Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Прощение долгов ближнему—спасение

16.

Прощение долгов ближнему—спасение.

Нынешнее Евангелие (Мат. 18, 23—35) поучает нас прощению обид. Послушаем Господа и положим исполнять сию св. заповедь Его.—Почему особенно?— Потому, что это есть ближайший и надежнейший путь ко спасению. Хочешь спастися, прощай всем и все, что на кого имеешь,—и будешь спасен: ибо так говорит Господь: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мат. 6, 14).—А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать?—Св. Пророк Давид говорит: блажени, ихже оставшимся беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, ему же не вменит Господь греха (Пс. 31, 1.2). Блажен,—стало быть, спасен.—И исполняется над таковым слово, еще издревле прореченное Пророком Моисеем: не ходи за море искать спасения: близ ти глагол есть в сердце твоем.—Прибавлю: глагол, коим в сердце изрекается всепрощение, аще кто на кого имать поречение (Кол. 3, 13).

В житейском быту, непрестанные у вас бывают, столкновения, непрестанные случаи к обидчивости и возмущениям сердечного покоя—мнимыми или действительными оскорблениями,—И вот то, что почти неизбежно, что само собою нападает на нас, Господь хочет обратить нам в куплю спасения и в

 

 

100

приобретение помилования. Поминутно оскорбляем бываешь: поминутно прощай, и поминутно будешь входить все глубже и глубже в область милосердия Божеского, во всепрощающее Божие помилование,—и сим помилованием, как одеждою какою, будешь одеян, огражден и защищен от всего, вредящего в тебе делу спасения.

Ничто так не сильно пред лицом Господа, как прощение обид;—ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия.—Н ничем так легко не искушаемся мы, как серчанием и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.—Стало, поминутно теряем мы вместо приобретения, которое само дается в руки. Простил бы,—приобрел бы покой в себе и помилование от Господа.—А не прощаешь,—внутренняя тревога увеличивается, и милости от Господа не жди.

Отчего бы это мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Полагаю—от невнимания к цене прощения. — Уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как лишение от обиды так представляется очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать,—и мы не прощаем.—Восстановляйте же, в минуты обидчивости, в мысли своей и сердце своем несомненное обетование за прощение,—обетование несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только сильна причинить обида человека. Тогда какая ни встреться обида, из сердца выйдет воодушевительный голос: есть из-за чего простить,—и мы простим.

Простим,—и прощены будем; еще простим,—и еще прощены будем; — и так непрестанно. — Про-

 

 

101

щающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, или в объятиях Божеского милосердия и любви.—Есть ли, в чем искать нам прощения? О как много!—Поспешим же прощать, чтоб прощенными быть.—И тем охотнее, что то, что простим, ничтожно; а то, в чем будем прощены,—так ценно, что и в сравнение с тем не может идти. В притче нынешней—наши грехи против Бога оценены тьмой талантов, а грехи других против нас сотнею динариев.—По нашему счету, примерно, положить—то в 1000 р., а это—в копейку.—На копейку приобрести 1000 р.!—Если б в житейском быту открылась где-либо возможность такого приобретения, никого бы не удержал: все бросились бы туда.—Но никакое, самое рассчитанное, приобретение на земле так не верно, как верно обетование Господне,—и никакая оценка в земных вещах так пе точна, как точна сравнительная оценка грехов наших и обид, нам причиняемых: ибо она изрекается Богом правды.—Так, помяни грехи, в коих прощен, или ищешь прощения, и—то из благодарности за милость полученную, то в несомненной надежде получить милость желаемую и искомую—прощай,—прощай широким, отверзтым, щедрым сердцем.

Пусть обида несколько унижает тебя, или причиняет какой ущерб.—Ведь Господь все видит.—Видит движение сердца твоего, назирает за склонением его к прощению, утешается совершением там прощения и оценивает жертву твою такою ценою, какой ты и вообразить не можешь. Припомните сказание об одном иноке, который жил не так строго, но никого не осуждал, когда видел что худое, и не обижался, когда терпел что от кого,—Когда он уми-

 

 

102

рал, братия со скорбью окружали его одр, но он был светл лицом и радостное являл сердце. Опросили его, что значит, что ты в таком состоянии?— Он ответил им: простите меня, отцы и братия! — Я грешный и нерадивый монах; но в жизни моей никого не осуждал и ни на кого не имел скорби;— и вот Ангел Господень пришел ко мне и сказал: не осуждал ты,—не осуждает и тебя Господь. Прощал ты,—прощает и тебя Господь.—Ради слов сих сердце мое от радости выскочить хочет.—Так он и скончался. Видите, какое воздаяние. Как же говорить можно: из-за чего прощать?

Кроме видимого порядка есть невидимый, кроме настоящего мира—век грядущий. Когда бы нам туда переселиться мыслию и сердцем; иные были бы у нас мысли, иные речи, иные дела,—так иные, что сего века люди, смотря на нас, стали бы считать нас буиими.—По духу мира, кто не взыскателен и все прощает, того считают не имеющим достоинства: а по настоящему, то и достоинство, чтоб прощать. Прощающий по заповеди Господа и упованию христианскому — есть человек иного, лучшего мира. Оттуда принимает он внушения и тамошние порядки соблюдает. С земли и по земному смотрящие на него—не умеют понять его.—Он делом исполняет то, что указал Апостол: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (и Кор. 3, 18).

Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, — взойдешь и к высшему. Первая степень необидливости, несерчания и, стало быть, прощения есть молчание уст. С этого

 

 

103

и начинай. Когда обидят,—пересиль себя, промолчи,— подражая Пророку Давиду, который говорит о себе: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5). Сделай так однажды,—в другой раз легче промолчишь.—Чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой; а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум. Тогда будешь пред обидами, что твердая стена пред ударами песчинок, ветрами возметаемых.—Вот до чего дойдешь, когда начнешь одолевать себя молчанием?—А не начнешь одолевать себя, все более и более раздражаться будешь,— и дойдешь до такой подвижности на гнев, что всякая малость будет выводить из себя.—А при этом как жить, не говорю по-христиански, — по-житейски порядочно! — Без труда ничего не приобретешь; хочешь нравственной доброты,—трудись над сердцем. Господь снабдил его таким свойством, что повторение действий облегчает труд совершения их и ограждает расположение к ним.—Частое прощение обид не только сообщит легкость прощению и навык к тому;—но разовьет даже жажду обид, Господа ради, при которой ударенный в ланиту подставляет другую, лишенный ризы отдает и срачицу и принужденный идти поприще едино идет два.—Это высота, которая кажется для нас недосязаемою, на которую однако ж начавший, как следует, прощать—восходит легко, натурально, без особых напряжений. Прощение есть добродетель самая привлекательная, тотчас в сердце награду за себя приносящая.

Имея сие в мысли, благословим Господа, что так подручный нам даровал способ взойти на такую высоту, и помолимся, чтоб Он даровал нам силу

 

 

104

и разум—прощать, да прощены будем и сподобимся блаженного помилования и прощения. Аминь.

23 августа, 1804 г.

В неделю 11-ю
по Пптпдесятнице.

 


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.