Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 23. Патрицию Ареовинду

Письмо 23. Патрицию Ареовинду2)

Творец и Устроитель всего3) распределил между людьми богатство и бедность не в силу несправедливого решения, но в скудости бедняков подавая богачам повод явить себя полезными (чрез благотворения). Подобно сему он посылает людям бедствия не только потому, что совершает праведный суд над погрешившими, но еще для того, чтобы и

______________________

2) Ἀρεοβίνδᾳ πατρικίῳ. Кажется, это тоже самое лицо, которому адресовано ХVIII-е письмо из числа изданных Саккелионом (см. ниже под № 193-м), надписанное так: Ἀρεοβίνδῳ στρατηλάτῃ. Этот патриций, Флавий Ареовинда Марциалий, был консулом (cos. ord.) в 434 году, упоминается между полководцами, отправленными Феодосием Младшим против полчищ Аттилы (Theophanis Chronographia: Migne, gr. ser. t. CVIII, col. 264. 265). Смерть его комит Марцеллин относит к 449 году (Chronicon: Migne, lat. ser. t. LI, col. 928), когда он был «государственным канцлером». Внук этого «стратилата» Ареовинда патриция, сын Дегалоифа (cos. ord. 461), — тоже Ареовинд (cos. ord. 506), женатый нa Юлиане (дочери Оливрия и Плакидии), был вместе и правнуком Аспара (по женской линии — чрез свою мать Диагисеею или Годисеею, дочерь сына Аспарова Ардавурия, cos. ord. 447), способствовавшего новому возвышению блаж. Феодорита (см. письмо 139-е). См. H. F. Clinton, An Epitome of Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinople, from the Death of Augustus to the Death of Heraclius (Oxford 1853), p. 278, и y † проф. В.В. Болотова в «Христ. Чтении» 1892 г., № 7—8, стр. 78—79), а также примечание (σελ.15) Саккелиона к изданному им письму XVIII (198)-му.

3) Рукопись Саккелиона (σελ. 43): Бог всяческих.

27

 

 

богачам доставить предлог к человеколюбию. Итак, когда в предшествующем году Владыка навел на нас те бичи, значительно легчайшие согрешений наших, но достаточные для удручения земледельцев (об этом я уже извещал ваше благородство [μεγαλοφυίαν] чрез ваших поселенцев1); то я прошу вас: сжальтесь над землепашцами, понесшими труд2) но получившими мало плода! Да будет для вас неплодородие случаем к духовному3) плодоносию и да восприимете милость божественную за подобную милость. Ради этого приходил к вашему величию (μέγεθος) и светлейший4) Дионисий, чтобы сообщить о страданиях и получить врачевание; он же приносити эти письма, как бы некоторое моление, надеясь достигнуть чрез них большего человеколюбия (от вас).

_______________________

1) γυπόνων. Это суть колоны (coloni), каким словом назывались как рабы, так и свободные люди (см., напр., Г. Финлей, Греция под римским владычеством; перевод с английского Софьи Никитенко, Москва 1877, стр. 139). Этот институт получил начало при Диоклетиане и означал целый класс несвободных, или крепостных, крестьян, обрабатывавших земли землевладельцев — собственников (поссессоров) и обязанных известными повинностями последнему и государству См. Шлоссер, Всемирная история в переводе под редакциею Н.Г. Чернышовского, т. IV (Спб. 1862), стр. 451. К. Неволин, Энциклопедия законоведения, т. II (Киев 1840), стр. 378—379. Ф. Проскуряков, Институты императора Юстиниана (Спб. 1859), стр, 71—72. Проф. Н.А. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI веке, от смерти императора Василия II. Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина (Спб. 1884), стр. 231—232. 236 сл. М. Белоруссов, Колонат; очерк возникновения римского крепостного права, Варшава 1903. О колонате см. еще у проф. И.М. Гревса в «Журнале Министерства Народного Просвещения» 1889 г., №11, стр. 125—165; №12, стр. 307—354 (по поводу книги Fustel de Coulanjes, Recherches sur quelques problèmes dhistoire Ï Le colonat romain, Paris 1885); Фюстель де-Куланж, Римский колонат, перев. под редакцией и с предисловием проф. И.М. Гревса, Спб. 1908.

2) Рукопись Саккелиона (σελ. 43): произведшими посев.

3) Рукопись Саккелиона (σελ. 43): отеческому.

4) Δαμπρότατος — clarissimus: см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel Iena 1903), S. 10—22: Prof. Otto Hirschfeld, Die Rangtitel der rӧmischen Kaiserzeit в «Sitzungsberichte der Kӧniglich Preussichen Akademie der Wissenschaften zu Веrlin» XXV (1901), S. 580 ff.


Страница сгенерирована за 0.51 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.