Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в Неделю двадцать третью по Пятидесятнице. Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост

В НЕДЕЛЮ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

УБЕЖДЕНИЕ К СОБЛЮДЕНИЮ ПОСТА В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

С нынешнего дня начинается святой пост, Церковью Божией установленный затем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению Воплощенного Бога, — в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святой Четыредесятницы; потому они небрегут о нем и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаков, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост, точно, легче Великого и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью — для нашей немощи.

586

 

 

Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.

Итак, когда Святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, — освятим восстановлением в мысли высокого назначения, строгим исполнением церковного в нем устава и еще паче очищением совести в Покаянии и укреплением себя Святым Причастием Тела и Крови Христовых. Смотрите, как говорят о нем святые отцы! Один говорит (Симеон Солунский): «Пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово, — не на камнях начертанное, но от Девы Воплотившееся и Родившееся, и приобщаемся Его Божественной Плоти». Другой учит (Лев Великий): «Хранение воздержания запечатлено у нас четырьмя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда должно стараться

587

 

 

нам — постом и милостынею истреблять грех, который бренностью плоти и нечистотой пожеланий приумножается». Вот как рассуждают богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! Примем же к сердцу внушение, столько нам благопотребное и спасительное. Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета — очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты —нередко и против воли их. И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие: так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви установила посты, — все четыре, — с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, в отдых тем, кои утомлены многозаботливостью житейскою, в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбой или падением. Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою Небесною пищей и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись пути пустынно-

588

 

 

го, пока достигнешь высокого Синая — праздника Рождества — для восприятия ощущений Бога, к нам приближающегося, по мере труда твоего и степени приготовления.

Или что я обращаюсь к ревностному и бодренному? Горящие духом ревнители христианского жития — сами,— без напоминания,— и попостятся, и долг христианский в пост исполнят как должно. Но что сказать вам, больные изнеженностью, страшащиеся за здоровье от перемены блюда, модничающие независимостью и разорванием всех уз, налагаемых отеческими обычаями, возносящиеся выше облак и охочие недальнозорко — указывать Вышнему в Его исправительных законоположениях и уставах несообразности с природою, вами же испорченною? Сказал бы вам одно: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдаете 2). Но в чаянии и еще остепенить борзость 3) неудержимой мысли вашей и вашего своенравия, приведу вам на память яблоко райское, красное на вид и приятное на вкус, сгубившее и губящее род наш,— чечевицу, лишившую чревоугодливого первородства, — мяса, пустыню наполнившие гробами похотений,— небольшую часть меда, отнявшую победу и готовившую смерть сыну царя,— тот

1) Мф. II, 17.

589

 

 

пир, в котором свыше дана надпись: мани, текел, фарес 1), тогда же исполнившаяся, — и этого юношу, изъядшаго вся и желавшего потом насытиться от рожец, яже ядаху свиния 2), — и богача, на вся дни светло веселившегося, а — там — искавшего капли воды, чтоб устудить язык, и не получившего 3), — напомню все сии пагубные следствия непощения и невоздержания, — чтоб приложить к сему: имеете разум — учитесь же. И не будете яко конь и меск, имже несть разума 4) — коим браздою и уздами челюсти востягивают, когда они упорствуют и не покоряются. У этих кормило — узда; а у разумных — разум.

Но есть разум кривотолкливый: не его я разумею; а разум здравый, меру свою знающий, не взимающийся на разум Божий, а ему покорствующий и волю свою смиренно под его иго подклоняющий. Его восставьте в себе и силу ему дайте. И он научит вас не отказываться от того, что Бог законоположил устами Церкви; а напротив,— сил не щадить в засвидетельствование своего послушного ей сыновства; научит: не слушать опасливых за здоровье внушений, указывая не в посте, а в непощении — источник нездоровья тела и расслабления души; прези-

1) Дан. 5, 25. 2) Ср.: Лк. 15, 16. 3) См.: Лк. 16, 19, 22 — 25. 4) Ср.: Пс. 31, 9.

590

 

 

рать неодобрительные возгласы сторонних, уверяя, что, кто худо скажет о посте и постящемся, тот этим самым хуже скажет о себе, нежели о них; не видеть и ныне безвременности в строгом исполнении уставов Святой Церкви, уясняя, что скорее они безвременны были тогда, как в первый раз вводимы были и еще не видели исполнителей, нежели ныне среди такого их множества; прогонять робкие помышления о недостижении той меры поста, на коей он бывает спасителен, представляя, что, когда подобострастные нам постники — Моисей, Илия, Иоанн Предтеча,— в славе ныне почивающие, только еще полагали путь пощению, — достижение высших его степеней было затруднительнее, нежели ныне, после стольких светлых примеров и опытов благоуспешных; отстранять льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным вощением, внушая, что скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного; видеть в истощении плоти меру обновления духа и в степенях постничества — лествицу духовного восхождения, которой верхний конец утверждается на Небе.

Такими и подобными помышлениями ограждаясь, мы дадим благому намерению послушания Церкви силу прорасти, окрепнуть и принес-

591

 

 

ти плод — дела покаяния и достойного прохождения предлежащего поста — в славу Господа, Воплощением нашего ради спасения Себя истощившего,— Которому и помолимся — луч света от Рождества Своего, как звезду, на нас испустить и, тем осветив примрачность поста, веселым и обрадованным шествием привести к Вифлеемским яслям,— и тогда сподобит нас со Ангелами радостно воспеть: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение 1). Аминь.

1) Лк. 2, 14.

592


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.