Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово на Пятидесятницу

НА ПЯТИДЕСЯТНИЦУ.

Что значит празднуем Духа пришествие? Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству. Начало всему — покаяние, средина — труды и подвиги в очищении сердца от страстей, конец — священнотайное Богообщение.

Святым Духом всяка душа

живится, и чистотою

возвышается, светлеется

Тройческим единством священно-

тайте.

Степенна 4-го гласа

Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие, и таинство елико, яко велико же и честно 1). Празднуем Духа пришествие. Неужели же прежде не было в нас Духа?

Да! Не у бе Дух Святый, говорит Евангелие 2), и люди жили, Духа не имуще, учит Апостол 3). Пророк же Иезекииль видел состояние рода человеческого по духу под образом поля, полного костей, сухих зело, из коих, по первом проречении

1). Стихира на Господи воззвах.

2). Ин. 7, 39,

3). Еф. 2,12.

273

 

 

(Ветхий Завет), иные совокуплялись только каяждо ко составу своему, иным быта уже жилы и плоть растяше, и восхождаше им кожа верху, духа же не бяше в них 1). И вот причина. Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен 2). Дух Божий отступил от человека за преступление заповеди и дыхание жизни Божественной замерло в нем по принятии тлетворного дыхания духа искусителя. Когда же Господь примирил нас Богу смертью Своею и прославился в Воскресении, Вознесении и седении одесную Бога Отца, тогда отверзся снова вход духу Божию к людям. Возшед на высоту, Он пленил есть плен и даде даяние человеком 3). Бог вдохнул в первозданного человека дыхание жизни Божественной; грех умертвил его. Ныне Бог дает человеку новый Дух 4), вдыхает в него новое дыхание жизни, чтобы оживотворить умерщвленную грехом душу. И исполнилось вторичное проречение Иезекииля: прорцы о дусе, прорцы сыне человечь... И прорекох, и вниде в ня дух жизни, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело 5). Апостолы были первыми живоприемными Его сосудами; от Апостольских же начетиий ликов, Он излился потом на всяку тварь 6), и оживотворяя

1). Иез. 37, 7, 2.

2). Ин. 7, 39,

3). Еф. 4, 8.

4). Иез. 36, 26.  

5). Иез. 37, 9— 10.  

6). См. Стихиру на стиховне: Ныне утешительный Дух на всякую плоть излияся, от апостольских бо ликов наченший.

274

 

 

всех приемлющих, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, составил и счинил великое тело Церкви, возращающее всяческая в Господа, и еще растущее возращением Божиим 1).

Так, благочестивые слушатели, Дух Святой для всех есть живот и животворящий 2): чрез Него подобает родитися свыше всякому, приходящему в мир; тем созидаемся в новаго человека чрез обрезание обрезанием нерукотворенным 3). Его же таинственное в нас действие соделывает живот наш сокровенным со Христом в Боге 4). Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне 5).

Святым Духом всяка душа живится. Оживление души есть первое в нас действие благодати Всесвятого Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по Богу. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям: не видит очами ума, не слышит ухом доброго произволения и не разумеет сердцем ни Бога, ни Божественного порядка вещей и своей в нем участи. Слеп есть и мжай 6). и ходит в суете ума, в нерадивое

1). См. Еф.4, 15-16; Кол. 2,19,

2). Кор. 15,45,

3). Кол. 2, 11.

4). Кол. 3,3,

5). Степенна 4-го гласа.  

6). 2 Пет. 1, 9.

275

 

 

о спасении нечаяние вложшеся, с окаменелым и бесчувственным ко всему духовному сердцем 1). Оживут ли такие кости? — Не оживут, если не проречено будет о Духе, если Дух Божий, проходящий сквозь все различные духи 2), и дышащий, идеже хощет 3), не проникнет путями, для нас недоведомыми, к омертвелому духу человека и не оживотворит его. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли 4). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотой Своею и не разрешит облежащих его угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей. Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежней спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость

1). Еф. 4, 17-19.

2). Прем. 7, 23.

3). Ин. 3, 8.

4). Пс. 103, 30.

276

 

 

работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни. С сей только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но сим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: покайтеся 1). Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, — и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.

Святым Духом всяка душа, оживленная в покаянии, и чистотою возвышается. Оживление души, свидетельствуемое ревностью о Богоугождении и спасении, с готовностью на всякие жертвы, есть только начало духовной жизни. Это зерно горушечно, коему предлежит еще возрасти

1). Деян. 2, 38.

277

 

 

в древо, или квас, вложенный в сатех трех муки, коим надлежит еще вскиснуть во всей их массе и во всех частях. Бог сотворил человека правого, исполненного смирения, кротости, любви, страха, веры, благосердия, воздержания и всех добрых чувств и расположений. Когда же пришел грех и овладел сердцем, то поселил в нем вместо смирения гордость, вместо кротости гнев, вместо любви злобу, вместо бескорыстия любостяжание, вместо страха бесстрастие, вместо веры богозабвение, вместо всякой другой добродетели противную ей страсть, так что сей страстный, плотский и греховный человек подавил и заморил собою того внутреннего, духовного, правого человека и, содержа его в нечистых оковах рабства греху на вечную пагубу, не давал ему свободы действовать и обнаруживаться. Благодать Всесвятого Духа в покаянии и обращении разрешает сии оковы, собирает раздробленные части добра, оживляет внутреннего духовного человека и поставляет его на ногах своих. Дух ожил, но и грех со страстьми и похотьми еще не умер, еще остается действующим во удах наших и противувоюет закону ума. Начинается брань. Плоть похотствует на духа, дух же на плоть 1). Прежде страсти действовали во всех членах души и тела, во еже плод приносити смерти;

1). Гал. 5, 17.

278

 

 

теперь предлежит отнять их у страстей и соделать благопотребными орудиями всякой Правды Божией к обновлению жизни 1); предлежит исторгнуть страсти и насадить в сердце противные им благорасположения, исторгнуть гордость и насадить смирение, исторгнуть скупость и насадить милосердие, исторгнуть плотоугодие и насадить воздержание, и прочее, и таким образом очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Но к сим кто доволен? При мысли об ином законе во удах наших, противувоюющем закону ума и пленяющем законом греховным, апостол Павел взывал: окаянен аз... кто мя избавит от тела смерти сея? Но потом, указывая на помощь Божию, всякий раз подаваемую к победе, присовокупил: благодарю Бога моего Иисус. Христом, Господем нашим 2). Только Духом умерщвляются в нас деяния плотския и возращаются плоды духовные 3).

Он научает руне на брань и персты на ополчение против греха и страстей, и Его же плод — любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 4).

Все, что мы можем и должны, это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвою о помощи бессильным

1). См.: Рим. 7, 5 — 6.

2). Рим. 7, 24-25.

3). Рим. 8, 13.

4). Гал. 5, 22-23.

279

 

 

силам нашим: Прииди и вселися в ны и очисти ны от веяния скверны, сердце чисто созижди и дух прав обнови. И это при всяком приражении страсти, при всяком добром преднамерении. Мы не свободны от труда и подвигов над очищением сердца от худых помыслов и движений, не свободны от попечения об украшении его всякою добротой, но своими силами ни в чем не успеем, если не приспеет благовременно помощь свыше. Боремся; но страсть отходит и заменяется добрым чувством только тогда, как приосенит благодать Духа. Мы в плену: надлежит прийти сильнейшему Освободителю и связать пленившего нас, чтобы мы получили свободу. И Он близ есть всем призывающим Его: воззовет ко мне и услышу его изму его и прославлю его 1). Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит. Как попечительный садовник охраняет, напояет и очищает благонадежное дерево, так Дух Божий питает и очищает душу трудящуюся и в трудах своих предающую себя Его водительству. Мало-помалу, действием Его, слабеют и исчезают страсти, и на место их внедряются и крепнут добрые расположения, ветхий человек тлеет, и созидается новый, и черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, душа явится чистою и

1). Пс. 90, 15.

280

 

 

неповинною, как чадо Божие непорочно, посреде рода строптива и развращенна, и возсияет яко светило в мире, разливая повсюду свет к прославлению Отца своего Небесного 1).

И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светлеется Тройческим единством священнотайне. Светлеется не только так, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, то есть не явлением только Богоподобных свойств, но живым и приискренним соединением Бога с духом человека и таинственным в него вселением, по неложному обетованию: вселюся в них и похожду 2), и по силе искупительной молитвы Господа: якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут 3). Мы не можем постигнуть, как совершается сие дивное дело Божия к нам благоволения, но слово Божие верно. Честная и великая нам обетования дароваша ся быть причастниками Божественного естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли 4). И сие не от нас, дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа созидается вжилище Божие 5). в церковь Бога жива 6), в храм духовен 7), который

1). Флп. 2, 15,

2). 2 Кор. 6, 16.  

3). Ин. 17,21.

4). 2 Пет. 1, 4.

5). Еф. 2, 22.  

6)/ 2 Кор. 6, 16.  

7). 1 Кор. 6, 19.

281

 

 

не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: еще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим 1). Так, блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят 2). Бог упокоевается в них и упокоевает их от всех дел и трудов 3), водворяя мир, превосходящий всякий разум, в безмятежной тишине коего с алтаря сердца возносятся непрестанным жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом 4). Тогда прилепляяйся Господеви становится един дух с Господем 5), и живот его сокровенным со Христом в Боге 6), тогда откровенным лицем славу Божию взирающе, в тойже образ преобразуется он от славы в славу, якоже от Господня Духа 7) и тогда уже Бог есть действуяй в нем, и еже хотети и еже деяти о благоволении 8), открывающемся, кроме внутренних духовных озарений и утешений, и разными явлениями Духа на пользу или словом премудрости и разума, или дарованиями исцелений, или действиями сил, или пророчеством, или рассуждениями духовом 9). Высоко и непостижимо сие предназначение явшихся за предлежащее упование! Велик и неизглаголан сей дар достигшим в меру возраста исполнения Христова 10). Но да не отметает благодати

1). Ин. 14, 23.

2). Мф. 5, 8,

3). Евр. 4, 10,

4). 1 Пет. 2, 5,

5). 1 Кор. 6, 17,

6). Кол. 3,3.

7). 2 Кор. 3, 18.

8). Флп. 2, 13.

9). См.: 1 Кор. 12, 7-11.

10). Еф. 4, 13

282

 

 

Божией, исповедуя, что яже уготова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша 1). Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков 2).

Вот путь, коим Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству, и вместе очертание лиц не по плоти ходящих, но по Духу 3). Начало всему — покаяние, в коем дух наш обращается к Богу и воспламеняется ревностью о Богоугождении и спасении, средина — труды и подвиги в очищении сердца от страстей насаждением в нем добродетелей, конец священнотайное Богообщение. Положившие доброе начало текут, да постигнут 4). и, не почитая себя достигшими чего, задняя забывая, в предняя же простираяся, со усердием текут к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе 5). Не текущие, не гонящие со усердием, еще не начинали, еще не вступали на поприще. Достигшие входят в покой и почивают от дел своих, якоже от своих Бог 6). И сии имеют свидетельство в себе 7); для всех же других верным свидетельством того, что прияли обетование Духа верою и водятся

1). Кор. 2, 9.

2). Еф. 3, 20 —21.

3). Рим. 8, 4.

4). 1 Кор. 9, 24.

5). Флп. 3, 13 — 14.

6). Евр. 4, 10.

7). 1 Ин. 5, 10.

283

 

 

им, служит заботливое тщание, теплое усердие и ревность о Богоугождении и спасении. Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа. Спящему надлежит пробудиться, чтобы начать действовать. Дух Божий, хотя идеже хощет, дышит, но дышит всюду и всем дает слышать глас свой в совестях: востани, сияй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос 1). Если есть не пробужденные, то не от недостатка пробуждающих призываний, но от своего ожесточения. Днесь убо, аще глас Его услышим, да не ожесточим сердец наших! Еще оставлено есть субботство людем. Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто он нас лишився 2), помня, что еже аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет нетление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный 3). Аминь.

1). Еф. 5, 14.

2). Еф. 4, 1,7, 9.

3). Гал. 6, 7, 8.

284


Страница сгенерирована за 0.56 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.