Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О видах грехов

XVI

О видах грехов.

Чтоб ближе познакомить вас с грехом, перечислю разные его виды, ибо в них злая и мрачная природа его очевиднее. В руководство при этом возьмем простую мысль о грехе. Грех есть преступление заповеди, повелевающей или запрещающей что-либо делать, преступление произвольное, непринужденное. Отсюда: 1) есть грехи опущения и нарушения заповеди. Господь заповедал: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 13); должно одно делать, а другого не делать. Посему, когда делаем, что не должно, творим грех и, когда не делаем, что должно, тоже творим грех. И нарушение, и неисполнение заповеди есть грех. Первое преступнее последнего, так как нарушение заповеди требует особого напряжения сил и не может произойти иначе, как от большого упорства и развращения воли. Должно, однако ж, помнить, что и опущения бывают очень важные и нередко важнее самых нарушений. Это особенно должно сказать о тех случаях, в коих опущение сие зависит от постоянного и всегдашнего небрежения о законе или от презрения к нему, равно как и о тех, в коих опускаются обязанности, или важные сами

141

 

 

по себе, или такие, коих опущение влечет за собою вредные и разрушительные для других последствия. Таково опущение обязанностей своих отцом, священником, воспитателем и прочее. В слове Божием нарочито указывается виновность опущения в случае самом решительном, именно на Последнем суде. Так, неключимому рабу, скрывшему талант, говорится: вверзите его во тму кромешнюю (ср.: Мф. 25, 30); и тем, кои жестокосерды к бедным, сказано будет: понеже не сотвористе... отъидите от Мене (ср.: Мф. 25, 40—41).

Потому всякому ревнителю о совершенстве нравственном всемерно должно восстановлять в совести своей чувство обязательства к положительным предписаниям закона и исполнять их; в случае же нарушения возбуждать соответственное жаление и скорбь о том и очищать его покаянием, потому что часто не только необразованные, но даже довольно сведущие в своих обязанностях потому только, что не сделали больших нарушений и преступлений, говорят: да что же такое я сделал? — ни во что вменяя допущенные опущения, сколько б они важны ни были;

142

 

 

2) более разнообразия вносится в область греха тем его свойством, что он есть нарушение или опущение заповеди непринужденное, свободное. Так как все действия свободные совершаются взаимодействием разума и воли, то, соответственно тому, какая сила больше участвует в грехах или больше на них имеет влияния своим неправым действованием, разум ли или воля, и грехи получают разные названия, оттенки и виды.

Дело разума в нравственной деятельности — уяснить человеку его обязанности и потом, в самом исполнении их, строго смотреть за тем, как, что и где исполнить. От неисполнения разумом как следует своего долга в том или другом случае происходят, с одной стороны, грехи неведения, с другой — грехи неосмотрительности.

Всякий помнящий себя и свое назначение должен, по мере сил и возможности, собирать познание о своих обязанностях и уяснять себе, что и как ему совершить. На то дана всякому совесть, сей неписанный закон, по которому, и не учась, узнают свой долг; в христианстве же к сему присоединяются открытое всем слово Божие, непрерывная проповедь в Церкви и устное слово пастырей, касательно коих написано: вопроси отца

143

 

 

твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). И еще: храни зело творити по всему закону, егоже возвестят вам жрецы (ср.: Втор. 24, 8). При всем том, однако ж, нередко каждому почти случается говорить: ах! я и не знал,— то есть упрекать себя в неведении, особенно если дело идет о частных случаях. Нос другой стороны, и не всякое неведение одинаково грешно. Касательно сего должно заметить:

а) кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистою совестью, без всякого сомнения и колебания,— того, собственно, один грех и есть грех неведения, то есть такое худое дело, которое человеком творится, но ему в полную вину не вменяется;

б) всякий человек, к себе и своему долгу невнимательный, живущий в беспечности и равнодушии к своему спасению, не извиняется, когда делает что худое по неведению. Ибо так как у него пет любви к добру, то он, хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает сто по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в

144

 

 

два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного;

в) такое неведение тем виновнее, чем развратнейшую показывает волю, именно: чем важнее предмет незнаемый, например, предметы веры и, особенно, главнейшие ее члены, обязанности, непосредственно к своему званию относящиеся; чем легче кому узнать то, чего не знает, или по способностям, или по внешним способам; чем более кто не только имеет, но и чувствует к тому побуждений;

г) самый верх нечестия в неведении, когда кто не знает не только по нерадению и беспечности, но и по отвращению или презрению, пребывая, однако ж, в том порядке, какого не любит. Это именующиеся христианами, а между тем поносящие христианство, хотя не знают его как должно.

И то есть обязанность человека, чтоб быть внимательным к себе и своим делам. Посему если кто и знает свой долг или то, как должно ему поступать, но в самом исполнении долга, или действовании по обязанности, не внимает себе и вследствие того делает разные ошибки и проступки, то он грешит, и грехи такого рода называются

145

 

 

грехами неосмотрительности и опрометчивости.

Касательно сего рода грехов должно знать:

а) что в настоящем нашем состоянии расстройства сил, или их подвижности и неустойчивости, нельзя за всем усмотреть и внутри и вовне. Потому, если кто из строго наблюдающих за собою, живущих с бодренным сердцем и трезвенною мыслию, нехотя, сам не зная как, впадет в какое прегрешение мыслию, словом или делом и потом, заметивши его, тотчас отвергнет ненавистью сердечною, а себя освятит покаянною молитвою: от тайных моих очисти мя (Пс. 18, 13); того проступок невинен: это дело немощи, но не злонамеренности. Только главное: заметивши, надо отвергнуть сердцем, ибо, кто примет его после и усладится им, тот после изберет то, чего прежде не видал и что совершил, не зная и не избирая;

б) тот же, кто, хотя и внимателен к своему долгу, имеет желание быть исправным как следует, только в час действования позволяет себе предаваться влечению своего характера или чувствам сердца, например: вспыльчивости, веселонравию, суровости, ложной снисходительности и прочему; того

146

 

 

дела суть дела преступной неосмотрительности, и потому грешны. И грех их тем значительнее, чем предмет их дела и сам по себе, и по своим последствиям важнее, чем более опыт обличал уже не доброту такого поведения и чем легче человеку поправить такую ошибку. Виновность здесь умаляется только старанием поправлять себя, что делается не вдруг, а постепенно и потому среди падений;

в) человек рассеянный или решительно небрежный и неблаговолительно смотрящий на добродетель и нравственность есть в корне злой грешник. Его греховность тем более тяжка, чем бесстыднее его неглижёрство, настоятельнее презорство к долгу и яснее сознание всего сего.

Так трезвитесь и бодрствуйте! Препояшьте чресла помышлений ваших. Надо обоими глазами смотреть под ноги, чтоб не поткнуться. И молитесь: стопы моя направи по словеси Твоему. Бог в помощь!


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.