13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в Неделю четырнадцатую по Пятидесятнице. О любви к Богу: какие признаки ее
В НЕДЕЛЮ ЧЕТЫРНАДЦАТУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
О ЛЮБВИ К БОГУ: КАКИЕ ПРИЗНАКИ ЕЕ
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею.
Мф. 22, 37
Кажется, для чего бы нам и давать заповедь о любви к Богу. Спросите кого угодно, всякий скажет, что он любит Бога, — и ни у кого не повернется язык сказать, что он не любит Его. Притом чувство любви столько сладостно и отрадно, что всякий и сам, из желания себе мира и утешения духовного, позаботится образовать его в себе.
Несмотря, однако ж, на сие, заповедь о любви к Богу прописывается нам Господом и святыми Апостолами не раз и не два... а почти на каждой странице Святого Писания, и притом с такою настойчивостью, что, кто не
509
любит Господа, да будет отлучен — маран афа 1)— по Апостолу...
Значит, несмотря на всю естественность любви к Богу, можно не любить Бога, когда Он Сам заботится и внедрить в нас ее заповедью и оградить угрозами... Значит, можно и говоря, что любим Бога, не иметь сей любви и таким образом обманывать и себя, и других.
Так, братие, можно. Но вот что,— и себя обольщать, и других обмануть мы можем, но Самого Бога никогда не обманем. Он видит самые сокровенности сердца и по тому, что видит, некогда воздаст каждому... Кому это Он скажет в Час Суда: отойдите... не вем вас 2)? Тем, кои не имели любви к Нему, хотя думали, что имеют ее, и от других почитались имеющими ее...
Какая горькая ошибка! И тем более горькая, что уже ее и поправить не будет тогда возможности. Так видите, братие, стоит труда дойти до уверенности, есть ли в нас любовь к Богу или нет. И если окажется, что ее нет, позаботимся стяжать ее или оживить, если начинает погасать, и усилить, если слабеет. Ибо не любяй в смерти пребывает. Войдемте же внутрь себя и осмотримся вокруг, чтоб собрать простые и близкие ко всем признаки, по которым можем безошибочно судить о сем.
1) Cp.: 1 Кор. 16, 22. 2) Ср.: Лк. 13, 27.
510
Первое. Кто кого любит, у того только и речей, что о своем любимом лице или предмете; тот, с кем бы ни случилось ему сойтись, или прямо начинает говорить о нем, или скоро склоняет на него взаимный разговор. Так, кто Бога любит, тот о Нем только охотно и беседует, и к Нему поспешно склоняет всякий разговор свой, и, когда начнет говорить о Нем, наговориться не может: ему там только и приятно быть, где ведут речи о Боге и делах Его,— и скучно там, где занимаются другим чем. Напротив, кто не любит Бога, тот не заговорит о Нем сам и чуждается тех, кои любят говорить о Нем. Тому приятно бывает, когда говорят о делах житейских, торговых, судебных, военных, пожалуй — ученых, только не по-Божьему; тот охотно сидит там, где занимаются новостями, модами, пересудами, и бежит оттуда, где говорят о Боге и делах Его. Тот бывает неистощим, когда говорит о чем пустом, суетном и мирском, а когда дело коснется Бога и спасения души, неохотно скажет слова два-три и только или даже и этого не скажет... Ибо от избытка сердца говорят уста. Чем полно сердце, о том много и слов... Так посмотрим, каковы наши беседы, и откроем, есть ли в нас любовь к Богу или нет.
Второе. Кто кого любит, тот охотно спешит туда, где надеется или встретить самого любимого и близких к нему, или получить весть о
511
нем, или напасть на что, напоминающее о нем. Так, кто любит Господа, тот охотно спешит в храм Божий, где Господь являет особенное Свое присутствие, где верующие вступают в ближайшее общение со святыми Божиими, в образах представляемыми очам их, и слышат о Нем слово. Кто любит Господа, тот с желанием ищет быть причастником Святых Таин, ибо чрез то Бог к нему приближается и он к Богу; тот с напряжением силится пройти всю совокупность чинов и молитвований церковных, ибо в них обоняет он след благоухания Христова, тому сладко и тепло в храме, как в доме Отца своего: тщательно внимает он здесь всякому священнодействию и молитве; и как охотно спешит к началу службы, так с некоторою горестью переступает порог церковный по окончании ее. А кто не любит Господа, того не зазовешь в храм; когда другие идут сюда, он спешит в другое место, а если и заходит иногда сюда, то неохотно, не к началу и не затем, чтоб помолиться; того только нужда или обычай и стыд заставляют как-нибудь поговеть и причаститься, а о других постановлениях или молитвованиях и говорить нечего... Того холодом обдаст одна мысль о Церкви и о чем-нибудь церковном. Посмотрим же, каковы мы в отношении к Церкви и всему ее устроению, и увидим — любим ли мы Господа или нет.
512
Третье. Кто кого любит, тот не выпускает из головы своей помышления о нем и, оставшись наедине, мысленно беседует с ним,— представляя и любезно лелея образ его. Так, кто любит Господа, тот не отступает от помышления о Нем, и, как только улучает свободу, мысленно обращается к Нему, и тепло из сердца беседует с Ним. Тот, после законных дел, требуемых семейством, или службою, или промыслом, не развлечений ищет, а спешит уединиться, чтоб побыть едину с своим Господом, — чтоб или богомыслию предаться, или размыслить, например, о беспредельных совершенствах Божиих, о Домостроительстве нашего спасения, о последней участи нашей и прочее, или стать на молитву и помолиться, или развернуть спасительную какую книгу, или освежить голову свою святыми, излагаемыми там, истинами. Напротив, кто не любит Господа, тот не любит оставаться один и после необходимых дел спешит к развлечениям — на гулянья или еще что хуже того. Если нужда заставит его остаться наедине, то что делает он? Бездействует, мечтает о пустом, или строит козни, или читает пустые книги. Осмотримся же, каковы мы в сем отношении, и увидим, любим ли Господа или нет.
Вот несколько близких к нам признаков любви или нелюбви к Богу! Но о том и говорить нечего, что, кто любит Господа, тот всячески печется угодить Ему исполнением Его святой
513
воли,— и той, что изречена в заповедях, и той, что всякому из нас, кроме того, явлена бывает в обстоятельствах жизни нашей. Ибо какая будет любовь к Богу в том, кто заповеди Его не исполняет, а явно и сознательно нарушает их?.. Только в том случае можно видеть любовь в таковых, когда, нарушив как-нибудь заповедь Божию, они тотчас приходят в сокрушение и болят сердцем, что оскорбили Господа, и спешат очистить грех покаянием и обещанием не грешить более. А кто, согрешив, не только не болит о том, по еще оправдывает себя, тот совсем почти погибший человек!
Не буду распространяться более... И этих признаков достаточно, чтобы увидеть, есть ли в нас любовь или нет, и тем утешить себя или озаботить душу свою. Если найдем, что у нас есть любовь к Богу, хотя в начатках, возблагодарим Господа за то, что сию жизненную силу Сам Он начал изливать в сердца наши. А если найдем, что мы холодны к Богу, возболезнуем о том и поспешим возгнести сей спасительный огнь... Как? Хранением всего того, что, как мы сказали, служит признаком любви к Богу,— хранением хотя неохотным, принудительным, самонасильственным... и Господь поможет. Дерево холодно само по себе, но, когда начинают
514
тереть дерево об дерево,— они согреваются и дают пламя. Также, когда онемеет какой-нибудь член тела от холода или другого чего,— начинают тереть его и возбуждают в нем потерянное чувство. Так и когда начнем мы тереть душу свою, охладевшую к Господу,— хождением в храмы, домашними молитвами, чтением спасительных книг, беседами назидательными, частым говением и Причащением Святых Таин, не оставляя, при всем том, ни одного случая к исполнению заповедей, то, верно, умягчится окаменелое сердце паше и начнет согреваться любовью к Нему. Надобно только не пожалеть себя, а понудить и понасиловать вначале... Пройдет несколько времени, — и то, к чему не лежала душа, начнет ей быть приятным... и чем долее будем нудить себя, тем приятнее и сладостнее будут дела те, а потом возгорится и огнь в сердце, который преобразит душу нашу в пламенного Серафима, непрестающею любовью горящего к Господу... Сего да сподобит всех нас Тот, Кто пришел на землю воврещи сей Небесный огнь. Аминь.
13 сентября 1864 года
515
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.