Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О цели действий христианина

VIII

О цели действий христианина.

Следует писать вам о: II) главной цели, какую должно преследовать во всю жизнь свою христианину. Но наперед посмотрите, что цель вносит в дело. Укажу вам это коротко.

64

 

 

1) дела безразличные от цели получают качество: то есть от цели доброй становятся добрыми, от худой худыми;

2) добрая цель в добром деле украшает и возвышает его, цель худая в худом деле усиливает его худобу и безнравственность. Например, кто изучает истины веры для распространения Царства Христова, или кто вольно стоит в церкви, чтоб не подумали, что он держится благочестия, или кто осуждает другого, чтоб себя выставить;

3) цель худая в добром деле съедает его доброту, а цель добрая в деле худом не сообщает ему своей доброты. В том и другом случае дело худо.

Например, кто поет или читает в церкви, чтоб показать свое искусство, а не назидать, тот доброе делает худым; а кто присвояет себе чужое, чтоб помочь, худого не делает добрым;

4) вообще, чем выше цель, тем чище и совершеннее дело, и, чем развращеннее намерение, тем безнравственнее дело.

Этих кратких положений достаточно, чтоб увериться, как важна цель в нашей деятельности. Потому стоит позаботиться о том, чтоб узнать, какую должно иметь цель в делах своих.

65

 

 

Здесь дело не о побуждениях, которыми склонять можно волю на дела и которых можно изобрести для себя много, и всякий свое, судя по своему характеру и настроению (об этом уже было сказано); но о том, что должен иметь в виду христианин, ревнуя о добродетели, чего достигает всею своею добродетельною жизнью или какая главная цель нравственной деятельности. Это с первого раза уже определяется и целью человека, и обетом христианина, именно: твори всегда дела Бога, для угождения Ему, для прославления Его святого имени. Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, Иже на небесах (ср.: Мф. 5, 16). Апостол заповедует все творить во славу Божию, даже есть и пить (см.: 1 Кор. 10, 31). К этому прибавить только надобно: ради веры в Господа. Как сам человек не восходит к богообщению без Иисуса Христа, так и дела его не взойдут к Богу без веры в Господа! Как в древней скинии кровь приносилась во Святое, и жертва была приятна Богу: так и ныне жертва дел бывает приятна Богу только ради веры во Христа, кровью Своею нас искупившего. Это особенно нужно сказать тем, кои дума-

66

 

 

ют угодить Богу, не веруя в Господа. Всуе труд их! Далее, так как Царство Христово несть от мира сего и христианин есть окаяннейший, если в веце сем точию уповает получить что от своего христианства (cp.: 1 Кор. 15, 19); то мысли и ожидания христианина должны быть все обращены в оный век: он должен работать, трудиться в надежде бесконечно-блаженной жизни. Таким образом вся цель вот какова: все твори во славу Божию, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, в надежде бесконечной жизни.

Должно только при сем помнить, что главное здесь — слава Божия, исходный пункт — вера во Христа Спасителя, конечный предел — вечная жизнь; что когда поставляется вечная жизнь в таком важном деле, какова мель нравственная, то при сем не представляется ничего корыстного, наемнического, а только полагается на вид существенная черта христианства и христиан, кои еще здесь становятся гражданами небесными и живут, чая и воздыхая о своем отечестве, с мыслию, что странники и пришельцы суть на земле, не имеющие здесь пребывающаго града, но грядущаго взыскующие (ср.: Евр. 13, 14). Что касается до других целей, то они, хотя и

67

 

 

могут быть допускаемы, по никогда не должны быть поставлены главными: от них всегда должно восходить к Богу. Здесь особенно важны цели самых дел. Каждое дело способно иметь свою цель: например, цель милостыни — помочь бедному, цель чтения — просветить ум. Но на них не должно останавливаться: ибо иначе дело будет совершенно вне главного значения христианина. Вообще, если позволить останавливаться па таких целях, то в жизнь христианина войдет бесконечное разнообразие, между тем как она вся должна иметь один тон. Тон сей сообщается ей единством цели, по коей она вся есть жертва Богу всецелая. Прославите Бога в душах ваших и телесех ваших, яже суть Божия (cp.: 1 Кор. 6, 20).

Иным кажется очень строгим — все творить во славу Божию, они потому и полагают, что при делах можно иметь и другие цели, вне Бога, только бы сии цели не исключали Бога, и вообще, говорят, можно ограничиваться тем, чтоб только чаще относить к Богу дела. Все же дела свои посвящать Богу — есть удел совершеннейших, что можно советовать, но к чему всех обязывать не должно. Как унижена тут светлая христианская жизнь! Как видимо тут нехотение и

68

 

 

леность сделать напряжение, чтоб возноситься к Богу. Но, во-первых, все посвящать Богу не есть совет, а цель необходимая, обязательная: прославите Бога в душах ваших и телесех ваших; вся во славу Божию творите (cp.: 1 Кор. 6, 20; 10, 31)... Что яснее и определеннее сего? И зачем относить сию цель к совершеннейшим только, когда направление действия не требует особого напряжения: кто творит уже добро, скажи ему только, чтоб он мысленно и сердечно посвятил его Богу. Какой здесь труд! Другое дело пробудить грешника от сна греховного или оживить ослабевающего. Здесь надобно устрашать его, потрясать — представлять пагубные следствия греха и благие плоды добродетели и прочее; но это не цели, а возбудители воли, как говорено прежде. Во-вторых, говорить: позволительны и другие цели, лишь бы они не исключали Бога,— значит, что мы делами своими как будто милость какую оказываем Богу; а говорить: довольно сколько-нибудь дел посвятить Богу — значит, будто Бог есть нечто стороннее в нравственной жизни.

Такими мыслями порядок извращается. Христианин от Бога рожден есть, и к Богу должен относить дела свои все до одного, и

69

 

 

всю жизнь свою освятить одною сею целью. Если мы станем рассматривать языческую нравственность, то есть как там действовали добрые люди, то найдем точное приложение сих правил; равно и у христиан, оставленных без назидания. Но те и другие не знают существа дела. Теперь из жаления их дел не следует извращать истинного смысла и порядка жизни чистой и святой, а скорее, следует вразумлять всех и всюду, в чем истина. Христианин не есть лицо, преданное влечению случайностей, а лицо самоправительное. Скажи ему, как собою править, и он будет править. Нет, доброе дело, не для Бога и не по вере в Господа совершенное, не есть христианское, а есть простое добро естественное. Как, например, естественно рассуждение в уме, но оно не добродетель: так и дело доброе не для Бога естественно в духе, но не добродетель.

Следует теперь заключить, что все другие цели, кроме показанной, не суть цели истинные и дела, по ним совершаемые, в той мере теряют свою цену, в какой удаляются от нее. О худых же целях, вытекающих из эгоизма, и не говорится. Услышите сие и направляйте так сердце свое всякий раз, как делаете какое дело. Ведь и это устремление

70

 

 

дел своих к Богу имеет нужду в подвиге потому особенно, что оно заслоняется ближайшими целями. Так минуйте всегда умом и сердцем сии ближайшие цели и восходите пред лице Бога; и Ему посвящайте всякое дело свое и тем освящайте его. Благослови вас, Господи!



Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.