Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в среду страстной седмицы

— 154 —

XXX.

В СРЕДУ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.

В нынешний день оканчивается чтение Евангелий. И я точу обратить ваше внимание на то, что значит это чтение и к чему оно нас обязывает?—Что значит чтение всех Евангелии во дни сии? Оно есть повторение завещания, данного нам Господом Иисусом Христом.—Господь, умерши за нас, оставил завещание всем, имевшим уверовать в Него—завещание кровью Его написанное и подписанное. Всякой, приходящий к Господу, верою, вступает с Ним в завет и обязуется исполнять оставленное Им завещание,— изображенное в Евангелиях. Завтра будут совершаться страсти. Чрез день будет предложено чествованию нашему изображение на плащанице Господа, по снятии Его со креста, умученного и изъязвленного.—Первая мысль всякого приходящего к целованию плащаницы, будет мысль о завете смертью Господа утвержденном. Истощенным видом Своим и язвами Он будет напоминать каждому из нас: помните ли и исполняете ли завещание Мое, которое исполнять вы обязались, вступая в завет со Мною?—Чтоб всякой Христианин

 

 

— 155 —

пред плащаницею мог добросовестно ответить: да, Господи, помню завет Твой и знаю завещание,—св. Церковь постановила прочитывать пред страданиями Господа все Евангелия, чтоб обновить в памяти каждого всю картину обязательств, завещанных Господом.

Вот зачем читаются все Евангелия в дни сии! Что же— достигается ли цель?—Да,—в большей или меньшей мере, всякой знает, чего ожидает от него Господь, как от Христианина?—Но, может быть, не всякой ясно представляет себе все существо дела, завещанного нам,—не подводил может быть под один обзор всех обязательств, налагаемых Завещателем,—не изображал в одной общей картине всего сюда относящегося?—Берусь помочь вам,—и изобразить все содержание завещания Господня—в одном небольшом очерке.—Это поможет нам пред лицом Господа страждущего или более укрепиться в жизни, если она исправна, или побудит нас изменить ее и исправить, если она неисправна.

Известно вам, что существо Христианства состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с Богом, чтоб жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога,— потерял истинную жизнь,—и должен был страдать и временно и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертью удовлетворил правде Божией,—и возвратил человеку блаженство в Боге.—Для того, чтоб людям, можно было, усвоять сии блага во все времена, Он учредил на земли св. Церковь—дом спасения и двор спасаемых.—Всякой теперь желающий достигнуть своего назначения—вкусить блаженства от общения с Богом,—может сподобиться сего не иначе, как чрез общение с Господом Иисусом Христом во св. Церкви... Никтоже может приити ко Отцу, говорит Господь, токмо Мною... (Иоан. 14, 6.) В сем состоит существо завещания Его к нам. Отсюда само собою видно, что

 

 

— 156 —

более частные пункты сего завещания касаются: 1) пути восхождения ко общению с Иисусом Христом, 2) пребывания в Боге по общении с Господом и 3) пребывания в Церкви, где находятся все силы и способы к совершению того и другого.

1) Как восходят в общение с Господом, и что в следствие того лежит на нас?

Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем. Приходя в раскаяние в своих грехах, человек готов бы пасть в отчаяние, если б не предстоял ему Господь с заслугами... Усвояя же себе их верою в Господа Иисуса Христа, он возникает к надежде спасения и приемля Божественные силы, полагает намерение работать Господу вся дни живота своего... и за то чрез таинства соединяется с Господом. В следствие сего вот что от всякого Христианина требуется:

а) Знай и познавай свою бедность и окаянство,—что ты нищ и слеп и наг, и погибал бы временно и вечно, если б не Господь...

б) Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти.—Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и спосадил одесную Отца на небесных.

в) Веруй, полною верою, что Господь, спасший мир весь, и тебя спасает,—и взывай к Нему с Фомою: Господь мой и Бог мой.

г) В следствие сего уповай—спасенным быть. Содержи в сердце, что опасность уже миновалась; но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого тебя ввергало в беду столько раз.

д) Возгревай чувство мира с Богом.—Созерцай в духе светлое благоволительное к тебе лице Божие; но не послабляй не только страстям, но и помыслам страстным, и всякой раз, как они прорвутся против воли твоей, спеши

 

 

— 157 —

очищать себя слезами покаяния, или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту.

е) Носи в сердце убеждение, что ты сын Богу, коему дана власть -взывать к Нему: Авва Отче;—и помня сие, действуй как бы от лица Божия, в видах Божиих, для Бога,—всегда во славу всесвятого имени Его. Вот первый ряд чувств и расположений, завещанных Господом!

2) Вступив в общение с Иисусом Христом, а чрез Него воссоединившись с Богом,—человек становится пред лице Бога, от Коего отпал было,—и созерцает Его в бесконечных совершенствах Его,—и в Его делах творения, промышления и совершения всего... И вот какими чувствами и расположениями должен исполняться каждый при сем! Вот чего, в следствие того, от каждого из нас требует Господь:

а) Созерцая Бога сокровеннейшим-непостижимым,—изумляйся Ему. Да замолкнет в тебе всякое помышление, как молчит пред Ним всякая тварь небесная и земная.

б) Созерцая Его бесконечно-великим,—падай пред Ним в уничижении, проникаясь благоговейным страхом и трепетом.

в) Созерцая всесовершеиным,—хвали и славословь Его, вместе с хорами Ангелов взывая к Нему: свят, свят, свят Господь Саваоф,—исполнь вся земля славы Твоея!

г) Созерцая Его вездесущим, всевидящим и всеисполняющим, — ходи пред лицом Его, так, как ходил бы пред царем на тебя смотрящим.

д) Бог сотворил тебя и хранит,—ты весь Его... Покорствуй же Ему, как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него.

е) Бог сотворивший тебя и промышляет о тебе: стало се твое Его есть. Благодари же Его за все... Благодушествуй и терпи, если найдет на тебя что неприятное, — и никогда не попускай ослабевать в тебе чувству довольства распоряжениями Промысла о тебе самом.

 

 

— 158 —

ж) Бог всем управляющий ведет тебя к своему назначению. Следовательно все, что будет с тобою, будет от Бога.—И так предай себя в волю всеблагого Бога, Который лучше тебя знает, что тебе нужно,—успокойся в Нем, не позволяя себе терзаться пустыми недоумениями и крушениями духа; и питая полную надежду, что Он приведет тебя к своему концу, возносись к Нему умом и сердцем, в молитве.

з) Бог, все сотворивший и всем управляющий, положит конец настоящему порядку вещей, преобразит небо и землю, и водворит вечное царство блаженства для человека... И так ожидай сего второго пришествия Господня, и не только верь ему, по и желай и приготовляйся сретить Его на всякой час... Готовься к смерти;—помни суд, рай и ад, и будь как странник на земле.—Вот второй ряд чувств и расположений, завещанных Господом!

3) Вступающие в общение с Иисусом Христом, а чрез Него с Богом, не иначе достигают сего, как в св. Церкви, по ее указанию и руководству,—и не иначе утверждаются и пребывают в сем общении, как пребывая в общении с Церковью. В Церкви все необходимые для сего благодатные средства, и все, в ней пользующиеся сими средствами и к Богу обращающиеся, становятся единым телом, исполненным единым духом. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых.

А. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средств... И так к ней обращайся и в ней ищи удовлетворения твоим нуждам духовным. Все, что тебе нужно, найдешь в ней.

а) Тебе нужно просвещение ума.—Церковь есть просветительница. Верь и содержи в сердце, что она одна есть столп и утверждение истины,—и в ней ищи сей истины—в слове Божием, в отеческих писаниях, в наличном учительстве церковном.—По руководству сего просвещения ищи и всякого другого, и им поверяй его.

 

 

— 159 —

б) Ты слаб—тебе нужно подкрепление.—Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа благодатного. Семь сосцов открыты у матери нашей—семь таинств. Приступай к ним верою, —и напаяйся из них живоносными силами по нуждам своим, и потом возгревай их хождением во всех уставах и чинопоследованиях Церкви—постах, говениях и во всем прочем.

в) Ты окружен врагами. Тебе нужно ходатайство и защита. Церковь твоя ходатайца и защитница. Ходи в храмы Божии. Собирая чад своих, Церковь низводит на них ходатайственную свою силу... Здесь Жертва бескровная, здесь хоры Ангелов и Святых, здесь молитвования на всякую потребу душевную и телесную... Сюда прибегай, и молитвою церковною ограждай себя.

Б. Церковь есть двор спасаемых... Все верующие—одно тело с одним духом... И так—

а) Пребывай со всеми в единении духа:—пребывай в единомыслии, не ища самостоятельных взглядов в делах веры, от которых ереси; пребывай в Сочувствии со всеми и в готовности содействовать благу всех. Это три стихии истинной любви, которая далее научит тебя всякого брата встречать с благорасположением, с благожеланием и благопопечением; научит каждого честью больше себя творить, и блюсти чистым лице ближнего; научит всем жертвовать для блага его душевного и телесного,—и, в постоянном взаимообращении, быть искренно-радушным, скромным, миролюбивым, уступчивым, истинолюбивым и проч., научит так держать себя не только в отношении к благодетелям и друзьям, но и ко врагам и недоброжелателям.

Церковь—двор спасаемых:—все верующие—одно тело с одним духом...

б) Ревнуй же всею ревностью о том, чтобы пребыть в единении с нею—и себя подвести под один с нею дух... А для сего помни обеты, данные при вступлении в нее в крещении и чаще возобновляй их в памяти; отвергнись себя

 

 

— 160 —

и непрестанно приноси себя в жертву Богу;., пожри Ему ум свой и восприими ум Христов, пожри волю свою, и ходи только в воле Божией,—пожри сердце свое,—и ничего не люби, кроме Его; пожри Ему тело свое в трудах и озлоблениях телесных, спасения ради... Трезвися и бодрствуй... и чувства свои храни нерассеянными... Вот третий ряд чувств и расположений, завещанных нам Господом!

Есть еще особые завещания—родителям и детям,—мужьям и женам, слугам и господам, начальникам и подчиненным, пастырям и пасомым, продающим и покупающим, судьям и судимым; всякому званию и состоянию: но они понятны уже из первых завещаний сами собою... Всюду господствующим да будет дух любви и самоотвержения в ревновании творить во всем единую волю Божию, которой должна быть посвящена вся жизнь.

Вот краткое начертание завещания, оставленного нам Господом,—и вот что воспроизвести в уме нашем хочет Церковь, прочитывая нам все Евангелия в эти дни, чтобы непостыдным лидер представить нас к подножию креста, на коем висит Завещавший нам завет сей,—представить, по крайней мере, знающими,—если не всецело исполняющими... Но, братие, что в знании?! Оно только обличит нас! Понудим немного душу свою,—не возревнует ли она приложить к знанию и дело?! Мало времени?! Нет—не мало.—И в одну минуту можно все поправить... Сделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию, и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положив твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на кресте Господь,—и намерение примет как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностью устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа—в сии дни воспоминания Его... В ветхом завете было время, когда в слух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями по-

 

 

— 161 —

корным, и весь народ отвечал: вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем... -Вот Господь со креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писанному свои чувства и расположения, и скажем: будем, Господи, соблюдать все заповеданное Тобою, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть. Аминь.

30 Марта, 1860.


Страница сгенерирована за 0.55 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.