатаны. Ибо только и есть — Божий порядок и сатанин беспорядок... Где нет Божия, там сатанинское. Так вот по этим признакам различайте духи — кто они, и всякого называйте своим именем, не боясь ошибки или преувеличения.
Не подумайте, что я кого-нибудь из вас подозреваю в таком худом настроении ума. Нет. Питаю в себе уверенность, что все, нынешний день светло празднующие в честь Михаила Архангела и прочих бесплотных сил, имеют и ум Архангельский, то есть совершенно преданный Богооткровенной истине и Богоучрежденному порядку спасения. Но осмотритесь! Вы живете в обществе, многое видите, многое слышите. Нередко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства. Не смущайтесь тем и не колеблитесь в истине. Из того, что ложь и богохульство явно стали возвышать голос свой, не следует, что истина перестала быть истиною, и верность Богу потеряла свою цену. — Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения ва-
548
шего в истине. Стойте и вслед за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий и в себе, и в других. Не смущайтесь успехом зла, тем, что растет богоборство и расширяет свою область. Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих — миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, как богоборное — в пагубности. Мы и при этом так же верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморре. — Не говорите с огорчением: зачем так, зачем истина покрывается бесславием и подвергается нападению гласному? Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, — и, однако ж, молчит. Покоримся Его изволению. А другое дело одно мановение Его — и все тучи рассеиваются, и воссияет во всем величии свет Солнца Правды. Будет ли так? — Единому Богу ведомо!.. Не наше дело указывать лучшее всеведущему Промыслителю. Что могло бы быть — мы еще может гадать; но что лучше из могущего быть, куда нам то уразуметь?! Воинства небесные все наготове стать за Бога и Его порядки. Но если Бог не повелит им действовать, пред их глазами свяжут самую истину, предадут суду и осудят, когда так нужно. Не
549
скорбеть, конечно, нельзя, но омрачаться скорбью до колебания в истине — преступно. Помните мучеников. Их не одним голым словом хотели поколебать — и, однако ж, не успели. Мужайтесь же и запасайтесь мужеством на будущее, испрашивая у Архистратига небесных воинств и сил, и умения стоять вседушно за Богоучрежденный порядок нашего спасения, хотя бы ради того надлежало потерять нам все. Аминь.
8 ноября 1860 г.
550
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.