13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в день Святителя Николая Чудотворца. Правило веры: познание ее, восприятие ее сердцем и введение в жизнь
В ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.
ПРАВИЛО ВЕРЫ: ПОЗНАНИЕ ЕЕ, ВОСПРИЯТИЕ ЕЕ СЕРДЦЕМ И ВВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ
Вчера нам был представлен образец любви в святом Иоанне Богослове; ныне же указывается правило веры в Святителе и Чудотворце Николае. И давайте учиться православной вере в честь сего преславного Святителя.
Правило веры слагается из следующих трех: из ведения содержания веры,— из восприятия сего содержания сердцем — и из введения жизни своей в порядок, указуемый верою. Это и стороны, и вместе степени веры, и ее характеристические черты, присутствие которых свидетельствует о присутствии веры, как отсутствие — об отступлении. Я укажу вам, что есть вера на всех сих степенях. А по сему указанию вы потом сами уже рассудите, аще есте в вере 1), - как советует святой апостол Павел.
1) 2 Кор. 13, 5.
498
Первая степень веры, или начало ее, есть ведение содержания святой веры. Если просмотреть все Божественное Откровение от начала его до конца: то в уме нашем вообразится все Домостроительство нашего спасения, или все дивное Божие о нас смотрение, которым благоволил Он спасти нас, погибавших. И если б кто захотел представить его в кратких положениях, то он должен бы был, словами святителя Тихона, исповедать следующее.
Первое. Бог наш — Творец и Промыслитель, в Трех Лицах поклоняемый, сотворив небо и землю и все украшение их, последи создал человека — Адама и помощницу ему — Еву, от которых потом произошел весь род человеческий.
Второе. Прародителей наших Преблагий Бог создал не так, как прочие твари, но дивным некиим и человеколюбивым Советом. Прочие твари созидая, Бог проглаголал: «Да будет». Приступая же к созданию человека, Он держит Совет: сотворим человека по образу Нашему и по подобию 1). Так высоко превознес человека пред прочими тварями, что не только создал по особенному Своему Совету, но и образом Своим Божиим почтил.
Третье. Первозданных прародителей наших Бог поместил в прекрасном месте — в раю сладо-
1) Быт. 1, 26.
499
стей — и дал им заповедь не вкушать от древа, еже разумети доброе и лукавое, под страхом смерти 1).
Четвертое. Сей заповеди Божией прародители наши не сохранили и от заповеданного древа вкусили, послушав злого совета змия и сатаны, позавидовавшего блаженству их. Не послушавши Бога, Создателя своего, и послушав врага своего и Божия, они тяжко согрешили пред Богом, — за что лишились милости Божией и благодати, которою их почтил Бог в создании, потеряли образ Божий и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными, грешными, подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию временному и вечному.
Пятое. Сею прародителей наших язвою греховною заразились и мы, сыны их, и подвержены вместе с ними временному и вечному бедствию. Следовало не только временно, но и вечно с ними всем нам умирать, горькую гнева Божия чашу и вечного мучения во аде пить, и у диавола, которого злого совета послушали, во власти и поругании быть.
Шестое. Но Бог, по великой Своей милости и непостижимой благости, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Еще прародителям нашим
1) Ср.: Быт. 2, 17.
500
обещал послать избавление и спасение им и всему миру в словах, сказанных змию: той твою сотрет главу 1).
Седьмое. Сие отеческое Свое благоволение к роду человеческому и такое милостивое обещание многократно повторял и открывал Бог святым Патриархам Аврааму, Исааку, Иакову и прочим, - открывал Пророкам и им повелевал возвещать и проповедовать грядущего в мир Спасителя, как о том в книгах Ветхого Завета написано.
Восьмое. Когда приблизилось время, в которое Бог определил прийти в мир Избавителю, — Единородный Сын Божий сшел с Небес, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился. Явясь на земле, Он с человеки пожил, волю Божию открыл, истолковал и исполнил, — явил дивные знамения и чудеса, исцелял всякую болезнь, бесов изгонял, мертвых воскрешал. Услышали глас Доброго Пастыря заблудшие овцы и познали Его. А фарисеи, книжники и старцы народные, завистью и злобою снедаемые, по предательству Иуды, схватили Его, оклеветали пред Пилатом и, после многих страшных истязаний и поруганий, довели до распятия и крестной смерти. Умерший за спасение наше и погребенный Сын Божий в третий день воскрес из мертвых,
1) Ср.: Быт. 3, 15.
501
показывая тем, что Он есть Победитель смерти, ада и диавола — всех наших врагов. Воскресший Господь сорок дней являлся многим верующим, и особенно Апостолам,-открывал, что нужно для устроения царства Его на земле — Святой Церкви. В сороковой день Он вознесся на Небо и сел одесную Бога и Отца, восприяв всякую власть на небеси и на земли, яко Искупитель рода человеческого. С Небеси ниспослал Он, как обетовал, Святого Духа на святых Своих учеников и Апостолов, силою Которого просвещаемые и укрепляемые святые Апостолы всюду проповедали Сына Божия, плотью в мир пришедшего, веру в Него в сердцах человеческих насадили и из всех языков собрали Единую Святую Церковь, которой вверили святые истины и силы благодатные, оградив ее законами о Святых Таинствах, священнодействиях и всяком чине церковном. После Апостолов преемниками их стали святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же учения их словом Церковь Христову пасут, наставляют, утверждают и предпосылают с помощью Божьего в Небесную ограду и сами, веру сохранивши и течение скончавши, туда же переселяются: что и до конца века имеет быть. Ибо врата адова не одолеют созданной на камени веры Церкви 1). Когда
1) См.: Мф. 16, 18.
502
же придет кончина мира, тогда будет Второе пришествие Христово, в коем, по воскресении всех, всех Он призовет на Суд и воздаст каждому по делам его: верных, пребывших в вере до конца, вселит в Царство Небесное на вечное блаженство, а неверных и не соблюдших веры вечному предаст наказанию. Так кончится все смотрение о нас Сына Божия! Тогда начнется преблаженная на Небеси и пребедственная во аде вечность: одни будут царствовать и веселиться без конца, а другие бедствовать и страдать без конца же.
Таково все Домостроительство нашего спасения! Такова полная картина спасительного Божия о нас смотрения. О сем от начала мира проповедовалось до Пришествия Христова, от Пришествия Христова до нас проповедуется и от нас будет проповедоваться до конца мира. О сем все Писание Божественное возвещает и все отеческие писания учат, сим просвещались все великие мужи. И всякий ум, истины жаждущий, не иначе как принятием всего сего учения находит себе полное удовлетворение. Сие исповедание всякий предмет ставит на своем месте и все представляет в такой стройности, что ничего, даже малого,— отменить нельзя, не расстроивши всего. Как в видимом мире над нами небо, под нами земля, на небе солнце, луна и звезды все в своем чине, и на земле всё вокруг нас в
503
своем порядке, так вся картина Божия о нас смотрения составляет умственную нашу атмосферу, в которой всему свое место и всему свое соотношение. Сие познать и умом содержать надлежит первее всякому верующему. Вера от слуха; слух же оглашается вещаемым учением, полагающим начала верованию. Иначе во что и веровать, если не будут знать сего учения.
Но положим, что кто-либо все это знает и содержит; значит ли это, — что он уже и веру имеет настоящую? Нет, не значит. Это есть знание веры, но не вера еще. Вера начинается с того момента, когда содержание ее начинает входить в сердце и производить там соответственное себе чувство. Вера есть восприятие сердцем спасительных истин. И как сии истины имеют определенное содержание, она сопровождается в сердце обнаружением определенных чувств. Говорит исповедание веры, что мы, падшие, погибать должны и спасаемся только верою в Господа Спасителя. Пусть воспринято будет сие учение сердцем; тогда что будет испытывать человек? Будет смиряться, как не соблюдший чина своего, Бога оскорбивший и повредивший образ Его в себе всяким злом. Слыша далее, что грехи его гнев Божий привлекают, будет страшиться за себя и свою участь, яко готовая жертва праведного наказания. Слыша же возвещаемое избавление в Господе, к Нему повлечется — и всею силою
504
упования пожелает усвоить себе подаемое Им спасение. Таким образом сердцем восприявший содержание веры будет в состоянии жаждущего, ищущего, ко Господу стремящегося. «Начинающий веровать не неприлично может уподобляться немощному, который, видя свою неисцельную болезнь, желает и ищет искусного врача, или плененному, который ищет избавителя, или убегающему от страха и ищущему безопасного места и защищения» (Святитель Тихон). Обратись теперь всякий к себе и поверь, при знании веры, прошел ли ты это тревожное состояние опасения за себя, искания и чаяния избавления?
Но пусть даже есть такое состояние,— это еще не все, чего требует правило веры. Надобно самым делом вступить в порядок жизни, указуемый верою, именно: говорит вера: «Худ ты, покайся», и надо каяться; говорит вера: «Перестань грешить»,— и надо перестать; говорит: «Предай себя Господу», — и надо предаться; говорит: «Прими в Таинствах благодать Христову»,— и надо принять; говорит: «Борись со страстями»,— и надо бороться; и вообще,— что ни указывает вера, во все то и надобно тотчас вводить жизнь свою. Плодом сего и свидетельством будет — самым делом ощущение и испытание спасительных действий святой веры нашей. Таковой будет чувствовать, что хотя он грешник, но не погибнет; ибо спасется Господом, в Коего
505
уверовал и Которого спасительное устроение сердцем восприял и делом проходит; что хотя он слаб, но не поддается греху силою благодати, принятой в Таинствах; что хотя он немощнее врагов, но не преодолен будет ими, состоя под защитою Господа, приявшего его под кров Свой; что хоть он здесь еще живет и на земле бедствует, но Царство Небесное считает своим, ради общения с Господом, на Небеси уже царствующим. Так и во всем. Характеристическая черта сей степени веры та, что верующий все, что Господом для рода человеческого сделано, присвояет себе так, как бы то все сделано именно для него. Истинную веру в сердце имеющий, подобно апостолу Павлу, исповедует: верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне 1). Сын Божий весь мир возлюбил и за весь мир предал Себя, но святой Павел, а с ним и всякий верующий сию Его любовь и сие Его благодеяние себе присвояет. Такое исповедание есть венец веры, и оно не иначе возможно, как когда делом примет кто оправдание, освящение, возрождение и очищение!..
Таково полное правило веры нашей! Начинается она знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая таким образом всеми силами существа нашего и укореняясь в
1) Гал. 2, 20.
506
основах его. И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость 1). В них совершается то, что Господь сказал о доме, построенном на камени. Такого не пробуй никто сбить какими-либо умствованиями. Что удары песчинок о твердую стену: то все эти недоумения и сомнения для души, истинно верующей. На все их одно отражение: «Я знаю, что истина в вере нашей; ибо испытываю целительность ее». Больной, вылечившийся каким-либо лекарством, и слушать не станет тех, кои стали бы говорить ему что-либо против сего лекарства. Как может он считать его не целительным, когда от него получил облегчение! Так и здесь. Станет ли слушать пусторечия модной учености, восстающей на Господа и на Христа, или колебаться от совопросничества: «Почему и для чего» — тот, кто испытал силу веры? «Тут истина,— будет твердить он на все попытки поколебать его, — тут истина: ибо я сим путем принял силу, которою и действую, не колеблясь ничем от сопротивных, — уврачевал все немощи мои и приведен ко Господу, общение с Коим во Иисусе Христе и составляет существо жизни моей духовной». Пока еще только познает веру душа, можно ее колебать вопросами, даже иногда легко решаемыми. А когда она исцелится верою, тогда для нее ничто и
1) Гал. 6, 16.
507
нерешенные недоумения. Так неукоренившийся стебль вырывается и уносится легким ветром, а укоренившееся древо не боится напора и сильной бури.
Сим толкованием я желал бы навести мысль вашу на разумение, в чем заключается защитительная сила веры нашей, а чрез уразумение расположить к стяжанию сей силы. Она не в знании, но в чувстве,-и не в чувстве только, но и в жизни. Только на сей последней степени она тверда, как смерть, и безопасна от всяких возражений и нападений. И вот чего держитесь, когда станете исполнять заповедь Апостола: себе искушайте, аще есте в вере 1). Аминь.
9 мая 1864 года
1) 2 Кор. 13, 5.
508
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.