13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Соотношение составных частей существа человеческого у христианина и человека-грешника.
XXII
Соотношение составных частей существа человеческого у христианина и человека-грешника.
Указанная прежде противоположность людей, живущих по духу Христову, под действием Божией благодати, и людей, чуждых сего духа и отметающих благодать, откроется еще с большею очевидностью, когда увидите, каково состояние общего устройства всей природы человеческой и главных ее свойств и каково состояние ее сил и способностей.
Общее устройство природы человеческой определяется сочетанием разных сил его и способностей и разных частей его состава. Так, все разнообразие наших внутренних действий, сознаваемых сводится к трем исходным началам, или силам: познающей, желающей и чувствующей. Все же силы сии сосредоточиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: я, которое есть слияние и нераздельное единство всех сил. Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса.
196
Далее, то, что познания, желания и чувствования являются в нас не только на различных степенях, но даже в противоположных направлениях, заставляет, кроме других оснований, допускать в составе существа человеческого три части: дух, душу и тело, из коих характер первого — отрешение от чувственного, последнего — погружение в нем, средней же — совместность того и другого. Цель и назначение первого есть общение с Богом и миром духовным, последней — по-
197
средничество в сношении с миром чувственным; средняя должна от чувственного чрез дух восходить к Богу и одуховляться и от Бога чрез дух низводить одуховление чувственному. Части сии в составе нашем не лежат одна подле другой, но все, также как и способности, сходятся в нашем лице (я), ему присвояются и суть для него постоянные средства. Лицо человека (я) есть единство духа, души и тела.
К существенным свойствам человека принадлежит: 1)то, что он одарен сознанием, может говорить о себе — я, или есть лицо. Это такое свойство, по коему человек, утверждая свое собственное бытие и бытие вещей вне себя, отличает их от себя, а себя от них, говорит о себе — я, а не они, а о тех — они, а не я. Оно получает название самосознания, когда обращается внутрь, к себе исключительно. В сем обращении в себя оно опять может отличать себя от своих действий или свое бытие от того, что исходит из него, возносясь как бы над тем и другим. При сем, так как к бытию нашему могут прилагаться чуждые, сторонние силы, то, сознавая свое бытие, он может сознавать себя не как себя, а как иное лицо (у бесноватых);
198
2) разумно-свободная самостоятельность. Самостоятельность принадлежит существу, которое не есть явление другого существа, а само есть источник всех явлений, от него исходящих. Таких самостоятельных существ много (субстанций). Отличительное свойство человеческой самостоятельности состоит в том, что он не только производит действия, но и видит их, не только видит, но и правит ими по своему усмотрению и разуму. Это свойство однозначительно с разумною свободою;
3) жизненность. Человек есть живое существо. Есть силы мертвые, например, электричество, магнетизм. Они в каждое мгновение суть то, чем быть им должно, не развиваются. Человек в минуту происхождения не есть то, чем ему быть должно, а развивается, образуется, растет, преспевает. И растение сначала, в семени, есть только будущее возможное растение; становится же действительным растением чрез принятие в себя чуждых элементов и усвоение их себе. Возрастание духовной природы человека происходит другим порядком. Она зреет разнообразием собственных произведений: мыслей, чувств и желаний, которые, обращаясь внутрь, осаждаются как бы в ней и состав-
199
ляют для нее пищу или элемент возрастания. Посему свойство жизни ее всегда можно определять свойством ее действий. Особеннейшая же черта жизни, свойственной человеку, есть бессмертие, предполагающее бесконечную его усовершимость.
Теперь спрашивается, в каком состоянии соотношение составных частей существа человеческого и его способностей и существенные его свойства прежде, чем человек станет жить по-христиански, и после того, как он решится на сие дело и окрепнет в нем.
Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково: тело должно подчиняться душе, душа духу, дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от со присущего ему Божества, сила души над телом — от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и со-
200
знанием погряз в чувственность. Человек, до приятая новой жизни в Господе Иисусе Христе, именно находится в этом состоянии низвращенного соотношения составных частей его существа, подобие которому представляет зрительная трубка, когда составные ее части вдвинуты одна в другую.
Так, слово Божие, говоря о грешниках, забывающих Бога, постоянно почти называет их плотскими, редко душевными, а духовными не только не называет, даже почитает их противоположными таковым.
Еще о первом, допотопном мире сказал Бог: не имать Дух мой пребывати в человецех сих, зоне суть плоть (ср.: Быт. 6, 3). Явно, что преданность плоти погашает дух и отчуждает от Бога. У пророка Давида говорится: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподовися им (Пс. 48, 13), то есть честь богоподобия, отраженную в его духе, заменил скотством, предавшись плоти. Апостол Павел о состоянии людей до принятия благодати в христианстве говорит, что тогда они были во плоти, потому страсти греховныя действовали в них (ср.: Рим. 7, 5), жили в полотел плоти, творяще волю плоти и помышлений (ср.: Еф. 2, 3), или, как говорит
201
апостол Петр: в след плотския похоти сквернения ходили (ср.: 2 Пет. 2, 10). Апостол Иуда неверных прямо называет телесными, духа не имущими (см.: Иуд. 1, 19). И вообще в слове Божием плотяности приписывается все зло. Сущии по плоти, плотская мудрствуют, мудрование же плотское смерть и вражда на Бош есть (ср.: Рим. 8, 5—7), подчинившиеся коему Богу угодити не могут (Рим. 8, 8), почему пожнут от плоти истление (ср.: Гал. 6, 8).
Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ей, или душевен человек, не приелыет, яже Духа Божия (ср.: 1 Кор. 2, 14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. Святой апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большею ловкостью, прибавляет: несть сия премудрость от Бога, но земна, душевна, бесовска (ср.: Иак. 3, 15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны ...
202
Где же дух у такого рода людей? В них же; но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, не свойственных душе и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрешаются от земли, наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права. Мучения совести, боязнь Судии Бога, постоянная тоска — это суть его действия на душу, его стоны, отзывающиеся в сознании душевном. Так в людях чувственных и душевных дух тлеет, как искра под пеплом. Возбуди его или, лучше, не мешай ему возбуждену быть словом Божиим, проходящим до разделения души и духа (см.: Евр. 4, 12), и он явится во всей своей силе и власти.
В человеке же, прилепившемся к Господу Иисусу Христу и благодать Его приявшем, все сие имеет себя иначе. Как свойственно рабу Христову, он распял плоть свою со страстьми и похотъми (ср.: Гал. 5, 24). С первого раза, когда только полагает еще намерение работать Господу, он определяет
203
уже себя на самоумерщвление, а потом и постоянно не по плоти ходит, но по духу (ср.: Рим. 8, 1, 4), духом умерщвляя деяния плотская (ср.: Рим. 8, 13). Он как бы несть во плоти, но в дусе и не должен плоти, еже по плоти жити (ср.: Рим. 8, 9, 12).
Прияв слово, проходящее до разделения души и духа (ср.: Евр. 4, 12), он берет душу в свою власть и приносит ее в жертву Богу (см.: Мф. 10, 39), начинает огребатися от похотей, яже воюют на душу (ср.: 1 Пет. 2, 11), подчинять ее слову, могущему спасти (ср.: Иак. 1, 21), и таким образом преобразует ее всю, назидает ее духом чрез веру или послушание истине (ср.: 1 Пет. 1, 22; Иуд. 1, 20), приучает ее предавать себя в благотворение (ср.: 1 Пет. 4, 19), и сердце ея обрезывает духом (ср.: Рим. 2, 29), и все богоугодное, еже аще творит, заставляет творить от души, чего прежде она не хотела (см.: Кол. 3, 23). Работая таким образом Богу всею душею и от души (Еф. 6, 6; Мф. 22, 37), он обретает покой душе своей (Мф. И, 29), прозревая кончину веры — спасение души (ср.: 1 Пет. 1, 9), что, как котву, имел для души своей (см.: Евр. 6, 19).
204
Вследствие сего у него жизнь духовная совершенно поглощает жизнь плотскую и душевную. Он прославляет Бога в душе и телеси своем (cp.: 1 Кор. 6, 20); у него все производится в духе и духом; служит он Богу и работает духом и в обновлении духа (ср.: Рим. 1, 9; 7, 6; Флп. 3, 3), тщанием он не ленив оттого, что горит духом (ср.: Рим. 12, 11); ходит духом и похотей плотских не совершает (ср.: Гал. 5, 16); сеет в духе (ср.: Гал. 6, 8); исполняется духом (см.: Еф. 6, 18); к слушанию истины преклоняется духом (см.: 1 Пет. 1, 22).
Отчего так? Христианин ходит духом оттого, что живет Духом (ср.: Гал. 5, 25), что Дух Божий живет в нем (ср.: Рим. 8, 9; 1 Кор. 3, 16); что он стал храмом живущаго в нем Духа Святаго, напоился Духом (ср.: 1 Кор. 12, 13; 1 Кор. 3, 16; Еф. 2, 22). Сей Дух, пришедши чрез слово, разделившее душу и дух, высвободил сей последний из теснейших его душевно-плотских уз, ибо где Дух Господень, там свобода (ср.: 2 Кор. 3, 17), и тем положил начало новой, духовно-благодатной жизни (см.: Рим. 8, 23). С таким обручением Духа (см.: 2 Кор. 1, 22) зреет потом пота-
205
еный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа (1 Пет. 3, 4). Христианин больше и больше утверждается Духом Божиим — во внутреннем человеце; вселяется верою Христос в сердце его, в любви вкореняемое и утверждаемое (ср.: Еф. 3, 16—17); ибо прилепляяйся Господу един дух есть с Господем (cp.: 1 Кор. 6, 17); почему вышних ищет, идеже есть Христос о десную Бога седя, горняя мудрствует, а не земная, и живот его сокровен есть со Христом в Бозе (ср.: Кол. 3, 1-3).
Отсюда видно, что истинный христианин и нехристианин, или христианин ложный, по составным частям существа человеческого состоят в противоположности. Что у одного первое, то у другого последнее. У того первое — дух, у сего он заглушен; у того первое — плотяность, у сего она отрицается, подавляется, распинается, умерщвляется. Средняя — душа — подчиняется, очевидно, господствующему: у одного духу, у другого телу. Посему истинное соотношение частей существа человеческого: совершенный дух, душа и тело (см.: 1 Сол. 3, 23) — есть только у тех, кои соделались Христовыми. В них, следовательно, и истина человеческого суще-
206
ства; вне же христианства не истина, а ложь, как бы призрак человека.
Не показалось бы кому жестоким слово сие. Жаль некоторых язычников, так высоко стоящих во мнении, и некоторых именующихся христианами, силы же его отвергшихся, кои тоже не без заметных достоинств. Но потерпите. Чем дальше, все будет яснее и яснее раскрываться проводимая нами истина, что истинно-человеческая жизнь на деле может быть видима только в христианстве, в тех, кои сочетаваются с Христом и приемлют Дух Его.
Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.