Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово о пути ко спасению. (Слово четвертое)

XIV.

СЛОВО О ПУТИ КО СПАСЕНИЮ.

(Слово четвертое)

Рассуждая прежде о пути ко спасению, мы узнали, что желающему душу свою спасти необходимо знать и свято содержать Божественное учение святой веры, необходимо при том принимать Божественные силы чрез св. таинства и возгревать их чрез все церковные священнодействия, и за тем с помощью их идти путем заповедей Божиих, под руководством законных пастырей. Видели также, как все сие необходимо, и необходимо все в совокупности, так что напрасно будет льстить себя надеждою спасения тот, кто самочинно отвергает какую ни будь из сих, спасение совершающих стихий.

Обращаясь теперь к самим себе,—к тому порядку жизни, какой царствует среди нас, что находим?—Находим, что все сие уже действует в кругу нас,—что мы не лишены законного Богоучрежденного пастырства, которым совершаются для нас спасительные таинства со всеми священнодействиями, проповедуется св. вера и толкуются заповеди Божии; что след. мы обладаем всеми средствами, яже к животу и благочестию, или живем в спасительной, так сказать, атмосфере.

Спасение так близко к нам, что его можно как бы ося-

 

 

73 —

зать. Как же будет нам горько, если в тот час, когда будет решаться достоинство каждого из нас, мы окажемся несоделавшими свбего спасения!—Помышляя о сем, снова не удержишься от вопроса: что же сотворим? Что сотворим сими Божественными средствами ко спасению, да спасемся?

Вот что сотворим:

1. Возблагодарим Господа, так о нас благоволившего, —возблагодарим за то, что едва рождаемся мы, как уже вступаем в спасительную среду и находим готовым все необходимое ко спасению, и прежде чем придем в сознание, уже несемся по пути спасительному — общим течением спасаемых. Как в видимой природе самое малое насекомое, рождаясь, находит все необходимое к своему существованию вокруг себя; так окружает и нас Господь теплою заботою, едва явились мы на свет,—и продолжает потом ее до конца нашей жизни. Из колыбели еще берет нас на свои объятия мать наша Церковь, — возрождает к новой жизни, питает и хранит на всех путях наших, и не отступает от нас, пока не опустит в могилу, с успокоительною для остающихся и небессильною для отшедших молитвою: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу, или усопшей рабе.» Чем же все сие заслужено?—Ничем.—Есть много народов, незнающих пути истинного. Тем, которые рождаются среди их, надо усиленно искать сего пути,—и еще найдут ли? а мы вступаем на него без всяких с нашей стороны усилий, находим не ища. Почему так?—Единому Богу то известно. Но всячески, в сем действии Божественного промышления нельзя не видеть особенного к нам Божия благоволения.

Возблагодарим же за все сие Господа, так о нас благопромыслившего! Возблагодарим при сем и за самое убеждение оптом, что мы обладаем истинно спасительными средствами; ибо в связи с сим убеждением стоит другое убеждение—в особенной Божией к нам близости, в том, что единый истинный Бог есть наш Бог, и мы

 

 

 — 74 —

люди Его. А выше этого блага ничего и быть не может на земле.

2. Слыша сие, не один из вас, может быть, готов воскликнуть, как бы осязая уже спасение: Господь мой и Бог мой! Но не забудьте, братия, слово Господа: не. всяк глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в царствие Божие (Матф. 7, 21).—Вот и опять вопрос: что же еще сотворим? Вот что сотворим. Всем помышлением своим, всем сердцем и всею крепостью своею предадим себя сему Божественному устроению нашего спасения, именно: а) будем блюсти непоколебимое убеждение в истине сего устроения спасения и неотложной его необходимости для всех вообще. Ах, братия! победите искушение своего ума и доходящего до слуха вашего суемудрия других. Не поддавайтесь сомнениям и не дозволяйте колебать покоя веры вашей дерзкому и гордому совопросничеству: для чего то и за чем это? Лучше б так или этак. Отревайте сии соблазны. Не мы первые.—Сколько уже было спасенных сим путем?!—Мы больны; нас врачуют.—Объясняет ли врач, почему он так, а не иначе врачует больного: умолкнем же и смиренно покоримся всему, яко Божию устроению.,

б) И не это одно;—приложим еще сочувствие ко всему сему устроению, т. е. так себя настроим, чтоб сердце наше находило удовольствие и в достойном принятии св. тайн, и во всяком Богослужении и священнодействии, и в слушании проповедания истин Божиих, и во внимании к руководству и советам пастырей, и во всяком вообще деле, предписываемом законом Божиим. Кто к чему имеет сочувствие, тот туда и влечется. Имеет кто сочувствие к делам спасения;—к ним и стремится. Имеет кто сочувствие к другому чему;—к тому и бежит. Вот от чего и бывает, что тогда как одни спешат в церковь, другие едут в театр, на бал или гулянье... Но сами знаете,—чего ожидать от сих последних?—Переселите же сердце свое из сих суетных мест в отрадную область Божию, и там находите

 

 

— 75 —

услаждение и всю полноту довольства сердечного.—Где сокровище, говорить Господь, там и сердце.—Стало, где сердце, там и сокровище.—Что же за сокровища предлагает мир?!— И стоят ли они того, чтоб ими осквернять сердце, предопределенное быть обиталищем Бога?! Не подумал бы кто, что можно совместить то и другое! Нет, нельзя.—Сердце наше одно и просто, так что где оно есть, там есть уже все,—и в другом чем уже нет его, и оно быть там не может. Потому кто в мире с сердцем, тот в церкви без сердца. И на оборот, кто в церкви с сердцем, тот в мире без сердца. Где-нибудь—да неизбежно быть без сердца. А без сердца—что за жизнь! В мире хорошо быть без сердца; а в церкви Божией быть без сердца,—значит быть лицемером пред очами Бога всевидящего.

Вот почему ко всему прописанному надо еще приложить,— в) ревностное, неону cm отельное и несмешанное исполнение всего, что требуется для спасения. Уж одно, так одно: хочешь спасаться, держись дел спасительных; а не хочешь, как хочешь,—только знай, что не можешь Богу работать и мамоне.— Решимся же, братия, идти твердо путем спасения, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе. Отвергнем двоедушие и исправим храмлющия ноги свои! Что скажете вы о больном, который лежит в доброй врачебнице, назкрается добрым врачом, получает прямые против болезни лекарства, и всем этим пренебрегает: врача не слушает, лекарств не употребляет? — Что скажете также о том, кто стоит пред чистым источником, чувствует жажду и имеет возможность, даже понуждается утолить ее из сего именно источника, и вместо того, оставляет его и бежит к реке, полной типы, гадов и смрада,— и оттуда пьет воду, не утоляющую жажды? Конечно, не одобрите пи того, пи другого. Но не над собою ли самими мы произнесем этот приговор, если, обладая всеми средствами ко спасению, не будем пользоваться ими, как следует? И не к нам ли будет относиться укор Божии: Мене оставиша источника воды живы, и исконаша себе кладенцы сокрушенныя,

 

 

— 76 —

иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 12. 13). Так, братия, благодарение Господу, что Он, по великой милости Своей, так приблизил к нам Свое спасение. Но приложим и свой труд! Путь спасения указан и прояснен. Он пред нами. Но все же мы не спасемся, если не пройдем сим путем! Обозрите еще раз все в совокупности устроение сего пути! — Мы говорили:—узнай и содержи учение веры и приемля силу чрез таинства, иди путем заповедей, под руководством пастырей.—Здесь знание веры и заповедей, таинства со всеми священнодействиями и руководством пастырей составляют устроение спасительного пути, который вне нас. Самое же дело спасения в чем? В том, чтоб идти сим путем. —Пойдемте же!—Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.