Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Образ совершения христианином дел своих. Молитва в составе дел христианских. Невидение добрых дел.

V

Образ совершения христианином дел своих.

Немножко я замешкался. Поспешу вам очертить последние два приема, какие употребляет христианин в делании дел своих, именно: молитву и невидение, незамечание дел своих добрых.

3) МОЛИТВА В СОСТАВЕ ДЕЛ ХРИСТИАНСКИХ

Есть молитва — одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно-христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою. И вся вообще жизнь его по преимуществу есть жизнь молитвенная, как заповедует Апостол: непрестанно молитеся... Всякою молитвою и молением, молящеся во всяко время духом (cp.: 1 Сол. 5, 17; Еф. 6, 18).

При сем он молится ко Господу: а) о вразумлении, чтоб духом премудрости Своей внушил, что именно угодно Ему в многообразных стечениях обстоятельств (см.: Иак. 1, 5), как молился Ему пророк Давид: пути

34

 

 

Твоя Господи скажи ми и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою и научи мя (ср.: Пс. 24, 4—5); б) молится об укреплении слабых сил своих, да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст ему по богатству славы Своея силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке (ср.: Еф. 3, 16). Возгревши молитвою ревность к богоугождению, он чувствует, как вся может о укрепляющем его Христе, и в чувстве сей крепости благонадежно совершает благие дела;

в) молитвою, наконец, приносит Богу в жертву и себя и дела свои, смиренно умоляя, чтоб покрыл, милостию Своею, как сие дело, так и все другие дела и всю жизнь. Как вначале он всего себя предал Господу, гак и после всякое помышление, слово и дело Ему приносит, как жертву правды (Пс. 4, 6), Ему благоугодную (см.: Евр. 13, 16).

Таким образом, молитва при добром деле показывает, что это есть истинно-христианское дело; дело же без молитвы есть не христианское. «Невозможно тому быть, чтоб без молитвы житие христианское было», говорит Златоустый (у Преосвященного Ти-

35

 

 

хона 1). «Глава всякого благого тщания и верх добрых дел есть всегдашнее в молитве пребывание, чрез которую и другие добродетели приобретаем» 2), учит святой Макарий...

Приложением молитвы к добрым делам и понуждением себя на них, несмотря на сопротивление сердца, по святому Макарию, христианин скоро востекает на верх добродетелей и начинает творить заповеди Божии уже без всякого труда, с охотою и услаждением 3).

4) НЕВИДЕНИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ

Последнее же существенное свойство и как бы заключение христианских дел есть невидение их, как бы незамечание. Христианин, и все сотворивши, говорит, что он раб неключимый (ср.: Лк. 17, 10); почему окон-

1) См.: Святитель Тихон Задонский. Плоть и дух, или Собрание некоторых нравоучений из Святого Писания и толкователя оного, святого Златоустого, с рассуждениями в пользу духовную, Сочинения. Т. 2. С. 171.

2) Краткие поучения о главнейших спасительных догматах веры. 6 февраля. О плодах молитвы. Святого Макария.

3) См.: Краткие поучения... 4 февраля. О совершенной молитве и плодах ее. Святого Макария; 26 ноября. Како приуготовляти себе к добродетельной жизни. Святого Макария.

36

 

 

нательную надежду спасения полагает в Господе Иисусе Христе. «Таково основание христианства, что хотя бы кто совершил все дела правды, то он не должен останавливаться на них, надеяться на них и думать, что он уже много сделал» 1). «Посему, и вкусивши христианства, думай, что ты еще не прикасался к оному, и сие должно быть не поверхностно, но как бы насаждено и навсегда утверждено в мысли твоей» 2).

Возможность такого расположения объясняется живым сознанием силы Божией в себе или того, как она совершает в нас добрые дела. Если Бог действует в нас, и еже хотети и еже делати (ср.: Флп. 2, 13); то что и видеть в себе своего или на чем остановиться вниманием? Посему душа боголюбивая, праведно приписывая все дела свои Богу, себя чувствует постоянно ничтожною и презренною 3). С другой стороны, душа, воистину боголюбивая и христолюбивая, хотя и многочисленные сотворит добродетели, так себя ведет, как бы ничего не сотворила ради ненасытимого ко Господу желания. Она никогда не мнит себе быти

1) Преподобный Макарий Египетский. Слово 6, О любви, 30.

2) Там же, 2.

3) См.: Преподобный Макарий Египетский. Слово 7, О свободе ума, 8.

37

 

 

нечто; но, чем более духовно богатеет, тем недостаточнейшею себя считает, ненасытным к небесному Жениху духовным желанием воспламеняясь, как говорит Писание: идущий Мя еще взалчут и пиющии Мя возжаждутся (ср.: Сир. 24, 23) 1). Плод спасительный сего тот, что:

а) христианин непрестанно начинает только жить по-христиански, считая ничем все прошедшее, как свидетельствует о себе и апостол Павел: аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простирайся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе.— Не зане уже достигох, или уже совершихся: гоню же аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса (ср.: Флп. 3, 12—14);

б) христианская жизнь посему есть беспрерывное покаяние. Всякое мгновение он возносит покаянное воззвание к Богу о помиловании и очищении то помыслов, то движений сердца, то другого чего незамеченного.

Таким образом, действительно всякое дело христианское от Бога идет и к Богу возвращается. Если на каком-нибудь из по-

1) См.: Преподобный Макарий Египетский. Беседа 10, 1, 4.

38

 

 

казанных пунктов душа что-нибудь присвоит себе, то попрепятствует образованию истинно-доброго дела. Из того произойдет — призрак добра. Действуя же так, как показано, христианин беспрерывно предает себя Богу во всем и, следовательно, беспрерывно находится в общении с Ним.

Судя по всему прописанному, можете убедиться, что христианское дело не то же, что всякое другое,— ибо есть особого рода повороты сознания, ума, воли и сердца, кои запечатлевают действия христианина особым характером. У христианина свое состояние личности, свое отношение к деятельности и свой порядок совершения каждого дела, как это вы видите. Вонмите сему и судите себя по сему. А других судит Бог.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.