Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в субботу седмицы первой Великого поста. Действительное изменение и исправление жизни — цель всею устроения нашего спасения

В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНИ — ЦЕЛЬ ВСЕЮ УСТРОЕНИЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

Слава Тебе, многомилостиве Господи! Много ли потрудились, а какую милость получили! Сам Господь с нами и в нас. Сам дал нам иметь то, что обещал: вселюся в них и похожду 1). Вопрошал ли и вас: не весте ли, яко отныне храм Божий есте? 2) Если верующий имеет свидетельство в себе, не тем ли паче приявший Господа? Держа на руках Младенца Иисуса, праведный Симеон исповедал: ныне увидели очи мои спасение Твое 3). Вам ли не увидеть и не ощутить спасение сие, когда не руками, а душою и сердцем восприняли вы не уничиженного, а прославленного Господа Иисуса? Когда царя ждут в город, знают все, что его нет еще, и желательные свои взоры обращают туда, откуда ждут его; а когда приедет он, все в один голос говорят:

1) 2 Кор. 6, 16. 2) Cp.: 1 Кор. 3, 16. 3) Ср.: Лк. 2, 30.

171

 

 

«Прибыл! Здесь уже!» Вот и мы со страхом и трепетом ждали Господа и со многою заботою готовились к достодолжному принятию Его. Се, пришел Он и принят нами. Да изрекут же все силы естества нашего сие радостное и торжественное исповедание: «Здесь уже!»

Здесь уже, во внутренней храмине души вашей. Не возмутим же покоя Его! И от Него не отойдем, и тревожить Его не станем нестройными движениями! На Нем сосредоточив безмятежное внимание, любительное попечение обратим на то, чтоб отстранить все неприятное Ему и окружить одним благоугодным и чрез это удержать Его навсегда в себе.

Здесь уже, и с Ним все спасительные щедроты Его, которые приносит Он с Собою во всякую душу, приявшую Его. С Ним всепрощение, всыновление и несомненный залог блаженства вечного. Свидетельство чему — в осязательном ощущении духовных благ, составляющих всегдашний след Его присутствия в душах и сердцах, каковы: мир, глубокий мир, который привлекает душу внутрь себя и там удерживает ее так, что ей не хочется смотреть ни на что, ни в себе, ни вне себя, кроме Того Единого, Который наполняет теперь, Собою всю ее; духовное обрадование, сладость духовная от вкушения Его Самого, Которым отсекаются все сладости иные и производится не равнодушие только, но и от-

172

 

 

вращение ко всем утехам земным; духовное просвещение, всякой душе нужное вразумление, в котором ясно печатлеется в сознании то определение истины, забытой или покрытой сомнением, то правило жизни, которому нужно дать больше места в делах наших, то предприятие, которое надо начать или кончить с большею энергией; нравственная сила, чувство мужества, готовность на все дела богоугодные, не жалея сил и не страшась препятствий, по которой душа чувствует внутрь себя безмолвно произносимое слово Апостола: кто разлучит меня от любви Божией? 1) Никто и ничто, ни муки, ни самая смерть.

Все сие дарует Господь всякой душе-причастнице, в большей или меньшей мере. Ни одна не заделается; всякая получает свое, по мере труда, сокрушения и намерения угождать Господу. И это — только семя, только еще слабое предначатие того, что обетовано нам. Не развлекайтесь, не предавайтесь суете, не возвращайтесь вспять. Потерпите Господа, и Он еще щедродательнее исполнит вас благих Своих. Нельзя нам всего дать вдруг, потому что не раз уже оказывались мы неверными. Покажем более решительные опыты верности, и к данному теперь вмале придано будет и преизбудет. Господь не мимоходом хочет заходить к нам, но, вселившись, всегда

1) Ср.: Рим. 8, 35.

173

 

 

хочет ходить в нас и с нами, как обетовал. Удержим же Его; и дары Его возрастут в нас в меру, до меры полноты их в Нем Самом 1). Удержим, — отстранив все, что могло бы понудить Его оставить дом души нашей пустым, и окружив Его тем, что могло бы расположить Его такое милостивое изречь о нас решение: «Здесь покой Мой! Здесь вселюся!» А для сего вот что сделаем: хвалебную воздадим Ему благодарность за настоящий неизреченный дар, венец всех даров Его к нам, недостойным, в порядке естества и благодати; себя самих Ему предадим, как Он нам Себя дал; принесем Ему в жертву все способности души, все силы тела, все достояние внешнее, чтоб и на нас, на всем нашем светлелось Его поклоняемое имя, и ничего не оставалось, что принадлежало бы не Ему, и чтоб потому всякий из нас мог нелестно сказать: живу не юному аз, но живет во мне Христос 2).

Отселе уже начнем порываться на исполнение того, что обещали Ему в духе сокрушения; на исправление всех своих нравственных недостатков — и в делах, и в чувствах, и в расположениях. Во свидетельство чего и для верности успеха теперь же откажемся от суетных обычаев, бросим дурные привычки, прекратим не ведущие к добру связи, все порядки изменим в жиз-

1) См.: Еф. 4, 13. 2) Ср.: Гал. 2, 20.

174

 

 

ни своей, чтоб иначе уже держать себя и дома, и в обществе. И это не на малое время, а на всю жизнь; п не в виде пробы, а в силе неизменного закона для всегдашнего поведения нашего. И в решимости нашей, в сем отношении, не попустим колебаться даже на волос, чтоб и легкого помышления не было изменить когда-либо положенному, по каким-либо уважениям человеческим.

Паче же всего, не будем отходить от Него вниманием и, непрестанно зря Его в сердце своем, непрестанною будем обращаться к Нему молитвою, ею всякое дело освящая и Господу посвящая, Ему Единому предавая вседействие в нас и на всякое угодное Ему дело сил от Него испрашивая.

Так настроившись, мы, при помощи Его, явим наконец самое угодное и самое желательное Ему действительное изменение и исправление жизни — цель всех благодеяний Божиих, цель всего устроения нашего спасения и всех наших трудов и подвигов. Не допустим, братие, быть нарушену сему желанию Господа и не отщетим сего ожидания Его от нас. Не допустим, чтоб эти ноги, учащавшие в храм, снова блуждали по путям стропотным; чтоб эти руки, воздевавшиеся на молитву о помиловании, снова простирались на

175

 

 

запрещенное; чтоб эти очи, видевшие Страшное Таинство, опять стали неправо зреть; чтоб эти уста, принявшие Тело и Кровь Господа, опять стали пустословить, срамословить и хульничать; чтоб это сердце, Господом посещенное, опять предалось непотребным желаниям и стремлениям. На то и Господь с нами, и на всякий час помощь Его готова нам. Если мы не отщетим желания Его, то и Он не отщетит ожидания нашего: и будет плод освящение наше здесь, а за него вечная радость там.

Если лукавый грех начнет подступать к нам с искушениями, не поддадимся ему; и если усугубит нападения, отвратим себя от него грозным словом Апостола, который говорит: если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколько тягчайшему, думаете, наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и посрамляет Кровь заве та, которою он освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь... Страшно впасть в руки Бога живаго! 1)

1) Ср.: Евр. 10, 26 — 31.

176

 

 

Итак, со страхом и трепетом приступив к Святым Тайнам, со страхом и трепетом будем и все прочее жития нашего время жительствовать, чтоб всегда с нами пребыл Господь и мы с Ним. Простирай каждый, на всяк час, усердную молитву к Сладчайшему Господу, говоря Ему с горячею верою и преданным сердцем:

«Величие души моей! Радость духа моего! Сладость сердца моего! Сладчайший Иисусе! Буди со мною и во мне выну и меня всесильною Твоею десницею удержи с Тобою и в Тебе! Да прилеплюсь Тебе, Господеви моему, во един дух с Тобою, да в Тебе, и о Тебе, и Тобою будут все помышления мои, словеса и деяния; без Тебя бо не могу творити ничесоже 1)! Да не ктому себе живу, но Тебе, Владыце моему и Благодетелю; да все чувства мои душевные и телесные не мне, но Тебе, Создателю моему, работают; и все силы мои душевные и телесные Тебе, Искупителю моему, да служат; и все житие мое, до последнего моего издыхания, будет во славу преславного имени Твоего, Боже мой!» (Святитель Димитрий Ростовский). Аминь.

7 марта 1864 года

1) Ин. 15, 5

177


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.