13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт О возрастах христианской добродетельной жизни
XIII
О возрастах христианской добродетельной жизни.
Понуждаюсь сделать из предложенного рассмотрения сторон или видов добродетели один не бесполезный в жизни вывод. Прошу прослушать! Не пригодится ли?
Показанные три стороны добродетели, как видно из их свойств, находятся в непрерывной между собою связи и взаимнодействии. Но неточное начало всего — ревность по христианской жизни, утверждаемая благодатию в Таинстве Крещения или Покаяния. Она чрез беспрерывный ряд дел осаждает в духе и сердце человека и добрые расположения. Надежда и крепость нравственной жизни состоят в сих расположениях, почему не должно оставлять труда и забот, пока они не утвердятся, равно как и не ослабевать от того, что они не так скоро утверждаются, как бы хотелось. Древо, недавно посаженное, легко исторгается, а древо укоренивше-
118
еся требует больших трудов от того, кто хотел бы его исторгнуть. Так и добрые расположения в начале только что предпринятого доброго жития ненадежны, шатки, изменчивы; но, чем более стоит человек в делах им соответствующих, тем они становятся прочнее, глубже укореняются в сердце и обращаются в естественные как бы расположения. По мере же внедрения в сердце добрых расположений изгоняются из него злые, и душа все более и более становится чистою. На сем основании законно должно различать разные состояния христианина добродетельного, по его возрастам духовной жизни. В слове Божием сии возрасты обозначаются сравнением усовершенствования духовной жизни то с развитием семени, которое сначала дает траву, потом клас, наконец и пшеницу (ср.: Мк. 4, 28), то с естественными возрастами человека, каковы: младенческий, юношеский, мужеский или совершенный (см.: 1 Ин. 2, 12—14; Евр. 5, 14). Три же степени возрастания духовного означаются и у святых Отцов: новоначальные, успевающие и совершенные, или степени обращения, очищения и освящения 1).
1). См.: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. 26, 1.
119
Что свойственно каждой из сих степеней, определить очень трудно. Общий закон возрастания тот, что от зачатия жизни, как искры или семени, до совершенного ее развития в пламень или древо плодовитое или до явления ее во всей чистоте и полноте, доступной в здешней жизни, все время проходит в подвиге и борьбе, в коих искореняется зло и насаждается добро: но, где именно поворот с младенческого возраста на юношеский, с юношеского на совершенный, определить с точностью нельзя. Ибо движение жизни духовной, как и движение тени солнечной или возрастание тела, совершается без скачков с мудрою и непрерывнейшею постепенностью. Только некоторые черты, на основании слова Божия и писаний Отеческих, можно указать в сем отношении.
Младенческий возраст. Это период от зачала жизни христианской до образования порядка сей жизни и правил действования вообще. Нужно, например, установить, как вести себя во внешнем порядке своей жизни, и притом в разных случаях и разным лицам, так, однако ж, чтоб это и отношений не расстраивало, и духу не мешало. Попасть на истинный путь очень трудно, почему прибирается то то, то другое. Равным образом и
120
во внутреннем действовании против смущающих помыслов и страстей установить действование так, чтоб легко и замечать, и покорять их, можно не вдруг. Так, пока установляются, так сказать, формы жизни, во все это время длится период младенческий в духовной жизни, которому и свойственны, как младенцу, нетвердость, незрелость, детское рассуждение и детское слово, как говорит апостол Павел (см.: 1 Кор. 13, 11). Младенцам о Христе и предлагается млеко, а не крепкая пища (ср.: Евр. 3, 12—13), начала Христова слова (ср.: Евр. 6, 1), словесное и нелестное млеко, да о нем возрастают во спасение (ср.: 1 Пет. 2, 2). По такой нетвердости и незрелости, они легко колеблются, а нередко и увлекаются всяким ветром учения, в коварстве козней льщения (см.: Еф. 4, 14), и в самых побуждениях допускают более снисходительности, нежели отрешенности от всего (см.: 1 Кор. 3, 1—3). Однако ж им усвояется отпущение грехов ради имени Христова,— познание Отца (1 Ин. 2, 12—13) и вкушение благости Господней (ср.: 1 Пет. 2, 3). Познание в Боге Отца — очень характеристическая черта. Дитя долго не смыслит и не различает от чужих ни отца, ни матери, но потом
121
начинает различать их, и вместе с тем начинается у него радость жизни. И человек-грешник, пока не обратится к Богу, не знает Его, Отца человеколюбивого: но, обратившись, в первый раз видит грозным Судиею, потом, очистившись в Крещении или покаянии, вкушает благость Его и ощущает Его Отцом. Действительно, если судить по внутреннему человеку, то чувство Отеческой Божией попечительности есть отличие младенца о Христе. Господь для них путь: Он невидимо проводит их чрез этот нерешительный период жизни. Из побуждений у них более страх. У святого Иоанна Лествичника приписываются сим новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и другое 1).
Возраст юношеский. Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений. Как на войне, по установлении порядка войск, начинается война или у земледельцев, по приготовлении нужного, начинается сеятва: так и здесь, когда формы жизни установились, начинается решительное преследование зла в
1) См.: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. 26, 16.
122
себе со вкоренением добра. Это не значит, чтоб в младенческом возрасте зло попускалось, но что оно теперь преследуется, так сказать, систематически, неопустительно. Как в естественной жизни юноше предлежит труд образования себя, так и в духовной. Почему в слове Божием говорится о юношах духовных, что они крепки, что слово Божие пребывает в них, и они победили лукаваго (cp.: 1 Ин. 2, 14). Слово Божие, прежде с детскою простотой принятое, теперь обращается в сок их и кровь, пребывает в них и сообщает им крепость жизни, по коей они суть не слышатели только, но и творцы слова и силою его, как мечом, отражают и поражают лукавого. Господь Иисус Христос есть для них истина; то есть истина искушения и спасения, пребывающая вне всякого, теперь переходит и вселяется в их сердца. У юношей характеристическое чувство есть чувство силы в Боге. Вся могу о укрепляющем мя Господе (ср.: Флп. 4, 13). Юноша живет надеждами, почему и из побуждений ему свойственнее несомненная надежда достижения совершенства и получения вечных благ, хотя сим не исключаются и другие побуждения. У святого Иоанна Лествичника им усвояются преимущественно подвиги ду-
123
шевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие 1).
Возраст мужеский. Это — время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ. Земледелец, после жатвы вкушающий плоды трудов, также тесто, заквашенное и вскисшее, вполне образовавшееся,— это образы совершенного возраста. Премудрый Сирах изображает действование премудрости, как она сначала мучит и испытывает любимца своего, потом обращается к нему, возвеселяет его и открывает ему тайны свои (см.: Сир. 4, 18 и далее). Это последнее — характер духовного мужа. Мужу мы приписываем твердость, степенность, непоколебимость, опытность; и духовному мужу слово Божие усвояет такие же совершенства: ему свойственна твердая пища (см.: Евр. 5, 14), чувствия обучена в разсуждение добра же и зла; познание безначальнаго, исконнаго (ср.: Евр. 5, 14; 1 Ин. 2, 13—14); то есть им открываются сокровеннейшие Божественные свойства и тайны, тогда как у юноши и младенца более свойства являемые, как бла-
1) См.: Преподобный Иоанн Лествичник. Лестница. 26, 17.
124
гость и могущество. Из побуждений им свойственнее любовь: ибо, пришедши в меру возраста исполнения Христова, они истинствующе в любви возращают в Того всяческая, Иже есть глава Христос (ср.: Еф. 4, 13, 15). Господь для них живот, их оживляющий и исполняющий (ср.: Гал. 2, 20). Почему, живя уже не себе, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5, 15), они вся уметы вменяют (ср.: Флп. 3, 8), за превосходящее разумение Христово. Святой Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и прочее 1).
Приложу еще два-три замечания о возрастании в духовной жизни вообще.
1) Что ему пределов назначить нельзя. Христианам поставлено целью быть совер-
1) См.: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. 26, 18.
125
шенными, якоже Отец Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 48). Стремление же к воображению на себе бесконечного образца должно проводить человека чрез бесконечные степени;
2) что совершенство не части какой касается, а обнимает всего человека и по духу, и по душе, и по телу, во всех частях и силах его существа, и в премудрости (ср.: Лк. 2, 52), и в вере (ср.: Лк. 18, 8), и в надежде (ср.: Рим. 15, 13), и в самоотвержении и самоуничижении (ср.: Флп. 2, 7—8), и в умерщвлении и освящении тела (ср.: 1 Кор. 9, 27; Рим. 8, 11). Вообще совершенному свойственно все то, что в слове Божием усвояется облагодатствованпому;
3) что все возможные на земле степени совершенства суть высшие только относительно; они не означают чистоту и зрелость окончательную, а тем более не исключают возможностей падения. Почему апостол Павел, с одной стороны, заповедует: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. ю, 12), с другой — уверяет о себе: аз не у себе помышляю достигша (Флп. 3, 13). Посему нет времени, когда бы можно было сказать нам: довольно; но непрестанно долж-
126
но начинать; непрестанно взгревать дары Божии (ср.: 2 Тим. 1, 6) и стремиться неутомимо на совершение (ср.: Евр. 6, 1). Макарий Великий свидетельствует, что и совершенные не пребывают на одной степени, а иногда повышаются, иногда понижаются и что даже им невозможно пребывать всегда на высших степенях, по невыносимости сего для тленной нашей природы 1). Святой Лествичник приводит в пример Ефрема Сирианина, который, восходя на верх бесстрастия, взывал к Богу: «ослаби ми волны благодати Твоея; подобно тому, как Давид молился: ослаби ми, да почию (Пс. 38, 14)» 2).
Но довольно о сем! Посмотрим после сего: где мы? Начало, может быть, положено... а сделан ли после того шаг вперед, Бог весть. Хотя об одном да будет попечение, чтоб не погасла ревность. Пока она есть, все еще есть надежда на успех. Может быть, подвигнемся иногда на какое-либо добро и хоть на волосок прибавим себе росту. А как она погаснет, тогда всему конец. Господь да будет вам охрана и крепость!
1) См.: Преподобный Макарий Египетский. Беседа 8, 4.
2) Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. 29, 8.
127
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.