Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Письмо 110. Епископу Антиохийскому Домну

Письмо 110. Епископу Антиохийскому Домну3)

Прочитавши твои письма, я вспомнил блаженней-

________________________

3) По Мартэну, — это есть письмо Домна к Феодориту (Pseudo Synode, p. 84—85 et not. 3. 4; Actes, p. 101, note b), но это сомнительно, как видно из нижеследующих примечаний (сир. 125,3.4). Письмо относится к июлю-августу 448 года.

123

 

 

шую Сусанну, которая, видя тех злодеев и веруя, что есть Бог всяческих, произнесла следующее дивное изречение: тесно ми отвсюду (Дан. XIII:22); но при всем том она лучше желала впасть в сети клеветы, чем презреть праведного Судию. И ныне, владыко, предстоит одно из двух (об этом мы уже часто говорили): или оскорбить Бога и поступить против совести, или подчиниться несправедливому суду человеческому. Но мне кажется, что благочестивейший царь об этом ничего не знает: ибо что мешало ему написать и приказать, чтобы была хиротония (на Тирскую кафедру вместо Иринея), если это ему действительно было угодно? Что же это в самом деле: — они издали грозят и пугают, а не посылают ясного об этом предписания? Одно из двух: или благочестивейший царь не согласился предписать, или же они делают это с тою целью, чтобы мы преступили закон и чтобы они могли потом потребовать суда над нами за преступление закона. Ведь у нас есть уже пример блаженного Принкипия: — в этом случае было так, что письменно приказавшие потребовали суда над тем, кто повиновался. Затем, и письма, которые я прочитал в тот день, когда прибыл курьер1), противны тому: ибо некоторый известный святой монах писал одному лицу, что он получил письма и от великолепнейшего спафария2) и славнейшего бывшего магистра, — письма, показывающие, что дело о бого-

_______________________

1) Δεκτικάριος = lecticarius, камер-паж, который приносил императорские письма, или — вернее — курьер (см. Migne, gr. ser t LXXXIV: Index graecus. Col. 1030); по другим, лектикарий — носильщик дорожных кресел, раб.

2) Σπαθάριος — лицо из числа судей префекта (Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 1119); по другим (E.A. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods from B. C. 146 to A. D 1100, New York 1887 , p. 1002) оно = ζιφηφόρος и означает члена императорской стражи — телохранителей ( σωματοφύλακες).

124

 

 

любезнейшем епископе, господине Иринее1) может принять лучший оборот и что они в воздаяние за такой труд просят молитв за себя. Посему я нахожу нужным писать клирикам, писавшим из царствующего города, следующее:

«Повинуясь избранию боголюбезнейших епископов Финикии2), я рукоположил3) боголюбезнейшего епископа Иринея, зная о его ревности, великодушии, нищелюбии и других добродетелях, а кроме того и о правоте его догматов (православия). Ибо мы не знаем, чтобы он когда-либо отвергал, что Святая Дева — Богородица, или мыслил что-нибудь другое, противное евангельским догматам. А что касается его двубрачия, то в этом случае мы последовали своим предшественникам. Ведь блаженной и преподобной памяти Александр, украшавший сей апостольский престол4), вместе с блаженнейшим Акакием, епископом Верийским, рукоположил блаженной памяти Диогена, тогда как он был двубрачный; точно так же и блаженный Праилий5) рукоположил двубрачного Домнина Кесарийского. Итак, мы последовали обычаю и мужам славным, известным знанием и жизнью. Уведомленный об этом и о многом другом в том же роде, бла-

________________________

1) См. о нем у Н.Н. Глубоковского, Блаж. Феодорит I, стр. 165 сл. 168, прим. 38.

2) Епископ Тирский был митрополитом I-й Финикии, а потому по канонической практике V-го века утвердить избрание и рукоположить должен был «экзарх», Антиохийский предстоятель. См. и письмо 81-е на стр 83,1.

3) Эти слова вполне уместны лишь в устах Антиохийского предстоятеля — Домна, а потому † В.В. Болотов думает (см. «Христ. Чтение» 1892 г., № 7—8, стр. 84 — 89), что тирада в кавычках есть предложенный Феодоритом проект («черновик») ответа от имени Домна, к которому и должно относить ее содержание.

4) Епископ Антиохийский в 20-х годах V-го века, и потому данная фраза приличнее в устах Домна Антиохийского.

5) Епископ Иерусалимский, преемник Иоанна II, скончался 418 или 420 г. (Le Quien, Oriens christianus III, col. 162—164).

125

 

 

женной памяти Прокл, епископ Константинопольский, признал эту хиротонию и писал с похвалою и одобрением. То же сделали первенствующие в Понтийском диоцезе боголюбезнейшие епископы и все Палестинские, так что в этом не было никакого сомнения. Мы считаем нечестивым осуждать мужа1), сияющего многоразличными доблестями».

Это и подобное сему нужно писать по моему мнению; если твоя святость усмотрит (намерена писать) что-нибудь другое, то да будет так. Я несу уже одно, — как они думают, — наказание; готов, при помощи Божией, понести и другое; если они желают третьего и четвертого, мы, — при содействии божественной благодати, — перенесем и их, воспевая Владыку. Если же благорассудится твоему преподобию, то (подождем и) рассмотрим и ответы из Палестины и, обсудивши точнейшим образом, что нужно делать, так и напишем в Константинополь.

_______________________

1) Не быв под церковным судом, Ириней был, изгнан из Тирской церкви и лишен священства по императорскому повелению от 17-го февраля 448 года: см Mansi V, 418 Е. 420 А. Деяния вселенских соборов II, стр. 494; 2-е изд., стр. 194.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.