Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово по освящении храма Воскресения Христова, в селе Ольшанке, Борисоглебского уезда

256

LI.

ПО ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, В СЕЛ ОЛЬШАНКЕ,

БОРИСОГЛЕБСКОГО УЕЗДА.

Если бы собрать во едино души всех, здесь находящихся и всех обвести одним взором, то, при всем разнообразии лиц и состояний, при всем различии помышлений и расположений, нельзя бы не увидеть одного общего всем и во всем отпечатлевающегося чувства радости и духовного веселия о сооружении храма и такого храма (1). В этом с нашей стороны должная дань благочестивому усердию и терпеливому труду храмоздательницы, — дань свободного духа, невольно, однако ж, исторгаемая.  И действительно, зная, что значат храмы Божии в Христианском житии, нельзя не исполняться особенным удовольствием, когда видишь их воздвигаемыми попечительною о своем спасении и о спасении других любовью; нельзя не изъявить благодарения Господу, вложившему мысль и помогшему; нельзя остаться непризнательными и к тем, кои

(1) Храм создан Ея Прев. Верою Николаевною Воейковой, — прочный и красивый во всех частях и принадлежностях. Он будет в числе первых по Тамбовской епархии. Есть храмы огромнее и богаче, но нет совершеннее по искусству и характеру.

 

 

— 257 —

вняли внушению, и не щадили труда и достояния в исполнении. Такими чувствами да венчается нынешнее наше торжество и наше в нем участие!

Но, братия, этим одним ограничиваться нам не должно. Покой утешения собственно приличен только жертве любви. Чтоб и нам, не приносившим здесь такой жертвы, достойно внити в тот же покой, приложим и с своей стороны иного рода жертву— жертву готовой покорности воле Божией, какая открывается в сооружении храмов среди Христиан— и для Христиан; потому что с сим сопряжены известные, налагаемые на нас обязательства, которые возобновлять в совести должны мы всякой раз, как участвуем в подобном нынешнему торжестве, или совершаем воспоминательное о нем празднество.

Хочу напомнить вам о сих обязательствах. Не думаю, чтоб для вас нужно было пространное о том слово, когда вы и сами являете себя столь усердными к храму. Потому ограничусь кратким указанием значения для нас храмов и того, к чему сие значение обязывает нас.

Что значит для нас храм?—Храм для нас есть то же, что сердце для тела. Это прообразовала еще древняя скиния, которая всегда находилась внутри народа,—в пути ли были Израильтяне, или стояли станом. Там и здесь колена Израильтян всегда располагались вокруг скинии так, что она точно составляла средоточие или сердце народа. Зачем такова скиния—сень грядущих благ? Затем, чтоб научить нас таковыми иметь храмы, в коих истиною действуется то, на что скиния только указывала. Утвердим же внимание свое на сей мысли, и пойдем в след ее.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела. Бодренность и дремота, крепость сил и слабость, здоровье и болезнь, льгота и тягота и проч.,— все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия. Не то же ли самое есть между нами и храм? Всякая наша нужда духовная не отзы-

 

 

— 258

вается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий? — Смотрите: печален кто, — идет в храм петь параклисис Богородице; радость получил,—идет туда же воспеть благодарное молебствие;—дом надо строить,— из храма берется благословение; колодезь вырыть — то же; дождя нужно, — храм ходит по нолям, чтоб привлечь дождь с Неба; болезнь постигла,—церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя,—оно возрождается к новой жизни в храме; согрешил кто, — очищается от скверн в храме; новая семья зачинается,—она сочетавается в храме; в путь собирается кто, —напутствуется молитвами в храме; умер кто,—тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме, — и проч., и проч. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось как следует, по Христиански, помимо храма, или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякой раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так, осязательно верно, что храм есть истинное средоточие или сердце нашей Христианской жизни.

Так это есть таковыми и должно нам всегда в сердце своем признавать свои храмы, и соответственно тому держать себя или действовать в отношении к ним. Нечего бы и говорить об этом, когда все—прямые Христиане и сами собою всегда так действуют; но не все Христиане суть прямые Христиане. У кого есть в сем отношении какие уклонения, тому нынешнее наше церковное торжество напоминает, что как без сердца нельзя жить телу, так нельзя Христианину жить по-Христиански без храма и всего, что совершается в нем.

Целость сердца в теле есть условие жизни. Поразите сердце, и—тотчас смерть. Не должно ли то же сказать и о храме? Да! Не поражайте храма суемудрием и своеволием, иначе умрете духом. Здесь разумеется не вещество храма. Вещественный состав его нередко стареет, сгорает, раз-

 

 

— 259 —

рушается, а принадлежащие храму, не смотря на то, все еще остаются живыми духом. Но вознеситесь немного повыше сих вещественных сводов, или проникните немного глубже сего вещественного состава храма,—и увидите, что оно так есть. Хотя того, что в храме,—не стареющегося и не умирающего,—поразить на смерть никак нельзя: но кто касается того острием суемудрия или своевольного уклонения инуды, тот сам себя поражает и сам себе самочинием причиняет смерть. Посмотрите на тех, кои чуждаются храмов, и разоблачите их внутреннее настроение! Отчего это холодом веет от них, как от могилы?—Оттого, что жизнь их духовная или сокращена, или совсем погашена отсечением себя от храмов и всего чина их. Тут разумеются не одни молокане и раскольники; но и — еще паче—люди суемудренники, которые, под предлогом какой-то очищенности понятий, высятся над сими, непростыми впрочем зданиями, и всем, что в них. Да не будет таковых между нами!—Правда, утешительно быть уверенным, что не в частных случаях сила, но в духе и настроении; но ко всем ли идет такая оговорка?—Утешительно и то, что пока стоят храмы, есть надежда уразумения смысла их и обращения к ним не разумеющих и не хотящих разуметь; но все-же пока сие сбудется, последние стоят на стороне гибнущих. А об этом как не жалеть?—Скажет кто: разве они не живут?—Живут, но как живут?—Что за жизнь у того, кто не принимает живительных стихий оттуда, где исходища жизни?

Из сердца исходят и действием его расходятся по телу живительные стихии в крови. К сердцу приходит кровь, неспособная поддерживать жизнь, отжившая; а из сердца исходит уже живая кровь и разносит оживление по всему телу. Тоже делает с нами и храм. В житейском быту, в продолжении дней рабочих, собираем мы, по невниманию к себе, недобрые мысли, чувства и расположения, кои, подобно крови отжившей, тяготят и мертвят душу. Побывавши же в храме, в воскресенье или в праздник,—добывавши

 

 

260 —

как следует, — выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце. Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме. Для внимательного здесь какое богатство святых помышлений в слове? Сколько примеров святости в изображениях? Сколько разительных напоминаний в действиях? Принимая все сие все душно, он освежает тем свое внутреннее, как освежается вышедший на свежий воздух после цело-нощной духоты,—и облегчается там, как облегчается восходящий все выше и выше от земли. Вот от чего св. пророк Давид ублажал живущих в доме Божием, и сам особенную чувствовал радость и веселье, когда говорили ему: в дом Господень пойдем! — Надобно однако ж знать, что сие оживление и обновление в храме не достаются даром. Надо быть особенно настроенным к тому: надо расположить себя к пребыванию в храме со страхом, ко вниманию и собранности, к принятию отверстым верою сердцем всех готовых здесь небесных влияний. У кого нет таких расположений, тот и в храме—как не в храме; потому ничего не получит там,—что мог бы получить, если б пребывал в нем как следует.

Довольно думаю и этих черт сходства храма и сердца! Так ли расположены к храму все мы, присущие здесь,— об этом пусть каждому скажет собственная его совесть. С своей стороны напомню только, что нынешний день освящения храма обязывает нас вникнуть в свои отношения ко храму, поверить их и поправить, если что вкралось неисправное. Не пренебрегайте сими обязанностями и не считайте их малозначительными. Храм—символ Христианства и место благодатных средств Божиих. Кто отчуждается от храма, тот стал вне притоков благодати и состоит в опасности засохнуть. Блаженны, напротив, преданные храму и всему, что в храме! Они скоро уподобляются древу, насажденному при исходищах вод, всегда обильные приносящему плоды.

 

 

— 261 —

Вот что судил я сказать вам ныне,—кому в урок, кому в напоминание, кому в утверждение в правилах, в которых и сами они пребывают уже неуклонно по доброму расположению сердца и свободному избранию духа, ограждаясь от колебаний и возникающих недоумений своими опытами благих от того последствий.

В заключение же снова приглашаю всех вас воздать благодарение Господу о совершении сего храма!—Да благословит Его всещедрая благостыня и потрудившихся в созидании его, и благословение сие да пребудет в роде их из поколения в поколение! Аминь.

7 Сентября, 1860.

 


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.