Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Общие черты грешника и христианина истинного, по указанию слова Божия.

XXI

Общие черты грешника и христианина истинного, по указанию слова Божия.

Хорошее пришло вам желание подробнее узнать, как отпечатлевается христиански добродетельная жизнь во всем существе человека и на всех отправлениях его сил. Но не знаю, как удовлетворить вашему желанию. Это поведет очень далеко. Начну понемногу

187

 

 

и буду писать. Успею — успею, а не успею, так и быть. Дело сие не маловажно. Тут яснее всего можно увидеть, что производит в человеке Божественная благодать, ради покорности человека указаниям слова Божия, и что бывает с человеком, когда он, оставаясь сам с собою, следует внушениям своей воли и своего разума, и тем более, когда предается какой-либо страсти или греху.

Отличительное свойство христианской жизни то, что она есть жизнь благодатная. Потому к плодам ее, или к ее действиям на наше существо, относится не то одно, что может производить в нас добродетель вообще, но то особенно, что производит в нас, ради желания добра и труда по сему, Божественная благодать. Равно и противоположная ей жизнь нехристианская отличается не только тем, что производит грех в человеке, но и тем, что бывает с ним вследствие того, что он теряет или не принимает Божественной благодати. Чтоб не путаться в словах, я буду означать ту и другую соответственными словами: христианин, нехристианин, благодатный, безблагодатный, ревнующий о христианской жизни, преданный греху и страстям. На первый раз извлеку вам из слова Божия общие черты, коими обозначается та и дру-

188

 

 

гая жизнь или человек, держащийся той или другой жизни. Если собрать все места Писания, относящиеся к сему, то в них найдем ответы на следующие вопросы: что есть та и другая жизнь по происхождению своему, по действиям, по общему духу, по обществу, в коем развивается, и по своей участи?

Человек вне христианства, или пребывающий в грехе, естественным путем рождения происходя от первого Адама, падшего, и по внутренним, нравственным свойствам своим почитается совершенно с ним схожим, то есть пребывающим в отпадении от Бога. Будучи, таким образом, истым его выражением, он называется и ветхим, как бы столько же существующим, сколько род человеческий, или ничего в себе нового не заключающим, таким же, каковы все исстари. Апостол пишет, что мы облекаемся в образ перстного (см.: 1 Кор. 15, 49) в рождении, и если не отложим сего ветхого человека (см.: Еф. 4, 22), то навсегда останемся такими же, каков перстный (см.: 1 Кор. 15, 47—48).

Действия сего подобника Адамова, как ветхого человека, преимущественно греховны. Ему принадлежит прилежное помышление на зло от юности (см.: Быт. 8, 21), потому что он зачат в беззакониях и рожден во

189

 

 

грехах (см.: Пс. 50, 7), даже продан под грех (см.: Рим. 7, 14). Сия вошедшая в него путем рождения сила греховная властвует в нем с непреодолимостью, живет, как господин (см.: Рим. 7, 20—23); так что все существо человека со всеми членами его есть не что иное, как тело греха, и силы его суть орудия неправды (см.: Рим. 6, 12—13). Посему очи его исполнены блудодеяния и непрестанного греха (см.: 2 Пет. 2, 14); гроб отверст гортань его (см.: Рим. 3, 13); он необрезан сердцы и ушесы (ср.: Деяи. 7, 51); нозе его на зло текут и скоры пролияти кровь (ср.: Ис. 59, 7).

Такое основание внутренней жизни показывает на иное некое происхождение по духу, именно от диавола. Ибо исперва диавол согрешил, а потом уже и все люди, кои и бывают грешниками не иначе как от диавола, почему и называются детьми его (см.: 1 Ин. 3, 8, 10), семенем змия (Быт. 3, 15) или, прямо, змиями, порождениями ехидниными (см.: Мф. 3, 7; Лк. 3, 7; Мф. 23, 33), а диавол — отцом их (см.: Ин. 8, 44). По такому родству с диаволом, они суть истые преемники духа его, духа богоборства, вражды на Бога и противления Ему явного и тайного. Все святое и Божественное всем им

190

 

 

вообще неприятно, а некоторым даже противно. Богу говорят: отойди от нас; или: что Вышний, не вем Бога (фараон) (см.: Исх. 5, 2); Духа Божия не принимают (см.: Ин. 14, 17), людей Божиих ненавидят и преследуют (см.: 1 Ин. 3, 13).

Вся совокупность таковых людей, порождений диавола, исполненных духом богопротивления, составляет область сатаны мрачную (см.: Деян. 26, 18), в которой он живет, имеет свои глубины (см.: Апок. 2, 24), или престол, и, как князь мира сего и Бог века (см.: 2 Кор. 4, 4; Ин. 12, 31), всем правит посредством миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см.: Еф. 6, 12). Эта область есть мир, лежащий во зле (см.: 1 Ин. 5, 19), преисполненный скверн (см.: 2 Пет. 2, 20), валяющийся в похотех (см.: 2 Пет. 1, 4), ослепленный (см.: 2 Кор. 4, 4) и в ослеплении буйствующий и преследующий все святое и всех святых и ревнующих о святости; мир, одна любовь к которому есть вражда на Бога и друг коего есть враг Божий (см.: Иак. 4, 4). Дух ослепления и упорного буйства есть прямой дух мира или сатаны (см.: 1 Кор. 2, 12).

Жалка участь сих людей! Она одинакова с миром и сатаною. Будучи естеством

191

 

 

чадами гнева (см.: Еф. 2, 3), они потом в продолжение жизни собирают себе гнев в День гнева и откровения праведного суда Божия (см.: Рим. 2, 3); кончина их погибель (см.: Флп. 3, 19), и им блюдется мрак темный вовеки (см.: 2 Пет. 2, 9,17; Иуд. 1, 13).

Ни один из таковых не спасется иначе, как под условием обращения и покаяния ради веры в Господа Иисуса Христа, действием благодатного возрождения. Веруяй в Господа не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия (ср.: Ин. 3, 18). Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин. 3, 3). Веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (ср.: Ин. 3, 36).

В человеке, зачавшем в себе истинно-христианскую жизнь, все сии стороны совсем противоположны.

Так, рождается он свыше и образом совершенно новым, то есть водою и Духом (см.: Ин. 3, 3), чрез приобщение ко Христу, единому истинному источнику истинно-человеческой жизни, и чрез облачение в образ сего небесного человека — нового

192

 

 

Адама, нового родоначальника истинных людей (см.: 1 Кор. 15, 49), почему и называется человеком новым, совлекшимся ветхого (см.: Еф. 4, 24), новою тварью о Христе Иисусе (см.: 2 Кор. 5, 17).

Рожденный не от похоти плотской, но от Бога, он приемлет область быть чадом Божиим (ср.: Ин. 1, 12—13), ради Господа Иисуса Христа, преискренне приобщившегося плоти и крови и соделывающего верующих причастниками Божеского естества (см.: 2 Пет. 1, 4), которые, потому что водятся Духом Его, суть сынове (Рим. 8, 14), приявшие Духа сыноположения, по Которому вопиют: Лева Отче (Рим. 8, 15) и Который спослушествует духу их, что они суть сынове (см.: Рим. 8, 16). В чувстве сего сыновства они наслаждаются благоволением Божиим, исполняются любовью к Богу и из любви ревнуют о славе Его. Все Божеское есть как бы их собственное.

По сему происхождению, в них как дух жизни, так и самые дела святы и Божественны. Еще прежде сложения мира они определены быть святыми и непорочными в любви (см.: Еф. 1, 4) и по исполнении времен созданы во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходят (см.: Еф. 2, 10); и

193

 

 

действительно, ходят в обновлении жизни, по подобию светлости воскресшего Господа (см.: Рим. 6, 4), как ревнители добрым делом (Тит. 2, 4). Ибо как корень свят, так и привитое к нему свято, по звавшему святому (cp.: 1 Пет. 1, 15).

Все же такие в совокупности составляют род избран, царское священие, язык свят, людей обновления — возвещать добродетели из тьмы призвавшего их в чудный Свой свет (см.: 1 Пет. 2, 9); все зиждутся во храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2, 5), созидаются в жилище Божие духом, в Церковь Святую о Господе (см.: Еф. 2, 21—22), из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию (ср.: Еф. 4, 16), и таким образом составляют тело Церкви, которой глава Христос,— исполнение исполняющаго всяческая во всех (Еф. 1, 23), а они суть уды Его от плоти Его и от костей Его (ср.: Еф. 5, 30; Кол. 2, 19).

Такие люди, все в совокупности и каждый по частям, состоя еще здесь под особен-

194

 

 

ным Божиим благоволением, особенно блюдутся для высоких наград в будущем. Аще Бог по нас, взывает Апостол, кто на ны? Кто поемлет на избранный? Бог оправдаяй (ср.: Рим. 8, 31, 34). Это здесь, а в будущем они, как чада, суть наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу. Слава же и величие сего наследия так высоки, что его чает вся тварь (см.: Рим. 8, 21). Как каждый из них есть сын, то необходимо уже есть и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4, 7). Посему их жительство на небесех есть, отнюдуже и Спасителя чают, Господа Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, во еже быти ему сообразну телу славы Его (ср.: Флп. 3, 20—21). По виду они странники и пришельцы, делом же сожители святым и присные Богу. Здесь они только на время; а отечество их, где они вписаны в гражданство, не здесь, а на небе.

Ограничусь этим. Видите, как мрачно первое и как отрадно второе! Конечно, есть разные степени в той и другой стороне; но больше или меньше все прописанное свойственно каждой степени. Иной ужаснется того, как мрачно изображены грешники; что же делать? такое мрачное лицо их не человеком

195

 

 

писано, а словом Божиим неложным. Вот, чем дальше, тем больше будет оправдываться сие общее очертание той и другой стороны. Подождите!

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.