Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в Козлове,—в соборе

208

XL.

В КОЗЛОВЕ, — В СОБОРЕ.

Обходя град ваш и осматривая храмы ваши, я не мог не видеть так ясно на всем отпечатлеваемую вашу любовь к святой вере и Церкви, не мог не приметить и духа искреннего благочестия, одушевляющего вас. Радуюсь сему, как обретший корысть многую и благодарю всемилостивейшего Господа, так вас настраивающего, моля Его благость—сохранить в вас тот же дух до времени последнего Своего пришествия, чтоб неукоризненными вам явиться и в последний день пред линем всего мира.—Но изъявляя такую радость о вас пред вами же, не Могу скрывать и опасений моих за вас, да не како истлеют разумы ваши от простоты,— не уклониться бы вам на распутия — к понятиям и делам неплодным. Потому обязанным себя считаю сказать несколько в отношении к сему слов в предостережение вам...

Блюдитесь, бр. паче всего от того, чтоб не погас в вас дух ревности по св. вере и жизни Богоугодной. В вас он есть, и есть преимущественный. Но как много духов вошло в мир, — и всякой дух ищет преобладания; то и смотрите,—не увлечься бы каким не к славе Божией и не

 

 

— 209

в похвалу себе.—Нельзя жить без духа жизни; всякой живущий чем-нибудь да воодушевляется. Свойственный нам дух есть дух Христов, который один и должен одушевлять нас, подчиняя своей власти все другие и делая их служебными себе орудиями. Дух Христов вам ведом как Христианам.—Это—все творить во славу Божию и спасение свое. Противоположный ему есть дух мира, по которому, в богозабвении, неутомимо действуют, гоняясь за пустыми мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем сего достижения. Иначе именуется он духом лестчим, который под разными благовидностями увлекает многих, преобразуясь в ангела светла.—Напр., нельзя не иметь. Но кто с забвением Бога и Его св. закона, предается любоиманию, тот воодушевлен недобрым духом. — Стяжевай; но по Богу и для Бога. Нельзя не иметь приятностей в жизни: иначе жизнь не жизнь. Но кто поставляет целью одни утехи и удовольствия, тот не на добрый уклонился путь. Надо иметь доброе имя. Но кто о том только и хлопочет, чтоб слышать одни добрые отзывы или шум льстящей молвы, тот преследует мечтательную цель. Все это неправые духи, из которых каждый разрождается во многих отраслях и видах, которых и исчислить нет возможности. Одно обще всем им — отклонять от Бога и, погружая в Богозабвение, погашать ревность о спасении. — Всего такого блюдитеся, храня живый еще в вас истинный дух Христианства.

Храня же дух ревности по вере,—блюдитеся далее, чтоб не истощать сил сего духа понапрасну, не тратить их на то, что ни славы Богу, ни спасения душе не приносит Много есть вещей и дел, кои кажутся хорошими, не будучи таковыми на деле. Вы знаете, как это возможно и в каком отношении возможно. В избежание ошибок вот как поступайте: все с советом творите. В делах торговли, напр. вы советуетесь с искусными торговцами, в делах мастерства—с искусными мастерами. А в делах веры и благо-

 

 

210

честия советуйтесь с теми, кому поручено блюдение их в мире Христианском и созидание их в душах ваших. Конечно лучший советник вам самый дух благочестия. Но с одной стороны не у всякого может быть он в силе, с другой, — есть много уже примеров уклонения к неправым направлениям, которые судя по лицам и местам, где встречаются, кажутся правыми.—Долго ли потому попасть в ошибку? Ныне многие увлекаются новизной... но не все новое хорошо, как и многое из старого отжило свой век. Надо разбирать. Старое, однако ж, как испытанное, всегда лучше нового, еще неиспытанного.—В делах же веры и благочестия, чем что старее, тем лучше, или даже—старое-то и есть самое верное. Конечно неизменным должен оставаться только дух, но и во внешнем выражении сего духа очень многое так существенно и близко к духу, что коснуться его нельзя иначе, как с ущербом для самого духа.—Дыхание напр. есть внешнее выражение жизни. Но дышит человек с самого сотворения все одинаково, и все одним и тем же воздухом.—Такого же рода все почти и во внешнем облачении нашей веры и Церкви. Здесь очень мало такого, что можно сравнить с покроем платья или образом шитья его. Да и какая нужда изменять напр. рисунок иконы, или ноты в напевах?—особенно когда старое созидает, а новое разоряет.—Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась.—Не лучше ли оставить ее себе самой. Истинный свет пришел к нам из Византии. И мы не маленькие,—не вчера вышли на свет. Скоро уже тысяча лет, как веруем в Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо истина у нас.

Я коснулся сего не за тем, чтоб заставить вас и внешнее ставить наравне с внутренним. Нет. Всякому свое, и внутреннее всегда выше. Но тут новое предостережение: блюдитеся, чтобы предаваясь заботам о внешних делах благочестия, не забыть внутреннего духа его; но блюдитесь и того,

 

 

— 211 —

чтоб под предлогом предпочтения внутреннего внешнему не оставить совсем внешнего. — Внешнее без внутреннего еще бывает, а внутреннее без внешнего никогда. Видали ль вы когда силу растительную без видимого тела растения?! А тел растений—дерев, сколько есть без внутренней жизни?! Внешнего не оставлять—это закон. Но да не будет нам— останавливаться и на нем одном. А под ним — под его влиянием, руководством и указанием зреть и внутренне. Внутреннее веры слагается из ведения св. веры и соответственных ему дел,—или из совокупности здравых понятий и св. чувств и расположений.—Обращаю особенно ваше внимание на собрание здравых о всем понятий, или на разъяснение для себя истин св. веры. Смотрите, как учения мирские распространяются! И сколько пишется и выпускается книг, духом мира пропитанных! Расширяется и уменье читать все более и более. Не будьте же слишком падки на мирскую письменность. Есть, конечно там и хорошее, но есть много и нехорошего. Предостеречь вас считаю своим долгом: не увлекайтесь тем чтением.—Без просвящения нельзя оставаться. Но надо различать свет от света. И курящаяся во тьме навозная куча издает какой-то свет. Но что это за свет?!—Светильник, сияющий в темном месте, по Апостолу, есть откровение Божие,—или совокупность учения содержимого и предлагаемого св. Церковью.—К нему стремитесь. Его усвоить поревнуйте,—и будете истинно просвещенными... Братие, поберегитесь! Много злых учений ныне распространяется. — Противопоставьте же им ведение истины. Слушайте беседы, которые будут говориться здесь—в сем храме каждое воскресенье,—позаботьтесь приобретать книги, по указанию ваших пастырей, как я внушу, или читайте, беседуйте, размышляйте. Слово Божие да вселяется в вас богатно. И будете ходить во свете, как сыны света и дня: тьма вас не имет и вы никогда не поткнетесь.

Если поревнуете о таком просвящении, то в нем найдете руководство и к тому, как вообще соразмерять вну-

 

 

212 —

треннее с внешним,—как избежать напрасной траты сил духа ревности по вере и как сохранить самый сей дух. Т. е. явитесь и будете являться всегда такими, какими подобает вам быть пред лицом Бога и мира Христианского. Господь да благословит вас тако тещи, да постигнете и, явльшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец, его же у готова Господь любящим Его,—и искренно ревнующим о славе Его и спасении душ своих. Аминь.

7 Июня, 1860.


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.