Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой Иоанн Евангелист не позволяет говорить: «Веруй как хочешь, только люби»

В ДЕНЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА.

СВЯТОЙ ИОАНН ЕВАНГЕЛИСТ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ: «ВЕРУЙ КАК ХОЧЕШЬ, ТОЛЬКО ЛЮБИ»

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Господа, есть по преимуществу образец и проповедник любви. Любовью дышит его Святое Евангелие, уроками о любви исполнены его послания, и разительным примером ее служит жизнь его.

Он истолковал все тайны любви,— и ее начало неточное, и ее движение в делах, и ее конец высоту, до коей возводит она всех своих. С сей стороны особенно и известен святой Иоанн, и кто бы ни стал рассуждать о любви, тотчас воспоминает о нем, как образце любви, и к нему обращается, как ко учителю любви.

Но посмотрите, какое употребление из сего сделали нынешние умники? Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом,

516

 

 

по которому думают и говорят: «Как хочешь веруй,— все равно, только люби людей, как братьев,— благодетельствуй им и благотворно действуй на них. Вот, — говорят, и евангелист Иоанн Богослов только и пишет, что о любви. В любви у него — свет, в любви — живот, в любви — всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, во тьме ходит, в смерти пре бывает... человекоубийца есть 1). Известно также, что когда Евангелист остарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: «Братие! Будем любить друг друга». Вот как ценил он любовь. Так,— говорят, — и нам надобно: люби и только; а веруй себе как хочешь». Мне самому приходилось слышать такое мудрование. Может быть, и из вас кому приходилось или придется услышать нечто подобное. Противопоставим же их лжеучению истинное учение святого Иоанна Богослова и тем оградим смысл свой от колебания в началах христианского здравомыслия суемудрием индифферентистов.

Этим умникам хочется самим все устроить без Бога,— и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухитряются сплести такую систему учения, чтобы в ней о Боге и говорить не было нужды. И ударяют

1) Cp.: 1 Ин. 2, 11; 3, 14-15.

517

 

 

на любовь. «Вы себя-то,— говорят,— взаимно любите, а о Боге что и думать?» Но с сей-то стороны и поражает их особенно святой Евангелист. Ибо хотя точно он непрестанно поминает о взаимной друг к другу любви, но поставляет сию любовь в такой связи с Богом, с любовью к Богу и с богопознанием, что их отделить друг от друга нет возможности. Смотрите, откуда производит он любовь! Бог возлюби,— говорит,— нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших. Далее прибавляет: аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити 1). Стало, по его разуму, наша любовь взаимная должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно: «Как хочешь веруй». Потом: возлюбим, учит он, — друг друга: яко любы от Бога есть... Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает... Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пре бывает, и Бог в нем пребывает 2)... Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе. Любовь от Бога и к Богу ведет,— так что кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжец есть, и истины в нем нет ни единыя 3). Почему все учение святого Евангелиста о любви можно сокра-

1) Cp.: 1 Ин. 4, 10-11. 2) Cp.: 1 Ин. 4, 7, 12, 16. 3) Ср.: 1 Ин. 4, 20; 2, 4.

518

 

 

тить в следующих словах: «Чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить; но, чтобы Бога возлюбить, конечно, надо познать Его и в себе самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас, — познать, стало быть, и веровать». Отсюда — в чем воля Божия? В вере и любви! «Вот,— говорит, — заповедь: да веруем во имя Сына Божия — Иисуса Христа — и любим друг друга 1)». Не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать воедино только те места, где святой Иоанн Евангелист говорит об одной любви, и тогда его учением никак нельзя подтверждать лжи суемудрия: «Люби только, а веруй как хочешь».

Но у него, кроме учения о любви, есть еще учение веры, независимо от закона любви. И смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: «Веруй — как хочешь!» С самых первых стихов о чем идет проповедь у него? О том, говорит,— что мы видели, что слышали и что руки наши осязали, — о Словеси животнем, о том, что живот явился, тот живот, который был у Отца и явился нам; вот об этом, — говорит, и проповедуем вам, да общение имате с нами, а наше общение с Богом Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом 2). Главная, значит, у святого Иоанна

1) Cp.: 1 Ин. 3, 23. 2) Cp.: 1 Ин. 1, 1-3.

519

 

 

Богослова, как и у всех Апостолов, проповедь об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же теперь останавливаться на последнем, не имея первого? Далее задает себе святой Иоанн вопрос: кто есть лживый? и решает его так: никто, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать. Иже аще ис повесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе 1). Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом. Как же говорить: «Веруй как хочешь»?

Вот еще предостережение. Возлюбленнии, — говорит, — не всякому духу веруйте, но искушай те духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов 2). Но кто говорит: «Веруй как хочешь», тот не исповедует Иисуса Христа: ибо, если бы исповедовал, не говорил бы так. Ста-

1) Ср.: 1 Ин. 2, 22 — 23; 4, 13. 2) Ср.: 1 Ин. 4, 1—3.

520

 

 

ло — и он несть от Бога. От кого же? И сей, верно, есть антихристов.

Наконец, все существо христианства святой Евангелист изображает так: Живот Вечный дал есть нам Бог, и сей Живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия, имать Живот: а не имеяй Сына Божия, Живота не имать 1). Кто же имеет Сына Божия? Верующий во имя Его. «Почему,— говорит,— и пишу вам верующим во имя Сына Божия, что вы Живот Вечный имате 2)». Следовательно, кто не верует в Сына Божия, Живота Вечного не имеет. Как же будет: «Все равно, как хочешь веруй»? Нет. Вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам сеет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот Вечный 3).

Этих извлечений достаточно, полагаю, чтобы указать индифферентистам, что они напрасно чают найти опору своей лжи в учении святого Иоанна Богослова. Верно, они говорят так, не читавши никогда его святых и боговдохновенных писаний, а ссылаются на него по слуху о его любвеобильности. Но пусть они теперь и другое что, кроме сего, выставляют в защиту своего учения, нам, верующим, достаточно одного слова

1) Cp.: 1 Ин. 5, 11-12. 2) Cp.: 1 Ин. 5, 13. 3) Ср.: 1 Ин. 5, 20.

521

 

 

возлюбленного ученика Христова, чтобы отвергнуть его и, не колеблясь, веровать исключительно тому, что предано от Господа чрез святых Апостолов и содержится Церковью.

К сим решительным словам апостола и евангелиста Иоанна приложу только одно следующее соображение. Отчуждившись умом своим от Господа, неверы упираются на благотворную деятельность, коей исходище и подпора, — точно, любовь. Но и это они делают для того только, чтобы на чем-либо остановиться, без уверенности, что нашли прочную опору. Ибо, если б они имели здравое понятие о том, как возможна для человека плодотворная деятельность, никак не остановились бы на сем учении. Ведь мы теперь не в правом состоянии. Стало, право действовать не можем. Чтоб начать нам право действовать, надо войти в правое состояние. Сами собою сделать этого не можем. Господь, пришедши на землю, возвел в Себе Человечество в правое состояние; но возвел его не для Себя, а для того, чтобы люди приняли от Него сие восстановленное Человечество и чрез то получали возможность действовать право. Принимают же его чрез Святое Крещение. Ибо елицы во Христа крестятся, во Христа облекаются 1). С сего времени они становятся едино с Господом и на-

1) Ср.: Гал. 3, 27.

522

 

 

чинают жить Его жизнью и действовать Его силою. Стало, опирающиеся на любви, или на правой деятельности (ибо любовь есть исполнение Закона), должны наперед принять все учреждение христианства, чтобы чрез то взойти к возможности действовать право и, следовательно, отказаться от своей лжи. Ибо сего нельзя достигнуть без веры, которая в христианстве есть корень и начало всего. О сем так говорит сам Господь: будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Лз есмъ лоза, вы же рождие. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает 1). Так, когда начнет кто толковать вам о любви, или плодотворной деятельности, помимо истинной веры, скажите ему: «Подожди; прежде уверуй истинно, по вере приобщись всем спасительным учреждениям христианства; чрез них соединись с Господом, жизнь и силу от Него позаимствуй, как прививок,— и тогда начнешь действовать благотворно». То правда, что свидетельство истинной жизни есть плодотворная

1) Ср.: Ин. 15,4-6.

523

 

 

деятельность в любви; но, чтобы до нее дойти и в ней пребывать, надо всю истину Божию воспринять верою и все освятительные действия Божии пройти. Только при этом условии, то есть только истинствующе в любви, можем мы возращать всяческая в Того, Иже есть глава, Христос 1). Заключим так: кто не содержит правой веры, тот не может взойти в правое состояние, а кто не взойдет в правое состояние, тот не может право действовать. Как же теперь говорить: «Веруй как хочешь»?

Вера не есть только образ познания Бога и наших к Нему отношений; она совмещает и все спасительные учреждения, Богом данные. Спасительные учреждения составляют действующую веру. Наши умники, может быть, от учения христианского еще бы не прочь; но их паче всего отталкивают христианские учреждения. Как сии учреждения суть не что иное, как вера в действии и движении; то главный их грех тот, что им действовать в духе веры не хочется. Удивляться надо, каким образом эти люди так настойчиво толкуют о делах и трудах, а в области святой веры паче всего отчуждаются от деятельности. Что-нибудь тут не так. Ведь они знают законы, как правильно вести течение мыслей. Если здесь кривость такая допускается, то, наверно, пола-

1) Ср.: Еф. 4, 15.

524

 

 

гать надо, что они тут суть не действующие, а деемые,— суть орудия чуждой силы,— и притом такой, которая сама чужда истины.

Сие ведяще, братие, оградим себя от злоумия века сего! Колебаться в истине могут только не вкусившие истины. Смиренно и в истинном духе будем проходить все, требуемое святою верою нашею. Тогда постоянно будем иметь и носить свидетельство в себе, пред которым ничто — все приражения лжи совне. Господь да освятит нас всех истиною Своею. Аминь.

26 сентября 1865 года

525


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.