13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Слово в Неделю одиннадцатую по Пятидесятнице. Прощение долгов ближнему — спасение
В НЕДЕЛЮ ОДИННАДЦАТУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
ПРОЩЕНИЕ ДОЛГОВ БЛИЖНЕМУ — СПАСЕНИЕ
Нынешнее Евангелие 1) поучает нас прощению обид. Послушаем Господа и положим исполнять сию святую заповедь
Его. Почему особенно? Потому, что это есть ближайший и надежнейший путь ко спасению. Хочешь спастися — прощай всем и всё, что на кого имеешь, — и будешь спасен, ибо так говорит Господь: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный 2). А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать? Святой пророк Давид говорит: блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха 3. Блажен, — стало быть, спасен. И исполняется над таковым слово, еще издревле прореченное пророком Моисеем: «Не ходи за море
1) См.: Мф. 18, 23-35. 2) Ср.: Мф. 6, 14. 3) Пс. 31, 1-2.
579
искать спасения: близ ти глагол есть в сердце твоем 1)». Прибавлю: глагол, коим в сердце изрекается всепрощение, аще кто на кого имать поречение 2).
В житейском быту непрестанные у вас бывают столкновения, непрестанные случаи к обидчивости и возмущениям сердечного покоя — мнимыми или действительными оскорблениями. И вот то, что почти неизбежно, что само собою нападает на нас, Господь хочет обратить нам в куплю спасения и в приобретение помилования. Поминутно оскорбляем бываешь: поминутно прощай, и поминутно будешь входить все глубже и глубже в область милосердия Божеского, во всепрощающее Божие помилование, — и сим помилованием, как одеждою какою, будешь одеян, огражден и защищен от всего вредящего в тебе делу спасения.
Ничто так не сильно пред лицом Господа, как прощение обид: ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. И ничем так легко не искушаемся мы, как серчанием и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. Стало, поминутно теряем мы, вместо приобретения, которое само дается в руки. Простил бы,— приобрел бы покой в себе и помилование от Господа.
1) Ср.: Втор. 30, 14. 2) Кол. 3, 13.
580
А не прощаешь, — внутренняя тревога увеличивается, и милости от Господа не жди.
Отчего бы это мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Полагаю — от невнимания к цене прощения. Уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как лишение от обиды так представляется очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: «Из-за чего прощать» — и мы не прощаем. Восстановляйте же, в минуты обидчивости, в мысли своей и сердце своем несомненное обетование за прощение,— обетование несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только сильна причинить обида человека. Тогда какая ни встреться обида, из сердца выйдет воодушевительный голос: «Есть из-за чего простить» — и мы простим.
Простим, и прощены будем; еще простим,— и еще прощены будем; и так непрестанно. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, или в объятиях Божеского милосердия и любви. Есть ли, в чем искать нам прощения? О, как много! Поспешим же прощать, чтоб прощенными быть. И тем охотнее, что то, что простим, ничтожно; а то, в чем будем прощены,— так ценно, что и в сравнение с тем не может идти. В притче нынешней — наши грехи против Бога оценены тьмой талантов, а грехи других против нас сотнею динариев. По нашему счету,
581
примерно, положить — то в тысячу рублей, а это — в копейку. На копейку приобрести тысячу рублей! Если б в житейском быту открылась где-либо возможность такого приобретения, никого бы не удержал: все бросились бы гуда. Но никакое, самое рассчитанное, приобретение на земле так не верно, как верно обетование Господне, — и никакая оценка в земных вещах так не точна, как точна сравнительная оценка грехов наших и обид, нам причиняемых; ибо она изрекается Богом правды. Так помяни грехи, в коих прощен или ищешь прощения, и — то из благодарности за милость полученную, то в несомненной надежде получить милость желаемую и искомую — прощай,— прощай широким, отверстым, щедрым сердцем.
Пусть обида несколько унижает тебя или причиняет какой ущерб. Ведь Господь все видит. Видит движение сердца твоего, назирает за склонением его к прощению, утешается совершением там прощения и оценивает жертву твою такою ценою, какой ты и вообразить не можешь. Припомните сказание об одном иноке, который жил не так строго, но никого не осуждал, когда видел что худое, и не обижался, когда терпел что от кого. Когда он умирал, братия со скорбью окружали его одр; но он был свет л лицом и радостное являл сердце. Спросили его: «Что значит, что ты в таком состоянии?» Он ответил им:
582
«Простите меня, отцы и братия! Я грешный и нерадивый монах; но в жизни моей никого не осуждал и ни на кого не имел скорби; и вот Ангел Господень пришел ко мне и сказал: «Не осуждал ты,— не осуждает и тебя Господь. Прощал ты,— прощает и тебя Господь». Ради слов сих сердце мое от радости выскочить хочет». Так он и скончался. Видите, какое воздаяние. Как же говорить можно: «Из-за чего прощать?»
Кроме видимого порядка есть невидимый, кроме настоящего мира — Век Грядущий. Когда бы нам туда переселиться мыслию и сердцем; иные были бы у нас мысли, иные речи, иные дела, — так иные, что сего века люди, смотря на нас, стали бы считать нас буиими. По духу мира, кто не взыскателен и все прощает, того считают не имеющим достоинства; а по-настоящему, то и достоинство, чтоб прощать. Прощающий по заповеди Господа и упованию христианскому — есть человек иного, лучшего мира. Оттуда принимает он внушения и тамошние порядки соблюдает. С земли и по-земному смотрящие на него — не умеют понять его. Он делом исполняет то, что указал Апостол: аще кто мнится мудр быти в вас в вене сем, буй да бывает, яко да премудр будет 1).
1) 1 Кор. 3, 18.
583
Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, — взойдешь и к высшему. Первая степень необидливости, несерчания и, стало быть, прощения есть молчание уст. С этого и начинай. Когда обидят,— пересиль себя, промолчи, — подражая пророку Давиду, который говорит о себе: смятохся и не глаголах 1). Сделай так однажды, — в другой раз легче промолчишь. Чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой; а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум. Тогда будешь пред обидами, что твердая стена пред ударами песчинок, ветрами возметаемых. Вот до чего дойдешь, когда начнешь одолевать себя молчанием! А не начнешь одолевать себя, все более и более раздражаться будешь и дойдешь до такой подвижности на гнев, что всякая малость будет выводить из себя. А при этом как жить, не говорю по-христиански, — по-житейски порядочно? Без труда ничего не приобретешь; хочешь нравственной доброты, трудись над сердцем. Господь снабдил его таким свойством, что повторение действий облегчает труд совершения их и ограждает расположение к ним. Частое прощение обид не
1) Пс. 76, 5.
584
только сообщит легкость прощению и навык к тому; но разовьет даже жажду обид, Господа ради, при которой ударенный в ланиту подставляет другую, лишенный ризы отдает и срачицу и принужденный идти поприще едино идет два 1). Это высота, которая кажется для нас недосягаемою, на которую, однако ж, начавший, как следует, прощать — восходит легко, натурально, без особых напряжений. Прощение есть добродетель самая привлекательная, тотчас в сердце награду за себя приносящая.
Имея сие в мысли, благословим Господа, что так подручный нам даровал способ взойти на такую высоту, и помолимся, чтоб Он даровал нам силу и разум прощать, да прощены будем и сподобимся блаженного помилования и прощения. Аминь.
23 августа 1864 года
1) Ср.: Мф. 5, 39 - 41.
585
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.