Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово на Воздвижение,—на Тамбовском кладбище

47

IX.

НА ВОЗДВИЖЕНИЕ, НА ТАМБОВСКОМ КЛАДБИЩЕ.

Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. (1 Кор. 1, 25.)

Какую благую мысль вложил Господь в сердце здателей храма сего—посвятить его славе креста Своего? — Как это утешительно для живых, и спасительно для отходящих? Как много пищи вере доставляет это сочетание славы Крестовоздвижения с временным покоищем прахов наших по отходе из сего жития? Припоминаю при сем нашу многознаменательную икону Воскресения!.. Там изображается крест, который нижним концом низпущен во ад и своею поперечиною опирается о землю... По продольной части, низпущенной во ад,—восходят праотцы наши—Адам и Ева... а за ними и другие праведники, влекомые десницею Господа, стоящего на другом конце. — Думаю, для вас понятен смысл сего изображения! Оно означает, что Господь крестом Своим разрушил ад и высвободил оттуда всех, до пришествия Его содержавшихся там.

Стало быть крест Христов был лествицею восхождения из ада в рай для тех, кои жили до Господа Иисуса Христа... Что же он для нас? Для нас он есть лествица восхождения на небо, тотчас но разрешении души от тела. Ибо ныне верующие во Христа Иисуса уже не низходят во ад.—

Как же должно быть для нас утешительно, что близкие

 

 

48 —

к нам, оставляя мир сей, не бывают поражаемы безвестностью пути в новом своем состоянии, а сретают его готовым тотчас,—и как сладка уверенность, что того же утешения можем быть не лишены и мы.

Таким образом, благодарение Господу, все сие для нас устроившему. Для всех отходящих из сей жизни уготована лествица восхождения на небо—именно—крест... но самым делом восходят по ней только те, кои обыкли ходить под крестом в настоящей жизни... Те же, которые в настоящей жизни не успели или не захотели ходить под крестом, как следует, никакой пользы не получат от того, что есть для отходящих отсюда лествица на небо. Ибо они или не найдут ее, или и нашедши не возмогут воспользоваться ею.

После сего сами можете вывести урок, который внушает нам Крестовоздвиженский храм—на кладбище! Утешайтесь, как бы так говорится сим, что по отшествии из тела готов вам будет восход на небо—в кресте; но вместе позаботьтесь и о том, чтоб подготовиться навыком восходить по нем, и подготовиться благоразумным хождением под крестом в продолжении настоящей жизни.

При этом не воздохнул бы кто в горести,—как быть? где взять крестов и как ходить под тяжестью их? — Не беспокойтесь!—Господь знал, что без крестов нам нет спасения,—потому так устроил нашу жизнь, что мы бываем поминутно и со всех сторон обложены крестами. Остается только одно с нашей стороны... воспринимать на себя и нести сии кресты, как следует... Я вам укажу, какие это кресты и как воспринять их и нести.

Первый крест есть — горестное наше на земле сей пребывание, исполненное скорбей, лишений, неудовольствий, болезней и всякого рода бед.—Ведь мы созданы для блаженства, но преступив заповедь, изгнаны из рая,—и вот несем епитимию временного пребывания в сей юдоли плача и сетований... Никто не свободен от сего креста; по всякой волен—и обратить его в целительное себе врачевство,—и

 

 

— 49 —

отравлять им свою жизнь.—Чтоб сего не случилось, вот что надобно... Надобно сие состояние считать заслуженным, и говорить Господу искренно: не стою лучшего; за тем окаявать себя, что сами виноваты во всем том, и наконец благодушно нести все скорбное. Только ходя так, под сим крестом, мы получим дерзновение и по отходе отсюда восходить по кресту на небо.

Второй крест есть вся совокупность наших слабостей и недостатков—душевных и телесных, а паче всего совокупность страстей и неправых чувств и расположений нашего сердца. Бог сотворил человека правым, но, вняв совету змия, он принял в себя семя зла, которое извратило его добрую природу... не истребило ее, но привившись к ней, стоит пред лицом ее, как соблазн и искушение. Никто не свободен и от сего креста, и кто не знает, как он беспокоен и скорбен? Тому, кто хочет обратить сей крест в свою пользу, вот что надобно делать!—Не поддаваться ни за что неправым влечениям сердца; поддавшись нечаянно,— каяться и снова установлять себя в бранное положение против страстей. Всякой отказ страстным требованиям, всякая победа над ними есть шаг — под крестом и приготовление к посмертному поступательному восхождению по кресту в рай.

Третий крест или образ креста есть неизбежный для нас труд и соединенные с ним тягота и терпение в исполнении лежащих на нас обязанностей. Нет ни одного человека, свободного от обязательств. Но исполнение их неизбежно требует напряжения сил и постоянства, или, что то же, труда и терпения... Таким обр., терпение в постоянном исполнении лежащих на нас обязанностей, с преодолением всех сопряженных с тем препятствий, —есть крест,—и вместе то, как можно надлежащим образом им воспользоваться. Ты отец или мать, — терпи, исполняя обязанности отца и матери... Ты судья... терпи, исполняя долг

 

 

— 50 —

добросовестного судьи (о недобросовестном нечего говорить... тот сам себя вешает на крест в пагубу). Ты учитель,— веди дела учительства с неутомимостью... Ты купец—веди дела купечества, как следует... Так всякий, исполняя обязанности своего места и звания,—встретится с терпением и трудом, или, что то же, со крестом, который, неся благодушно, будет приобретать силу и к загробному свободному восхождению по кресту на небо.

Есть и еще множество других крестов: есть крест умерщвления суемудрия, крест распятия своеволия, крест отвержения всяких утех, или, в совокупности все, крест строгого самоотверженного жития; и, еще, выше всего,— крест Богопреданности,—когда замирает у человека всякое помышление об устроении своей участи временной и вечной от предания себя в волю Божию.

Вот сколько крестов!... И это еще не все да и зачем их исчислять все подробно— Все дело относительно их кратко—вот в чем состоит:

Неси благодушно доставшуюся тебе долю, —и борясь мужественно со страстьми и похотьми, иди с терпением путем обязательных для тебя дел, силясь достигнуть в безмятежную область решительного предания себя в волю Божию.

Сим образом жительствуя, мы несомненно приобретем силу и дерзновение к беспрепятственному восхождению по кресту на небо, по исходе из сего жития!.. Господь да умудрит всех нас сотворить так.—Ропщущий на свою участь, работающий страстям, ленивый на обязательные дела, своенравный и суемудренный — тоже несут кресты, — но не во спасение себе... Да избавит нас Господь от сего неразумия, в котором, чая себя спасать, губим себя, не подозревая козней врага, сим образом опутывающего нас, и заранее подготовляющего нас в жертву себе — в другой жизни. Аминь.

1859 г.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.