Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в неделю Ваий

  150

XXIX.

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ.

Воспоминаемое ныне событие торжественного входа Господня в Иерусалим было, можно сказать, последним вразумлением неразумной синагоге. Начальники Иудейские давно положили предать смерти Господа. Но вот Он, смиренно входя в Иерусалим на осляте, потрясает весь град,—всеми велегласно приветствуется, показывая тем, что достаточно одного Его хотения, чтобы уничтожить все их замыслы, и что если Он предается на смерть, то предается добровольно.—Тут же напоминает им сбывающееся пророчество:— се Царь твой грядет, чтоб образумить их,—и самым событием предлагает новое пророчество о призывании вместо их язычников, чтоб устыдить их и раздражить ревность их. Ослепленные не вняли вразумлению.—Господь провидел сие—и пролил слезы о погибающих!

Торжество вокруг, а у самого Господа—слезы!.. Что могло утешить Его?., разве только хвалебные гласы детей. Видел Господь, что этот народ, взывающий теперь: осанна,— чрез четыре дня будет кричать: распни, распни Его... Но

 

 

— 151

эти дети и все, прилепившиеся к Нему с детскою простотой, неизменно верными пребудут Ему. — Пролита будет кровь Его,—и увлажит землю сию, и породит на ней новое поколение—свежее и полное жизни, как ваии от финик, и с неразмышляющею верою преданное Ему, как дети, взывающие: осанна!..

Так, братие, кровь Господня уже пролита, и принесла плод свой. Вместо одного народа, все уже народы взывают: осанна Сыну Давидову,—вместо одного храма в одном священном граде—сколько истинных храмов воздвигнуто на земле, и сколько градов пребывают верными Господу! Но закон утешений и надежд Господних один. Только на тех почивает Дух Его, кои, как ваии, полны жизни и, как дети, обращены всем сердцем ко Господу.—Мы читаем сей закон в словах Господа: оставите детей приходить ко Мне и не браните им: таковых бо есть царствие Божие (Лук. 18, 16.).

Не бессилие детское берется здесь в образец, а свежесть их детских сил,—живость их действий и простота. Принят ли и нами сей закон?.. Конечно принят, вместе со всем законом Христовым. А если принят, то приняты и все обязательства, соединенные с ним... К чему же это обязывает нас?!. Обязывает—

1) Начинать работать Господу—с юных лет,—с тех пор, как только сознаем свои обязательства, данные в крещении; а не отлагать сего дела до старости, предаваясь между тем страстям и работая миру... Старческую ли немощь и сухие кости принесем Господу, кровь Свою за нас пролившему?!—И еще принесем ли?—Бог знает.—Под старость точно стихнут страсти: но будет ли угодна Господу жизнь, в которой не видно страстных дел потому только, что нет сил удовлетворять страстям, между тем как все существо пропитано страстьми?!—Не то сие значит, чтоб под старость не возможно было обращение. Бог, могущий и из камений воздвигать чад Аврааму, пошлет Духа

 

 

 152 —

и оживут старческие кости, и старец с юношескою бодростью начнет работать Господу... Но сколько вы знаете таких примеров?!—Не все ли почти старцы, проведшие жизнь в страстях,—томятся от скуки,—ропщут и снедаются нечаянием.—Блаженна только та старость, до которой дожито непрерывно Богоугодною жизнью!

2) Но для сего надобно—начавши с юных лет работать Господу—с юношескою же живостью и бодростью совершать все дела сего служения. В ветхом завете заповедано приносить Господу тук. Почему, благодаря и преклоняя Господа на милость, Давид пел: всесожжение тучно вознесу Тебе (Псал. 65, 15.). Это образ того, что в делах Богоугождения надобно приносить Господу все расположение, все сердце, всю полноту чувства, а не одни внешние, холодно совершаемые, дела... Пусть наперед сердце горит любовью ко Господу, а потом и все кости изрекают: Господи, Господи!—Кто читает молитвы Господу, а сердцем отстоит от Него; кто в храме стоит, а помышлениями в душе усерояет торжище; кто милостыню дает—да видим будет, и вообще совершает все дела благочестия исправно, но без участия сердца: того дела не ваии от финик, а сухое хврастие, готовое в пожжение... Сыне, дождь ми сердце (Притч. 23, 26.), говорить Господь.—Кто не дает Господу сердца, тот ничего не дает.—Пусть и дела есть у него, но он делает их по заведенному порядку—холодно как машина, или как ленивый мул или вол, неохотно, вынужденно,—как связанный-ведомый. Посмотрите, как дети, когда делают что,—бывают все в деле—нераздельно,—и действуют с увлечением.—Так надобно нам работать Господу!

3) Не думайте, что трудно поддерживать такую живость.— Нет;—Господь близ:—Он есть действуяй в нас.—Надобно только предать Ему сердце свое с детскою верою и простотой. Блаженно сердце, питающее сию неразмышляющую веру,—такую, в которой не двоится мысль и чувство сердца,

 

 

— 153

в которой убеждение в истине неразлучно с готовностью действовать по ней, в которой всякое слово Божие принимается нераздельно всем существом... Ум там не каверзничает, покушаясь подрывать основания истины многообразными вопросами, составляемыми его неразумием и недалекостью в познании вещей духовных, сердце—не покрывает заповедь туманом страстных помышлений, которыми соблазняются и желания наши, уклоняясь от повеленного, или совсем или на время. Всякое слово там приемлется всецело, как оно есть,—впивается как вода губкой, или капли дождя жаждущею землею... Вот от этого там много жизни, живости и силы, где есть неразмышляющая вера.

Там услышат, наприм.,—давай, и дают,—прости,— и прощают,—ищи того-то, и ищут; так смотри на вещи— и смотрят так... Ни мысли, ни чувству, ни желанию не позволяют возникнуть в сознании наперекор тому., что исходит из уст Божиих, все без колебания приемлют, как дети из уст отца или матери, которых любят, или от учителя, к которому прилепились.

Вот какие расположения возбудим и утвердим в сердце!.. И принесем таким образом ныне Господу трехветвенные ваии—духовные, угодные Господу.—Господь, видящий сердце, увидит их и благословит... Наша песнь — осанна Сыну Давидову—дойдет до слуха Его,—и Он защитит нас,— от укориых возгласов неразумных разумников: смотри-ка, что они делают?!—Из уст младенец и ссущих Он Сам устрояет Себе хвалу... И другой принимать не хочет...

Бог да благоволит всем нам быть устроенными так. Аминь.

27 Марта, 1860.


Страница сгенерирована за 0.5 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.