Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт По случаю пожаров Слово пятое

— 235 —

XLVI.

ПО СЛУЧАЮ ПОЖАРОВ.

Слово пятое (1).

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!—Вот мы уже и совсем почти успокоены, братия!—Ожидание бед от длительности ли, или от неудачности действия огня, уже не мучит нас и не поражает сокрушительным страхом, — и все у нас приняло свое обычное течение. Прежде,—то скорбь о потерях, то страх новых потерь возмущали око ума нашего и мы не могли спокойно обратиться на себя, или обсудить происходящее вокруг. Теперь мы уже можем, кажется, спокойно рассуждать о всем, что случилось с нами.

Что ж это было с нами, и что вышло из того, что было?—Испытание ли то, или наказание?—Мера исправления, или знак отвержения Божия?

Нет,—не отвергает нас Господь: иначе Он не вразумил бы бдящих о нашей безопасности так скоро и. деятельно преградить все проходы зле-направляемому огню, и не давал бы им возможности так быстро пресекать его действия. Нет,—не отвергает: иначе Он не сохранил бы храмов наших (2), которые сохранив, Он дает нам уверение, что объятия Его-отверсты для принятия нас, и внятно говорит нам: приидите ко Мне труждающиеся и обремененнии и Я упокою вас. Нет,—не отвергает. Если б это был гнев отвержения, кто бы мог устоять и какая сила могла остановить действие его?—Но вот мы видим, что Господь не до конца гневается на нас, и не в век враждует.

Что же это Он сотворил с нами?—Он выводил нас на войну, чтоб показать и нам самим и другим, как мы

(1) 28 августа. Неделя 14. Жители все уже убрались в дома.—Были вспышки незначительные; но их тотчас подавляли.

(2) Стефановская церковь, где чудотворная икона Божией Матери, была в опасности. Когда отпет был молебен с водосвятием и обойдена церковь, ветер, дувший на храм, поворотил опять на погоревшие места. Этим положен конец и распространению пожара.

 

 

— 236 —

мужественны, и как искусны в ведении брани за спасение души и славу Подвигоположника нашего и Бога.

На Иова клеветал Богу диавол: неискренно чтит он Тебя; он только вид показывает, будто чтит Тебя, ради того, что Ты всем наделяешь его; но повели взять у него богатство, славу, власть, здоровье, — и увидишь, что он отпадет от Тебя, как осенний лист с дерева. И вот в оправдание Иова и Своего к нему благоволения, Господь выводит его на брань, не говоря ему наперед: стой, будет брань,—будучи уверен, что он и так устоит. Начинается брань. Поражают Иова со всех сторон. Падают у него стада, дома, дети, а он стоит, как столп, непоколебим: во всех сих приключшихся ему, ничтоже согреши Иов пред Господом (Иов. 1, 22.). Враг делает новое нападение, более чувствительное,-поражает плоть его. Но Иов и здесь не грешит ниже устами своими. Подходит жена — советница—с льстивою речью: рцы глагол некий u умри. И это не колеблет твердости его: аще благая, говорит, от руки Господни прияхом, злых ли не претерпим. Так брань кончилась. Кто же победитель?! Иову честь победы, а враг отходит посрамлен. Не смотрите, что он стал нищ, лежал на гноищи и в ранах. Не это нужно было врагу. Не домов и стад, не детей и рабов, не внешней пышности и цвета тела домогался он. Ему хотелось поколебать дух благочестия Иова, и исторгнуть слово ропота из уст его, или чувство отчаяния поселить в сердце его. Как это ему не удалось, значит он проиграл победу. Иов оправдал благоволение к нему Бога, и Бог вдвойне ущедрил его против всего, им потерянного.

Подобное сему совершилось и с нами. Клеветал ли на нас Господу враг, кто нам о том скажет?—Но всячески несомненно, что Господь устроил ныне испытание нашему благочестью. Он хотел показать, что не внешняя только благоприятная обстановка держит нас в вере в Него, и не отсутствие только потерь являет сильною нашу преданность Ему. Потому и вывел нас на брань, и попустил бросать в

 

 

— 237 —

нас разженные стрелы. Вы знаете, как стремительны были нападения на нас, как сильны удары, и как болезненны раны!—Но не это—признак победы. Как Иов на гноищи торжествовал победу; так и мы с потерею домов и со всеми смущавшими нас тревогами могли не быть побежденными. Ибо не во внешнем положении сила, а во внутреннем настроении ума и сердца. Поколебались мы,—победа проиграна. Устояли,—победа за нами.

Что же именно?!—Сами войдите внутрь себя, и с своею совестью, пред лицом Господа, или разделяйте корысти, или считайте потери и лишения. Станьте же пред Господом и понудьте совесть свою дать искренние ответы на такие вопросы:—благодушно ли перенесено несчастие,—постигшее уже, или еще только ожидаемое?—Видели ль вы во всем сем руку Божию, а не случай?—Не было ли в сердце вашем движений ропота и сомнений в попечительном промышлении Божием о вас—в сих именно обстоятельствах? При слезах скорби, благодарно ли возносилось сердце ваше к Богу?»—Душа ваша приняла ли урок о беспристрастии к земному до чувства странничества на земле?—Потерпевшие не омрачили ль сердца своего завистью к непотерпевшим? Непотерпевшие не возносились ли над потерпевшими, и еще хуже,—не увлекались ли злорадостною надеждою каким-либо образом обогатиться на счет их?—Пришло ли на мысль, что верно такие и такие грехи наши были причиною общей беды, и положено ли намерение непременно отстать от них и не повторять уже их более?—Исповедано ли во глубине сердца, что так поступить с нами следовало,—и что мы не это только, но и все готовы потерпеть с благодушием и теплою любовью, всецело повергая себя в руки Богу, как дети чадолюбивому Отцу, Который лучше нас знает, что хорошо для нас и что худо,— ведро или ненастье?!

Если на все сие мы искренно можем дать успокоительные ответы, то победа на нашей стороне. Не смотрите при сем на потери и тревоги,—а на дух благочестия, живущий в

 

 

— 238 —

сердце. Если он цел; ничто все потери. Ибо лишение и всех благ мира не губит души,—тогда как одно движение ропота губит душу, если не будет очищено покаянием. Если так, то благодарение Господу! А если нет, то горе нам!— Горе нам, что столько потерпели мы даром, и не только даром, но и со вредом для спасения,—что при таких больших потерях внешних терпим еще и внутреннюю пагубу. Но, братия, да не отягчится скорбь наша; дадим друг другу уверение, что и мы все, подобно Иову, во всех сих приключшихся не согрешили пред Богом, ниже устами, и не дали безумия Богу,—что, не смотря на всю тяготу и чувствительность беды, исповедали только: Господь даде, Господь отъят... аще благая от руки Господни прияхом, злых ли не претерпим... Яко же Господеви изволися, тако и бысть! Буди имя Господне благословенно во веки!—Если было что не так, поскорбим о том и исправимся. Если что слабо и безжизненно,—воскресим то и возведем до воодушевления. Позаботимся о сем; ибо какие только чувства суть верное ручательство, что Господь скоро вознаградит потери наши и возвратит нам прежнее благоденствие!—Это и да дарует всем нам всемилостивый Господь! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.