Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово о пути ко спасению. (Слово пятое)

XV.

СЛОВО О ПУТИ КО СПАСЕНИЮ.

(Слово пятое)

Между тем, как я придумывал, что бы сказать вам в заключение наших бесед о пути ко спасению, пришло мне на память сказание, которое я читал в одном из древних отечников. Оно очень близко к тому, о чем мы говорили, и я не считаю излишним передать его вам ныне в том виде, как оно рисуется в голове моей.

Один глубокий старец, живший в уединенной пустыне, впал в уныние и тьма помышлений начала сокрушать душу его, внушая ему недоумения, правильно ли течет он, и есть ли надежда, что труды его увенчаются наконец успехом? Старец сидел, поникши главою. Сердце ныло; но очи не давали слез. Сухая скорбь томила его. Между тем, как он так убивался горем, предстал ему Ангел Господень, и сказал: «что смущаешься и за чем помышления входят в сердце твое? Не ты первый и не ты последний идешь путем

 

 

— 77 —

сим. Многие уже прошли им, многие идут—и многие пройдут им в светлые обители райские.—Ступай,—я покажу тебе разные пути, какими ходят сыны человеческие, равно как и то, куда приводят сии пути.—Смотри,—и вразумляйся!»

Повинуясь мановению Ангела, старец встал и пошел; но едва сделал несколько шагов вперед, как стал вне себя и погрузился в созерцание дивного видения, которое открылось умным очам его. Он видел по левую от себя сторону, густой мрак, как стену непроницаемую, внутри которого слышались шум, тревога и смятение.—Всматриваясь внимательнее в мрак, увидел он широкую реку, по которой волны ходили взад и вперед, вправо и влево,—и кто-то всякой раз, как мелькала пред очами его волна, как бы на ухо внятно произносил старцу: это волна неверия, беспечности, холодности, это—немилосердия, разврата, взяточничества; это —неги, забавы, зависти, раздора, а это—пьянства, нечистоты, лености, неверности супругов и проч. и проч., — и всякая волна поворачивала на себе пред ним несметное множество людей, поднимая их из реки и снова погружая в глубь ее. В ужасе старец воскликнул: Господи! ужели все сии погибнут и нет им надежды спасения? Ангел сказал ему: смотри далее, и узришь милость и правду Божию!

Старец взглянул еще на реку, и увидел ее по всей широте и но всей долготе своей покрытою малыми ладьями, в которых сидели светлые юноши со всякого рода орудиями во спасение утопающих. Они всех призывали к себе, и иным подавали руки, другим спускали жерди и доски, тем бросали верви, а иногда погружали в глубь багры и крюки, не ухватится ли и там кто? И что же? Редкий-редкий откликался на призывный глас их, и еще менее было таких, которые пользовались, как следует, подаваемыми им орудиями спасения. Наибольшая часть с презорством отвергали их, и с каким-то диким услаждением погружались в реке сей, издававшей чад, смрад и гарь. Старец простер взор свой вдаль реки, и в конце ее увидел

 

 

78 —

бездну, в которую низвергалась она. Юноши в большом количестве стремительно плавали в ладьях туда и сюда, у самого края бездны, заботливо подавая помощь всякому; но, несмотря на то, каждую минуту, на каждой точке реки, целые тысячи людей вместе с рекою низвергались в бездну, откуда были слышны одни стоны отчаяния и скрежет зубов.—Старец закрыл лице свое и зарыдал. —И был к нему глас с неба: «горько, но кто виновен? Скажи, что бы еще мог Я сделать для спасения их, чего бы не сделал? Но они с ожесточением отвергают всякую, подаваемую им помощь. Они отвергнуть Меня, если Я низойду на помощь к ним в самые безотрадные места их страданий.»

Успокоившись несколько, старец обратил очи свои на правую сторону, к светлому востоку, и утешен был отрадным видением. Те, кои, внимая зову светлых юношей, подавали им руку, или хватались за какое-нибудь спасительное орудие, были извлекаемы ими на правый берег.—Здесь принимали их другие лица, вводили в небольшие стройные здания, рассеянные в большом количестве по всему протяжению берега, где обмывали чистою водою, облекали в чистые одежды, опоясывали, обували, давали посох и, подкрепив пищей, отсылали в путь,—далее к востоку, заповедав им—не озираться вспять, идти без остановки, внимательно смотреть под ноги, и не пропускать ни одного подобного здания без того, чтоб не зайти в него и не подкрепить себя в нем пищей и советом от тех, чьими попечению вверены сии здания, равно как и все заходящие в них.

Старец провел глазами по берегу и увидел, что на всем протяжении его, готовятся в путь эти избавленные.— На лице всех отпечатлевались радость и воодушевление. Видно было, что они все чувствовали особенную легкость и силу и с некоторою неудержимостью устремлялись в путь, первые стадии которого усеяны приятными цветами.

Старец обратил потом взор свой далее к востоку, и вот что ему открылось!—Приятный луг оканчивался не вдали

 

 

— 79 —

от берега; далее начинались горы, лежавшие хребтами в разных направлениях. Они шли, поднимаясь все выше и выше, и пресекаясь пропастями,—то голые и утесистые, то покрытые кустарниками и лесами. Повсюду по ним видны были путники-труженики. Иной карабкался на крутизну, другой—сидел в утомлении или стоял в раздумье, тот боролся со зверем или змиею; один шел прямо к востоку, а другой по косвенному направлению, а иной перерезывал поперечно пути других;—только все были в труде и поте, в борьбе и напряжении сил и душевных и телесных. Редкий путник всегда видел дорогу; часто она совсем пропадала или раздроблялась в распутия; в ином месте скрывали ее туман и мрак, в ином—пресекала пропасть или крутой утес; там преграждали ее звери из дубравы или ядовитые гады из ущелий.—Но вот что дивно! Повсюду по горам рассеяны были красивые здания, подобные тем, в которые принимаемы были в первый раз спасенные от воды. Коль скоро путник заходил в них, как ему заповедано вначале, то как бы он ни был изможден до того времени, выходил оттуда бодрым и полным сил. Тогда звери и гады не могли выносить взора его, и бежали от него;—никакие препоны надолго не останавливали его; и он легко и скоро отыскивал скрывавшийся каким-либо образом путь, по тем указаниям, какие получал в тех зданиях.—Всякой раз, как преодолевал кто препятствие или одолевал врага, становился крепче, выше и статнее: чем кто выше восходил, тем более хорошел и светлел. К вершине горы местность опять становилась гладкою и цветистою; по вступившие на нее вскоре входили в светлый облак, или туман, из которого уже не показывались более.

Старец приподнял очи выше сего облака и из-за него, или из-за горы увидел чудный, неописанной красоты свет, из которого доносились к нему сладостные звуки: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!» Старец в умилении пал

 

 

— 80 —

ниц, и над ним звучно пронеслось слово Господне: тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24).

Поднявшись снова на ноги, старец увидел, что с разных высот горы, немалое число путников, в разных местах, стремительно бежали снова к реке, то молча, то с криком и хульными, бранными словами. К каждому из них и сверху и с боков обращаемо было воззвание: «остановись, остановись!» Но гонимые какими-то малорослыми пуринами, они не внимали остережению, и снова погружались в смердящую реку. Тогда старец в изумлении воззвал: Господи! что сие? и услышал в ответ: «плод самочиния и непокорливости Богоучрежденному порядку!»—Тем видение кончилось.

Ангел, показывавший его старцу, спросил его наконец: «утешен ли?»—И старец поклонился ему до земли.

Думаю, братия, нет нужды много говорить вам для истолкования сего видения. — Река есть мир; погруженные в ней люди,—живущие по духу мира, в страстях, пороках и грехах; светлые юноши в ладьях суть Ангелы и вообще, призывающая ко спасению благодать; бездна, в которую низвергалась река с людьми, есть пагуба; красивое на правом берегу здание—Церковь, где, чрез таинство покаяния или крещения, обратившиеся грешники омываются от грехов, облекаются в одежду оправдания, препоясуются силою свыше, и поставляются на путь ко спасению; восход на гору, с разными затруднениями—разные труды в очищении сердца от страстей; звери и гады—г враги спасения; гладкая к вершине местность—умиротворение сердца; светлый облак, скрывающий путников,—покойная смерть; свет из-за горы—рай блаженный; здания, рассеянные по горе — храмы Божии. — Кто заходит в сии здания на пути, т. е. принимает таинства и участвует в священнодействиях и молитвованиях Церкви, пользуется советом и руководством пастырей, тот легко преодолевает все препятствия, и скоро востекает к совершенству. А кто самочинно отвергает их,

 

 

— 81 —

не подчиняясь указанию и совету пастырей, тот скоро падает, и дух мира снова увлекает его.

Прилагать к сему какое-либо увещание считаю излишним. Умоляю только вас, братия, спаситеся от века сего лукавого! Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.62 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.