Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 125. Афонию, Федориту, Нонну, Скилакию, Афоонию, Иоанну — декурионам Зевгмы

Письмо 125. Афонию, Федориту, Нонну, Скилакию, Афоонию, Иоанну — декурионам1) Зевгмы2)

Я узнал твердость и силу веры вашей и исполнился радости, потому что ваша вера весьма велика. Так как мы, покланяющиеся вечной Троице, составляем одно тело, то естественно, что здоровым членам сорадуются и все прочие члены. Это говорит и божественный Апостол: аще славится уд3), с ним радуются вси уди (1 Кор. XII:26). Посему сорадуюсь вам, поборающим за апостольские догматы и подражающим тому славному Навуфею (3 Цар. XXI, I сл.) в более высоких вещах: ибо тот подвергнулся несправедливейшему убиению за виноградник, не желая лишиться отцовского наследия; вы же побораете не за виноградники, а за божественные догматы, отвращаетесь этой новой и лукавой ереси, затемняющей чистоту евангельского учения, и не допу-

________________________

1) См. к письму 42-му на стр. 43,2 и еще у проф. И. А. Покровского. Лекции по истории римского права (Спб. 1907), стр. 66 (и 60): В период монархии «самоуправление общин — civitates в своих внутренних делах продолжает сохраняться, хотя находится под сильным влиянием правительственного контроля. Органами самоуправления являются и теперь (сменивший муниципальные народные собрания) муниципальный местный) сенат — decuria и выборные муниципальные магистраты (decuriones) Сенат является в принципе местной административной властью: на нем лежит производство общественных работ, рекрутского набора взимание налогов. В этих финансовых делах все члены сената отвечают своим имуществом за всякие недочеты и недоборы и притом все друг за друга. Вследствие этого должность декуриова была отяготительною, и местная аристократия уклонялась от нее. Чтобы привлечь ее, римское правительство давало декурионам различные сословные и почетные преимущества».

2) Город Зевгма (τὸ Zεṙγμα) находился на правом берегу Евфрата, недалеко от Самосат (Страбон, География XI. 14: 15. XIV, 2: 29. [XVI, 1: 22. 23. 2: 1] по переводу † проф. Ф.Г. Миценка, Москва 1879, стр. 542. 678 763 765. Птоломей VI, 15 § 14 и Стефан Византийский). Ср. у блаж. Феодорита, «История боголюбцев» гл. 5, стр 76—77 (по изд. Спб. 1853).

3) Опускается ἓν, как и в א ΔВ.

157

 

 

скаете, чтобы число всесвятой Троицы уменьшилось или увеличилось. Уменьшают его усвояющие страдание божеству Единородного, а увеличивают осмеливающиеся вводить другого Сына. Но вы веруете в одного Единородного, как в одного Отца и одного Духа Святого; усматриваете в воплотившемся Единородном воспринятое естество, которое, приняв от нас, Он принес за нас, ибо отрицание его (человеческого естества) делает тщетным наше спасение. Ибо если божество Единородного бесстрастно (так как природа Троицы бесстрастна) и если мы не исповедуем того, что может страдать, то напрасно толкуют о страдании, которого не было: когда нет страдающего, как же могло быть страдание? Ведь мы проповедуем божеское естество бесстрастным, а подобно нам признают это и те. Как же, в таком случае, могло быть страдание при отсутствии страждущего? Тогда великая тайна домостроительства вместо истины явится чем-то кажущимся и призрачным. Эту басню пустили на свет Валентин, Вардесан, Маркион и Манес. Издревле же преданное церквам учение признает Господа нашего Иисуса Христа и по воплощении одним Сыном и одного и того же исповедует предвечным Богом и человеком в конце дней, ставшим таковым по воспринятию плоти, а не по превращению божества. Ибо если бы божеское естество потерпело пременение в естество человеческое, оно не осталось бы тем, чем было; а если оно уже не есть то, что оно было, в таком случае почитающие это ложно называют Его (Иисуса Христа) Богом. Но мы знаем, что Единородный Сын Божий неизменяем, как Бог и Сын Бога истинного: ибо мы научены божественным Писанием, что Он, будучи образом Божиим, принял образ раба (Филипп. II, 6. 7) и воспринял семя Авраамово (Евр. II:16), но не превратился в семя

158

 

 

Авраамово, и подобно нам приобщился плоти и крови (Евр. II:14) и души, бессмертной и беспорочной. Сохранив все это, Он принес за грешные тела Свое безгрешное тело, а за душу — душу, свободную от всякого пятна. Посему-то мы имеем надежду общего воскресения, ибо в первенце участвует весь род, — и как в Адаме мы сделались причастными смерти, так в Спасителе Христе получим участие в жизни. И этому ясно научил нас божественный Апостол: ныне бо, — говорит он (I Кор. XV:20. 21), — Христос воста от мертвых: начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть, — и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут. Пишу это ныне не с тем, чтобы учить, но чтобы напомнить, при чем стараюсь быть кратким, ибо, — как мне кажется, — я уже перешел размеры письма. Меня побудил послать это во всем благочестивейший и боголюбезнейший пресвитер и архимандрит Мекима (Μεκίμας)1), который, соблюдая обычай любви, совершил такой путь, сообщил нам о ревности вашей дивности и просил возжечь ее письмами. Я принял эту просьбу и написал письмо, а Владыку всяческих прошу, чтобы Он сохранил вас в вере и явил превосходящими сеющаго (Лук. XXII:31).

______________________

1) Не одно ли это лицо с Мокимом, экономом Иерапольским, которому адресовано письмо 258 (гл. 162)?


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.