Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 250. (глава 135).

Письмо боголюбезнейшего епископа Александра, Феоворита, Авива, Илиада, Мары, Давида, Акилина, епископов Евфратисийской области (рrоvinсiае), к Августам1), которым они сообщают о том, что было совершено Антгохийцем (Иоанном) против них различными способами (diversis vicibus).

Бог украсил благочестием правление ваше, почему оно и пребывает и пребудет весьма долгим, ибо Он сам покровительствует вам: — в этом часто убеждало (нас) правление ваше самыми делами. Защищайте же и вы, христолюбивые, подвергающуюся нападениям Церковь Его — не потому, чтобы она нуждалась в утешении руки человеческой, но чтобы самим вам приобрести негибнущие и вечные венцы. Расскажем кратко, что это за война. Прежде мы ходили в Ефес по причине возникших церковных вопросов. Но там некоторые, не сошедшись и не переговорив (с нами), без суда и исследования низложили святейшего епископа Нестория, а другие воспротивились этому низложению, называя его несправедливым и незаконным: из них первым был предстоятель Антиохийский (Иоанн), как это известно и вашему благочестию. Многие со-

_______________________

1) Это были Пульхерия и Марина, сестры императора Феодосия Младшего.

420

 

 

стязания он (Иоанн Антиохийский) переносил за него (Нестория) в Ефесе и еще большие — в Халкидоне в консистории1) и пред благочестивейшим и христолюбивым императором нашим, называя того мужа (Нестория) православным, а его низложение обвиняя в незаконности. Но после того, как он возвратился оттуда, он и низложение принял и учение истины анафематствовал. К сему он присоединил еще и другую несправедливость, худшую этого, ибо он решительно нападает на тех, которые не хотели участвовать в этом человекоубиении и нечестии. Посему он воссвирепствовал и против нашей области (provinciam) и вопреки правилам святых отцов2) посвятил двух епископов3), — мужей гнусных и извращенных, совершающих всякое непотребство. Он также отнял и разорил (pervasit) мученический храм (martyrium) святого и добропобедного мученика Сергия, который находился в ведении Иерапольской церкви, и недавно,— вопреки обычаю,— поставил там епископа, несправедливость которого ни для кого не тайна, но известна всем. Посему мы были вынуждены отправить боголюбезнейших клириков и монахов с этими письмами, чрез которые просим ваше благочестие не презреть церквей Божиих, но сообщить о таковых несправедливостях против нас благочестивейшему и христолюбивому государю (principem) нашему (императору Феодосию) и убедить его, чтобы его владычество приказало отменить (vасаге) незаконные посвящения, а производить эти посвящения епископам нашей области (ргоvinсiае) согласно правилам святых и бла-

_________________________

1) См. к письму 164-му на стр. 278,4.

2) См. к письму 249 (гл. 133) на стр. 418,1.

3) Афанасия и Мариниана. См. письма 247 (гл. 128) и 249 (гл. 133) на стр. 411—412, 417—418.

421

 

женных отцов и возвратить базилику (basilicam) святого и добропобедного мученика Сергия в ведение церкви (sub ecclesiam)1) той митрополии, которой она была подчинена по древнему обычаю; при сем следует приказать, чтобы был восстановлен и этот великий храм и т. высочайшие стены и все другие здания при тех постройках. Вашей святости приличествует и эту несправедливость удалить и укрепить правила святых и блаженнейших отцов, молитвами которых ограждается ваше правление.

________________________

1) Для терминологии не излишне заметить, что святилища в честь и над останками мучеников назывались по-гречески: μαρτύριον (Euseb. Vita Const. IV, 58. Socr. h. e. IV, 18. Athanas. hist. Arian. ad. monach. 37: Migne gr. XXV, 735. Theodoret. epist. 152 и 153: Minge gr. LXXXIII, 1441. 1444; p. пер., стр. 255. 258 и 519. C. I Gr. 8616; иногда в смысл. праздника в честь мучеников Basil. M. regul. fus. 40: Migne gr. XXXI, 1020), μαρτύριος οἶϰος (Euseb. Vita Const. III, 48), σηϰός (Greg. Nyss. in quadr. martt.: Migne gr. XLVI, 784. Theodoret. h. e. IV. 28; gr. affect. cur. VIII, 918; epist. 144 и 154: Migne gr. LXXXIII, 1028 1373, 1445; p. пep. стр. 190, 259 и 519. Evagr. h. e. I, 16; II, 3; cp. Suidas s. v. и Pollux Onom. I, 6), ναός (Sophron. in S. Cyr. et Joh. 7: Migne gr LXXXVII, 3, 3388. Basil. Sel. Vita Theclae 17: Migne gr. LXXXV, 593. Sozom. h. e. IX, 2. Le Bas-Waddington, Voyage archeol. VI, 1915. 2412. 2477), τέμενος (Sophron. in S. Cyr. et Joh. 46: Migne gr. LXXXVII, 3, 3596. Evagr. h. e. IV, 33, и cp. II, 3. Theodoret. gr affect. cur. VIII: Migne gr. LXXXIII, 1028), οἶϰος (Greg. Nyss. Vita Macrinae: Migne gr. XLVI, 993. Theodoret. epist. 160: Migne gr. LXXXIII, 4457: p. пер., стр. 269), εὐϰτήριος οἶϰος (Sozom. h. e. V, 20. Theodoret. epist. 157. 158. 160. 161: Migne gr. LXXXIII, 1452. 1456. 1457. 1461; р. пер., стр. 264. 267. 269. 273. и 519 C. I. Gr. 8638), δόμος, (C. I. Gr. 8039), a по-латыни: memoria, (August. de cura pro mortuis 4; de civ. Dei XXII, 8, 9. 15. Paulin. epist. XXXII, 12. 13; XVII, 2; в смысле останков: C. I. Lat. VIII, 8632. Revue archéol. 1896 г., XXIX, 393. Bulletin de la société des Antiquaires de France 1893 г., 238; в смысл. вместилища их, или гробницы: August. de сiv. Dei XXII, 8. 11; в смысле мученического праздника: August. tract. LXXXIV, 1 in Evang. Joh.: Migne lat. XXXV, 1847), martyrium (Isidor. Etym. XV, 4, 12: Migne lat, LXXXII, 545, Rufin. h. e. II, 27. Hieronym. Chron. ad an; 374. Synodicon. cap. 8 и 135: Minge gr. LXXXIV, 594. 750: р. пер., 444 и 421. Cod. Theod. IX, 17, 7), basilica, (Hieronym. epist. CVII, 9: Migne lat. XXI. 875. Synodicon. cap. 8: Minge gr. LXXXIV, 594; р. пер., 444. Gennad. de eccl. dogm. 73: Migne lat. LVIII, 997. Paulin. epist. XXXII, 13), templum, (Prudent. Peristeph. XI, 215 и y проф. П.И. Цветкова, Аврелий Прудеиций Клемент, Москва 1890, стр. 194 в прилож. Paulin. саrm. ХХIII, 114. Gregor. Tur. gloria martt. 54; mirac. Julian. 28), domus и aedes, (Prudent. Peristeph. II, 527 и y П.И. Цветкова на стр. 89 в прилож. Paulin. carm. XXIII, 37; XVIII, 434. Gregor. Tur. gloria martt. 34, 45, 65; cp. August. epist. XXII, 3: Migne lat. XXXIII, 91), concilium (Liber Pontif. Damasua: Migne lat. CXXVIII, 73. Gaudent. Brix. serm. 17 fin.: Migne lat. XX, 971. Hieronym. epist. LX, 12: Migne lat. XXI, 596). Термин έϰϰλησία (ecclesia) не употребляется в этом смысле и иногда прямо отличается от μαρτύριον (Chrysost. in 1 Thess. hom. XI, 4: Migne gr. LXII, 466. Conc. Chalced can. 6). μαρτυρίων σηϰοί, basilicae martyrum (Theodoret. h. e. IV, 28. Hieronym. epist. CVII, 9: Migne lat. XXI, 875).

422


Страница сгенерирована за 0.51 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.